Сохранению внешнего вида и функциональности уделяется особое внимание. Им просто необходим тщательный уход и наведение лоска. И надо заметить, что на поддержание «формы» тратятся огромные деньги — гораздо большие, чем ежегодные расходы их владельцев на фитнес-клубы, солярии и массажные кабинеты. Даже солидным мужчинам неизменно хочется сфотографироваться на их фоне или украдкой дотронуться до них. Ну что, вы уже догадались, о чем речь?
Дороже, чем ultra-luxury
Если просмотреть списки самых дорогих автомобилей в мире, то на первых местах будут вовсе не современные представители класса ultra-luxury. Лидерские позиции удерживают так называемые олдтаймеры, или классик-кары, более известные как ретро-автомобили. При этом стоимость даже самых «навороченных» серийных моделей, которые выпускаются сейчас (таких, как SSC Ultimate Aero 6.3, Pagani Zonda C12 7.3 или даже Bugatti EB 16.4 8.0 W16), существенно ниже мировых автомобильных рекордов цен на ретро! Поэтому наиболее редкие и ценные ищут своих потенциальных владельцев не в салонах, а на аукционах.
Изучение «Топ-10» за последние несколько лет убеждает, что вне конкуренции представители марки Ferrari. Именно они продаются с аукционов по самым высоким ценам — до 28 млн дол.! Да-да, именно такую сумму заплатил в прошлом году один английский джентльмен за раритетный Ferrari 250 GTO 1963 года выпуска. На аукционе в Великобритании стартовая цена автомобиля составляла 11 млн фунтов стерлингов. В результате торгов она поднялась на 4,7 млн и достигла 15,7 млн фунтов стерлингов (28,7 млн дол.)!
Примечание
Суперкар Ferrari 250 GTO — это один из самых известных автомобилей, созданных для участия в гонках GT (класс Grand Tourismo). Такие модели выпускались с 1962 по 1964 год, всего менее сорока. Будущих владельцев этих супермашин определяли сам Энцо Феррари и его североамериканский представитель Луиджи Чинетти. После доработок предыдущей модели мощность двигателя выросла до 300 л. с., 100 км/ч спидометр показывал через 5,6 с, а скоростной максимум достигал 265 км/ч. За автомобилем закрепилось прозвище «Italiano Rosso Corsa».
В последнее время автомобилям марки Mercedes не так часто удается войти в топ-листы самых дорогих. Но почти 20 лет назад Mercedes не только побил все рекорды, но и долгое время удерживал первое место. Так, в 1990 году Mercedes W 196 Monoposto 1954 года выпуска французский предприниматель приобрел за 24 млн дол.! В 1980-х годах автомобиль был выставлен в музее немецкой компании, но, когда потребовались деньги на ремонт помещения, его решили продать.
Тогда и был поставлен 24-миллионный рекорд стоимости. А в конце 1990-х годов Monoposto вернулся в Германию, уже к новым хозяевам, но… потеряв в цене больше чем в два раза. В юности, на этапах «Формулы-1» 1954–1955 годов эта машина неизменно заезжала на пьедестал. На ней выступали известнейшие гонщики: Фанхио, Мосс, Клинг, Херрман. За серебристый цвет кузова и невероятные скоростные высоты, демонстрируемые на трассах Grand Prix, такие «мерседесы» окрестили «Серебряными стрелами».
Примером современного роскошного авто является Brilliance. Здесь вы можете купить Брилианс.
Не желает ли кто «Звезду»?
Сейчас (на момент написания статьи) на крупнейшем международном интернет-аукционе JamesList выставлена знаменитая «Звезда Индии» — Rolls-Royce Phantom II 40/50 HP Continental 1934 года. Кузов этого «всепогодного кабриолета» был изготовлен в единственном экземпляре компанией Thrupp & Maberly по заказу махараджи индийского города Раджкот. Имя Star of India он получил в честь найденного на Цейлоне огромного звездчатого сапфира весом 563,35 карата (по некоторым источникам, это самый крупный сапфир в мире). Пробег автомобиля за 75 лет жизни всего 1000 км.
«Звезда» рассчитана на семь человек. Особенно интересно сочетание полированного алюминия и оранжево-охристых элементов. В охре решена и интерьерная часть кузова, а пластиковая приборная панель имитирует оранжевый мрамор.
Star of India имеет множество наград крупных международных выставок. Пять лет назад в австрийском Тульне-на-Дунае этот кабриолет был признан самым красивым среди полутора тысяч других классик-каров. «Золотой розы Тульна» (Golden Rose of Tulln) он удостоен как самый прекрасный автомобиль в мире.
Принадлежит эффектный олдтаймер немцу Гансу Гюнтеру Заху, ценителю английских автомобилей. Коллекция в его собственном музее в г. Мюльхайме насчитывает немало интересных Rolls-Royce и Bentley. Но «Звезда Индии» является жемчужиной коллекции. Судя по всему, решение продать и ее, и ряд других автомобилей было обусловлено злополучным экономическим кризисом. Но если в августе этого года на торгах его стартовая цена была 10 млн евро, то сейчас ценник упал до 8,5 млн евро (12,565 млн дол.).
