Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Картина с интеллектом

Декор / 29.11.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Рандеву с современной живописной абстракцией заставляет сделать вполне определенный вывод: большинство рассчитано на сиюминутный эффект. Несколько цветовых пятен, скульптурный рельеф мазка, буйство и экспрессия — чем не украшение для минималистского интерьера, погруженного в свой монохромный лаконизм. Увы, броские внешне, при внимательном рассмотрении такие работы зачастую обнаруживают отсутствие всякой художественности, рождая банальное «Я тоже так могу» или «Где-то это было». Тем заметнее исключения — живопись умная, с интеллектом и обаянием, такая не только цепляет издалека, но и, что не менее важно, удерживает вблизи.

Мимо иной работы и в самом деле пройти невозможно. В нее долго всматриваешься, погружаешься и выплываешь, делишься сполна своими эмоциями, восхищаешься и не можешь оторваться. Именно такие картины получаются у художницы Ольги Витвицкой. Они обладают каким-то магнетизмом и не отпустят, пока не очаруют и не заворожат, не заставят вдуматься и сопереживать.

Ольга рисовала всегда. Сначала была детская художественная школа, потом средняя школа при Академии художеств, после и сама академия, в которую она поступила в 1990 году. Даже учась на факультете архитектуры, в студенческой среде Ольга всегда была известна как талантливая акварелистка. После нескольких лет учебы в академии перевелась в Мухинское, на кафедру стекла и керамики. Впрочем, проучиться и там довелось недолго: рождение одного за другим двоих детей на годы отложило самозабвенное погружение в творчество, позволив реализовывать личные амбиции главным образом в материнстве. Живопись шла параллельно, не поглощая целиком, но и не отпуская далеко: несколько выставок, многочисленные работы, в том числе и под конкретный интерьер, самобытный стиль и, наконец, выпестованная годами и практикой своя, особенная техника и манера.

В тени Италии эпохи Возрождения

Ольга признается, что ей всегда было интересно сравнить высшую классическую школу изобразительного искусства, предлагаемую Академией художеств, и более модерновое образование Мухинского училища. При этом самой не повторяться ни в одном из вариантов, а найти нечто самобытное. Это одна из причин того, почему со временем она не стала восстанавливаться в вузе. И ничуть не жалеет об этом сегодня: ее работы не просто отличны от академизма — они всегда узнаваемы и очевидно рассчитаны на хороший вкус.

Основой своих профессиональных навыков и знаний Ольга считает именно детскую художественную школу. Все последующее, по ее словам, отражало лишь этапы взросления. В образовании, предлагаемом в художественных вузах, с которыми пришлось столкнуться в жизни, она более всего ценит среду, окружение как опыт общения с художниками.

В средней художественной школе были азы рисунка и живописи. В Академии — архитектура, которая, как Ольга довольно быстро поняла, не дает ей возможность самовыразиться, высказаться, сложить поэтический образ. Неслучайно «Муха» в свое время привлекала именно кафедрой стекла: это не только романтика работы у печи, это огонь — стихия, экспрессия, самостийность. А главное, никогда не знаешь заранее, каков будет результат: ты лишь отчасти контролируешь происходящее, а в это время на глазах рождается нечто, к чему ты вроде бы и не причастен.

Ольга и сегодня уверена, что настоящее художественное образование можно получить только в индивидуальных творческих школах. Как это было в Италии в эпоху Возрождения. Только так может добиться высот человек, одаренный от природы и умело направляемый учителем, который говорит: «Не делай, как я, не подражай — ищи, пробуй свое».

Созвучно коде интерьера

Картины художницы Витвицкой украшают стены нескольких частных галерей Англии и Германии. Сегодня она готовится к выставкам в Мюнхене и Берлине. Поэтому основная часть работ находится в ее собственной мастерской и рассчитана на публику подготовленную, на заказчика, который хочет не просто украсить интерьер ярким цветовым акцентом, а создать гармоничный образ и, быть может, обрести с произведением искусства общение на медитативном уровне. Для нее важно, как живопись смотрится в интерьере издалека, при этом огромное внимание художница уделяет тому, чтобы работы было интересно разглядывать вблизи. Именно в этом красота момента.

В силу удивительной декоративности, благодаря тонкости и изяществу цвета работы Ольги всегда органично вписываются в интерьер — не просто красивый и стильный, а дорогой, эксклюзивный, единичный. Сотрудничает Витвицкая с архитекторами и дизайнерами. Работает и с заказчиком напрямую, главным образом по рекомендации друзей и знакомых.

Ольга Витвицкая: «Тех, кто работает пастелью, среди живописцев обычно называют графиками. По ощущениям, живопись для меня — это не только масло. Но и пастель, и акварель. В моих работах ведь важна не только линия, но и цвет, движение цвета. В моем воображении главенствует именно цвет. И композиция рождается прежде всего именно потому, что возникают цветовые соотношения».

