Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

В стальной хватке декора

Декор / 29.01.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Каких только кованых расчудес не увидишь в загородном частном секторе! И не только проезжая по шоссе и с удовольствием вертя головой по сторонам. Как правило, кружевная калитка и флюгер на крыше, затейливый металл на окнах и оригинальный козырек над крыльцом — верные приметы того, что и в недрах дома на славу потрудился кузнец.

В самом деле, чего только не создают сегодняшние мастера по металлу. Технологических ограничений — почти что никаких, при этом в арсенале широчайший спектр материалов и подручных средств. Твори — не хочу. Сложнее сказать, чего в наши дни нельзя выдумать и выковать для заказчика, любящего авторскую ковку, понимающего красоту металла и ценящего искусство и труд художника-кузнеца.

Василий Кондуров — один из современных Гефестов. Работа с металлом стала для него и специальностью, и профессией, и хобби, занимающим весь досуг: отдыхать от любимого дела времени совсем не остается, заказы не прекращаются круглый год. Пожалуй, январь можно считать относительной и короткой передышкой, когда заказчик «становится на крыло» и берет курс на жаркие страны. Василий признается, что это единственный период, когда можно, образно говоря, выключить горнило и при нормальной комнатной температуре подумать о смысле жизни и той роли, которую играет в ней металл; порисовать, отдаться медитации, собраться с мыслями и скорректировать творческие планы на ближайшие одиннадцать месяцев.

Во кузнице молодые кузнецы…

Сегодня востребованный художник по металлу спит, ест и живет в своей мастерской. У Василия там привычный интерьер кузницы со всеми ее атрибутами — наковальней, многочисленными молотками, клещами и прочими важными железяками. От традиционной обстановки его отличает разве что присутствие огромного стола, за которым художник рисует — как небольшие эскизы, так и картоны в натуральную величину. Василий рассказывает, что раньше в его кузнице была еще и химическая лаборатория, в которой проводились опыты с окисями. Сейчас в ней нет смысла, поскольку услуги химического покрытия предоставляют многочисленные фирмы.

В остальном же все в современной кузне как в песне поется: и куют кузнецы, и приговаривают, и даже подпевают в такт дыханию раскаленного металла, и то и дело молоточком приколачивают. Да-да, нынешние кузнецы, как и их стародавние коллеги по горячему цеху, в своей повседневной практике по-прежнему используют различные молотки и молоточки. И самый главный из них — пневмомолот, «кормилец», как ласково называет его Василий.

Прообраз пневмомолота — обычный тяжелый молот, которым традиционно работали кузнецы. В современном варианте он заменяет собой сильного молотобойца. Благодаря столь важному усовершенствованию мастер не тратит силы и много времени на те операции с металлом, которые требуют серьезного физического вмешательства. Впрочем, пневмомолот — не панацея: гнуть, изгибать и придавать форму приходится все равно вручную, по шаблонам и чертежам.

Физическая сила требуется на всех этапах работы. Когда готовы отдельные элементы, начинается сборка единого целого; по мере присоединения деталей изделие тяжелеет и в конечном итоге может весить 200–300 кг.

В одиночку зачастую не справиться. Поэтому в кузнице у Василия работают помощники-подмастерья.

К трудностям ремесла следует также добавить и высокую температуру, которая для кузницы — дело обычное. Порой не то что семь, восемь, а и более потов сойдет, ведь для ковки металл нагревается больше чем до 1000 градусов. По словам Василия, сегодня кузнецы все меньше работают на угле и больше на газе, который сгорает, не оставляя шлака. Такая вынужденная мера объясняется строгостью и придирчивостью экологического законодательства.

Традиционный кожаный фартук и борода — неизменные составляющие образа кузнеца. С первым понятно: рядом с огнем никакой синтетики, только натуральные материалы. А вот борода — что это: простое совпадение, негласная договоренность между кузнецами? Оказалось — подспорье в работе: искры летят, оставляя на лице мастера ожоги, — до бритья ли тут?!