Если кто-то выложит за «Звезду» эту сумму, то она станет самым дорогим автомобилем, проданным в этом году. А пока Топ-2009 возглавляет Ferrari 250 Testarossa 1957 года, проданный на торгах RM Auctions в итальянском Маранелло за 12,4 млн дол. Еще один Ferrari (250 GT SWB California Spyder 1960 г.) ушел с молотка в Скоттсдэйле (США) за 4,95 млн дол.
Ретроокеан для ретродайверов
Подобно дайверам, фанатеющим от таинственного подводного мира, ценители олдтаймеров стремятся попасть в ретрогалереи, чтобы с головой погрузиться в мир технического антиквариата. В России их привлекает Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина, которая традиционно проходит в Москве весной и осенью.
Сентябрьская экспозиция вновь порадовала любителей старины шедеврами автомобилестроения: призерами различных конкурсов, привезенными из частных коллекций и музеев, выдающимися творениями инженеров и дизайнеров. Ряд российских и зарубежных антикварных салонов и бутиков привозят сюда и предметы антиквариата: винтажную мебель, произведения живописи, старинное оружие, книги, фарфор, бронзу, одежду, украшения. Дегустации элитных сортов виски и сигарно-кофейные вечера, зажигательные буги-вуги и показы ретрокостюмов, музыка прошлых лет и неспешно прогуливающиеся пары в нарядах середины ХХ века, — обязательные составляющие галереи. Многие предметы старины здесь можно не только посмотреть, но и купить. У рядовых посетителей всегда есть возможность порадовать себя сувенирами на «ретробазаре» — модельками машин, значками, открытками и др.
А чем ответит Питер?
Летом прошлого года под Петербургом, в Центральном парке Зеленогорска, открылся музей «Ретро-Авто». Основой его экспозиции стала коллекция клуба «Ретро-Юнион». А в июле 2009-го в рамках празднования 82-й годовщины образования Ленобласти благодаря инициативе этого же клуба в Выборге торжественно открылся более масштабный музей. Туда перекочевала самая яркая часть экспозиции из Зеленогорска, дополненная другими олдтаймерами из частных коллекций. И теперь у нас один из самых крупных музеев ретроавто в Европе!
Датой создания клуба «Ретро-Юнион» считается 15 сентября 1982 года. Именно тогда Опель «Олимпия» 1936 года выпуска положил начало его коллекции. Клуб поддерживает дружеские отношения с рядом зарубежных ретрогалерей, в том числе с постоянно действующей выставкой-музеем в Абу-Даби (Арабские Эмираты). К концу 2005 года сформировались три основных коллекционных направления: американские автомобили 1950–1970-х годов, именные автомобили известных персон прошлого века, а также экзотика и эксклюзивные модели, изготовленные на базе клуба по оригинальным проектам. «Ретро-Юнион» ежегодно участвует в автопробегах, приуроченных к историческим датам, праздникам или городским событиям.
Рассказывает Валерий Чебан, один из директоров «Музея Авто» в Выборге и владелец мастерской, обслуживающей его экспонаты: «Клуб «Ретро-Юнион» объединил множество коллекционеров редких и эксклюзивных автомобилей и мототехники. По мере увеличения коллекции стали задумываться о постоянном «доме» клуба, где можно будет выставлять собрание и проводить тематические мероприятия. Итогом стало создание зеленогорского музея ретроавтомобилей. Спустя некоторое время после его открытия возникла идея организовать музей, который вместил бы все автомобили клуба, а также машины других коллекционеров. Определилась концепция — развитие автомобильной промышленности в послевоенный период. Открытие решили приурочить к 50-летию проведения Американской Национальной выставки в СССР (25 июля 1959 года) и ответной выставки Советского Союза в США в рамках культурного обмена ядерных держав».
На двух этажах выборгского музея (общая площадь около 6 тыс. кв. м) представлено более 150 уникальных экспонатов. Зайдя в огромный зал, сразу обращаешь внимание на эффектные «кадиллаки», выполненные в плавниковом стиле (иначе аэростиль или детройтское барокко — модное направление автомобильного дизайна середины ХХ века). Его родоначальник — американец Харли Эрл, главный дизайнер General Motors, бывший военный летчик, служивший в одном полку с Антуаном де Сент-Экзюпери. После окончания войны ему хотелось создать автомобиль, который очертаниями напоминал бы самолет. И удалось: выступающие декоративные элементы напоминали хвостовое оперение самолета и вызывали ассоциацию с плавниками гигантской рыбы, откуда и плавниковый стиль. А детройтское барокко потому, что столицей автомобилестроения в то время был Детройт, где и производили «кадиллаки».