Надо сказать, что работает Ольга в самых разных техниках — от акварели до традиционного масла. Стилистически тяготеет к абстракции. Тему будущей работы она предлагает заказчику после общения с ним, знакомства с его видением и представлениями о собственном интерьере. Работа непременно должна быть созвучна интерьеру, поэтому имеет значение все: внутренняя архитектура, стиль, цветовое решение пространства. Формат, техника, сроки, стоимость, а также возможная конкретика обсуждаются заранее. И начинается творчество.

О. В.: «Я не для всех могу написать. И не для каждого интерьера. Мне важно почувствовать, что картина действительно необходима в интерьере. И именно моя картина. Должно быть взаимное притяжение. Тогда работа получается красивая, потому что идет легко, чисто и без исправлений.

Техника масляной пастели не допускает исправлений. Поэтому очень важны эмоции, личный контакт. Ведь живопись рождается из чего-то зыбкого, хрупкого. Должен возникнуть своего рода триумвират: архитектор — заказчик — художник. Если заказчик жестко навязывает свое видение, мне приходится отказываться от работы, потому что в этом случае я не смогу раскрыться, подарить что-то свое. Нужны тонкие взаимоотношения, понимание и стопроцентная вера художнику».

Совсем недавно один заказчик, приобретя работу художницы, стал моделировать под нее пространство кабинета. Именно творение Ольги стало источником вдохновения и определило образ интерьера: терракотовые стены, массивная старинная мебель, атмосфера респектабельной классики. Созвучными работе художницы оказались такие выразительные «объекты силы», как доспехи самураев.

Сдувая пыльцу

Удивительно, но свои столь мощные по энергетике работы Ольга создает в нежнейшей технике — масляной пастели. Она давно нашла идеальный тандем, взаимопроникающее сочетание: масляная пастель и бархат.

В пастели, по словам художницы, очень важна красота фактуры. Особенностью же масляной пастели является большое количество пигмента при минимуме связующего материала. Поэтому пигмент на бумагу ложится столь мягко, что напоминает пыльцу. Такая фактура способна сбить с толку, и многие действительно принимают работы Ольги за роспись по шелку.

О. В.: «Работа создается в одно касание. Цвет вплавляется в цвет, чтобы добиться нежнейших переходов. Увеличивается объемность. Завершают все штрихи масляной краской — они придают большую глубину или пышность.

Для меня огромное значение имеет насыщенность цвета, фактура, возможность вести работу тонко. У пастели огромные перспективы, в том числе и в силу ее богатейшей палитры. Это очень выразительная техника для создания эмоциональных сочных и откровенных работ. Почему масляная пастель мало распространена? Наверное, дело в том, что многие воспринимают ее как вспомогательный материал».

Ольга работает только высокопрофессиональными и очень качественными материалами, считая это условие обязательным для себя. Например, картон использует только музейный, известный своей прочностью. Пастель она давно выбрала французской марки Sennelier — исключительно мягкую и насыщенную. Художница очень серьезно относится к технике и всегда заботится о долговечности своих картин. Профессиональные материалы позволяют гарантировать, что со временем с работой ничего не случится, она не «поплывет», не рассохнется, не даст кракелюр. Ольга никогда не лакирует картины, потому что лак меняет цвет. Так что защитой нежной пастели всегда становится стекло.

По словам Ольги, технологических ограничений в масляной пастели нет. Можно создавать даже работы-гиганты. И если не существует картона нужного формата, можно прибегнуть к неизменно актуальным в интерьере диптихам и триптихам.

Последний штрих любой картины — рама. Ее Ольга всегда подбирает сама. Использует в основном итальянский или испанский багет, обязательно на благородной деревянной основе. Внешне все рамы чаще всего напоминают металлические — хром, позолота, бронза. И будь они в хай-теке или ар-деко, они всегда эксклюзивны и, как и сами картины, всегда уместны в стильном интерьере.

Слово экспертам

Досье автора

Ольга Витвицкая

В 1988 г. окончила среднюю художественную школу.

В том же году поступила в Академию художеств им. И. Е. Репина на факультет «Архитектура».

В 1991 году взяла академический отпуск в связи с рождением сына, через пару лет восстановилась в Академии и перевелась в Мухинское училище на кафедру «Керамика и стекло». В 1996 после рождения второго ребенка вновь взяла «академку», в вузе потом не восстанавливалась.

В 1997 году отправила свою работу на выставку в г. Казань. Примечательно, что работа так и не попала на экспозицию, так как тут же была куплена владельцем крупного банка для своего рабочего кабинета. Работы Ольги Витвицкой украшают частные интерьеры в Петербурге и Москве.

В избранном В избранное
2276
Предложения