От железа до изделия

Несмотря на изученные технологии и привычные алгоритмы действий, ковка — процесс не то чтобы стихийный, скорее непредсказуемый. Как поведет себя металл, что из огня да в полымя, да не единожды, а помногу раз, — не известно никому. Изо дня в день его приходится покорять заново. Тем более что и задачи все время разные: из одного и того же куска металла можно получить острый колющий предмет или изящную ножку для мебели; его можно приспособить, чтобы показывал направление ветра на крыше дома или служил эффектным украшением на руке какой-нибудь светской львицы. В зависимости от назначения, разумеется, и металл выбирается разный, и инструмент к нему.

Единоборству с металлом предшествует долгая и вдумчивая творческая работа художника. Василий всегда сам создает эскизы и чертежи своих произведений, тщательно продумывая не только их художественную составляющую, но и функциональность. Потом мастер «врисовывает» кованое изделие в интерьер. Ведь металлический декор должен быть красив не только сам по себе, но и вписаться в обстановку, стать ее неотъемлемой частью.

Для того чтобы улучшить внешние характеристики металла, его оксидируют, сульфидируют, фосфатируют и т. д. (то есть покрывают химической пленкой), для защиты наносят цинкосодержащие грунты и т. д. Словом, одной лишь ковкой работа кузнеца не ограничивается.

Василий Кондуров: «Эффектный прием в ковке — воронение металла, иначе: создание специальной пленки, черной с синим оттенком цвета. Она необходима для защиты и декоративного эффекта. Раскаленный металл покрывается маслом, масло обгорает, и образуется серная пленка. Так повторяют несколько раз. Таким образом, пленка за пленкой образуется защитный слой.

Для придания изделию декоративных свойств используются специальные краски, например с эффектом чугуна или графита. Это покрытие придает изысканность; изделие, которое после грунтовки теряет металличность, вновь приобретает металлический вид».

Надо сказать, что на наковальню металл попадает не в чистом виде, то есть с различными примесями и добавками, что ведет работу над изделием каждый раз по новому технологическому пути. Не вдаваясь в тонкости химического состава материала, можно отметить такие чаще всего используемые в работе металлы и сплавы, как стали разных марок, в том числе и нержавеющие, медь, латунь, мельхиор, нейзильбер и др.

Василий говорит, что почти из любого металла можно выковать что угодно, в конечном итоге это лишь вопрос стоимости материала и работы. Так, например, несколько раз ему доводилось при изготовлении мебели использовать нейзильбер, который обычно применяется для создания бижутерии и внешне неотличим от обработанного серебра. Мельхиор тоже оказался сплавом, вполне пригодным, чтобы стать покрытием для эксклюзивного трюмо. Что ж, такова прихоть модности и эксклюзивности.

Не нарушая ход событий

На объект кузнеца, как правило, приглашают архитектор или дизайнер. Конечно, и довольные клиенты рекомендуют мастера своим знакомым.

Третий вариант, Василий называет его «волка ноги кормят», — участие в различных выставках, фестивалях, проведение мастер-классов и других мероприятий, позволяющих кузнецу продемонстрировать свое умение. После такого PR-промоушн тоже появляются клиенты.

Встреча с потенциальным заказчиком всегда превращается для Василия в увлекательный процесс создания его психоэмоционального портрета: характер, стилистика, предпочтения… Если заказчик уже работает с архитектором, то и с ним кузнец согласовывает стиль, размеры и другие параметры будущего металлического декора; совместными усилиями в общую канву вносятся коррективы. После обсуждения рисуются эскизы. По сути, они готовятся уже на уровне проекта, иными словами, в них приводятся точные размеры и дается максимально приближенный внешний вид изделия. Однако пропорции металла вносят изменения, и получившееся изделие может отличаться от запроектированного. Василий уверяет: непременно в лучшую сторону. По крайней мере, у клиентов готовая работа всегда вызывает больший восторг, нежели изображенная на бумаге. После утверждения проекта кузнец получает деньги (предоплату), закупает металл, и начинается подготовительный этап. Для мастера это означает подготовку картонов, постадийную разработку технологического процесса. Наконец, зажигаются горны, атмосфера накаляется до необходимой температуры, включается радио «Эрмитаж», и кузнец принимается за работу. Василий признается, что и сам нередко подпевает известным шлягерам во время творческого процесса.