Можно выделить три вида детройтского барокко: вертикальное, горизонтальное и диагональное — по расположению «плавников». Сначала «плавники» были небольшие, но постепенно они приобретали все большую выразительность. Апофеозом стиля стал «кадиллак» «Эльдорадо» 1959 года с огромными «хвостовыми» стабилизаторами и выступающими сзади «самолетными» фонарями. «Эльдорадо» отличался не только фантастическим дизайном и высокой ценой, но и крайней неэкономичностью. Так что его могли позволить себе лишь кинозвезды или весьма состоятельные бизнесмены. Гордостью коллекции клуба «Ретро-Юнион» является автомобиль, принадлежавший королю рок-н-ролла Элвису Пресли, — двухтонный розовый дорожный линкор длиной 6,72 м и шириной более 2 м.
Валерий Чебан: «У Элвиса, как известно, было очень много автомобилей этой марки, которые по его требованию предоставляли официальные дилеры. Он дарил их всем своим друзьям, родственникам и верным поклонникам. «Кадиллаков» «Эльдорадо» выпуска 1959 года презентовал около 60 — это была его любимая модель».
Подарком Элвиса был и темно-коралловый «кадиллак» Мэрилин Монро, стоящий по соседству. Сергей Владимирович Надежкин, заместитель директора выборгского музея, рассказал, что цвет кинодива выбирала сама: «Необычный коралловый цвет, я такого раньше не видел. Говорят, что Мэрилин долго пришлось объяснять дизайнеру, что это должен быть цвет солнца на закате. Он был запатентован, и больше машин такого цвета нет».
Кстати, Сергею Владимировичу, равно как и Валерию Чебану, именно плавниковый стиль нравится больше всего. Валерий — счастливый обладатель «кадиллака» «Эльдорадо Биарритц» 1978 года выпуска. А наиболее интересным экспонатом музея он считает Ford Fairlane Skyliner Retractable 1959 года, тоже «плавниковый». Это первый в мире серийный автомобиль с убирающейся жесткой крышей, которая автоматически укладывается в багажник всего за 40 секунд с помощью 7 электродвигателей, 18 реле, 13 переключателей и 183 м кабеля.
Помимо шикарной коллекции моделей детройтского барокко, в экспозиции представлены: линейка «порше» и «мерседеса» (начиная с Мерседес-Бенц 170V 1938 года), спорткары, кастомы, пикапы, мускулкары, багги, трайки (трехколесные мотоциклы), мотоциклы «Харлей Девидсон» и «Индиан». В отдельном ряду автомобили руководителей нашего государства, а в центре зала первого этажа плеяда ГАЗа: «Волга», «Победа», «Чайка», ЗИМ и знаменитая «эмка» (ГАЗ М1 — символ советской эпохи и одна из самых распространенных моделей в СССР, выпускавшаяся с 1936 по 1948 год).
Некоторые экспонаты можно приобрести, как указано на специальных табличках, но большинство не продается. Одим из наиболее ценных — Lincoln Continental, подаренный Л. И. Брежневу Ричардом Никсоном. Темно-голубой, индивидуальной сборки, с черной велюровой обивкой салона, Lincoln Continental Mark V был вручен главе СССР на очередной встрече глав государств в Кэмп-Дэвиде в 1973 году. Стоил он в те времена 10 тыс. дол.
Еще один брежневский автомобиль — ЗИЛ-115, занимающий в музее почетное место, был подарен генсеку в честь 60-летия Октябрьской революции инженерами и рабочими завода ЗИЛ. Это первый экземпляр новой серии — номер кузова и шасси 001. В гараже особого назначения (ГОН) он тоже значился как автомобиль под номером один. Объем двигателя 7,5 л, мощность 350 л. с., скорость 250 км/ч, а вес 4,5 т! Уникальность этого ЗИЛа еще и в том, что все «жизненно важные» системы в нем дублированы. Нынешний владелец запретил химчистку салона, чтобы сохранить запах брежневского табака, якобы источаемый до сих пор обивкой.
Из «конюшни» Леонида Ильича в музее и эффектный «ситроен» DS «Богиня» 1975 года выпуска — подарок Жоржа Помпиду.
В списке его регалий первая строка в «золотой десятке» самых красивых автомобилей ХХ века. Футуристические формы кузова «Богини» — творчество итальянского скульптора и индустриального дизайнера Фламинио Бертони. Технически машину отличает саморегулирующаяся гидропневматическая подвеска.
В выборгском музее красуются и бронированный Mersedes S-Klasse Pullman W140, принадлежавший Б. Н. Ельцину, и «мерседесы» Владимира Высоцкого и Исаака Дунаевского, а еще Pontiac Tempest Юрия Гагарина, подаренный ему американцами. Передняя панель автомобиля первого космонавта особая: температуру в кабине, заряд аккумулятора, температуру масла, запас топлива, а также время показывают авиационные приборы!
Экспозицию и выборгского, и зеленогорского музея планируют периодически менять. Так что петербургским ценителям олдтаймеров будет где отвести душу, любуясь на роскошь в стиле ретро.