Сначала выковываются отдельные части. Потом собираются. Детали соединяются сваркой, клепкой, пайкой и с применением других технологий. Готовое изделие обрабатывается антикоррозийно, декоративно, а иногда и «супердекоративно», то есть с использованием позолоты.

Важный момент — упаковка изделия, ведь заказ нужно доставить на объект в целости и сохранности. Особого внимания при этом требуют мягкие металлы, такие как медь, например. И конечно, стекло, сочетание которого с ковкой стало почти классикой жанра. Стекло довольно часто интегрируется в художественную ковку, при этом кузнец сам занимается его малированием (спеканием).

На объекте после приемки ковки заказчиком начинается оформление интерьера. Ведь художественная ковка — это не только предметы мебели, которые остается лишь расставить по местам. Коваными могут быть люстры и бра, украшающие многоуровневые потолки и сложный рельеф стен; всевозможные полочки, которые нужно вписать в подготовленные для этого ниши; дверная и оконная фурнитура — ее необходимо соединить с готовыми конструкциями; наконец, элементы лестницы, без которой интерьер загородного дома практически немыслим: соединение балюстрады со ступенями, комплектование перилами, установка всевозможных декоративных дополнений — все это происходит при непосредственном участии автора, то есть кузнеца.

Василий К.: «Что касается времени, могу только сказать, что любая работа занимает никак не меньше двух недель. Все должно вызреть. Иногда процесс придумывания оказывается долгим и мучительным. Бывает, что на него уходит недели три, а на саму работу — всего пара дней. Случается, правда, и наоборот».

Технологически металл нагревается по-разному — от десяти минут до часа.

Продолжительность ковки зависит от пластики изделия, его размеров, вида металла и марки стали, от душевного равновесия мастера, наконец. Василий говорит, что иногда приходится по нескольку раз все перековывать, пока не получится нечто неповторимое, с необходимым изяществом.

Цена изделия также зависит от техники, функциональности, срочности исполнения, размеров изделия, технологической трудоемкости. Например, крайне тяжело поддается обработке нержавейка. А чугун требует особой технологии литья. Понятно, что все это связано с дополнительными тратами. Кстати, многое зависит и от стилистики — скажем, воплощение того же модерна в среде профессионалов считается наиболее сложной для исполнения.

Василий сознается, что единичной работой его не заинтересовать. Она не оправдывает затраченного времени. Художник его уровня, как правило, работает в комплексе, на перспективу, продумывая общую концепцию объекта. Поэтому стоимость его заказов начинается в среднем с полумиллиона. Впрочем, такая сумма для авторского декора вполне приемлемая. Тем более когда речь идет о загородном хозяйстве, где много декора и не обходится без функциональности. Ведь именно частные дома и становятся основной областью приложения труда и таланта кузнечных дел мастеров.

Слово экспертам

Досье автора

Василий Кондуров, художник по металлу

В 1993 году окончил Ленинградское реставрационное училище по специальности «реставрация произведений из металла». В 1999-м — Мухинское, кафедру «Художественная обработка металлов». Его дипломная работа «Время в клетке» украсила юбилейный выпуск альбома, посвященный 125-летию училища им. А. Штиглица (бывшее ЛВХПУ им. В. Мухиной). В том же 1999 году был принят кандидатом в Союз художников. В 2001-м выступил одним из инициаторов создания Гильдии кузнецов СПб и Северо-Запада; стал членом правления гильдии. В 2002 году вступил в Союз художников. Работать с частными заказами начал еще на первых курсах «Мухи».

В настоящее время является автором и руководителем Санкт-Петербургского фестиваля кузнечного мастерства «Золотой двутавр», который летом этого года пройдет уже в шестой раз. Постоянный участник фестиваля ландшафтного дизайна под председательством принцессы Кентской «Императорские сады».

Созданные им произведения авторской ковки украшают многочисленные частные интерьеры, отдельные из которых были представлены в журнале «Салон».

Из общественных работ — оформление интерьера бутика Domini Milan, а также бутиков Е. Киселенко; создание комплекса металлодекора для церкви Святителя Николая в пос. Озерки Выборгского района.

В 2009 году запустил медийный проект metalbook.info для кузнецов, ювелиров и прочих специалистов, имеющих отношение к художественной обработке металлов.

В избранном В избранное
2220
Предложения