Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Важные обстоятельства дворцового стиля

Декор / 30.04.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В большом деле, как известно, мелочей не бывает. Поэтому в интерьере, претендующем на высокую степень превосходства, одинаково важно все — от планировки до самых мелких деталей. Тем более что именно последние и создают колорит, придают законченность и в конечном итоге формируют стиль. Металлический декор в этом смысле — вещь обязательная и незаменимая; без него не обойтись в любой обстановке, начиная от строгого минимализма и заканчивая роскошным стилем парадного дворцового интерьера.

Именно в подобной эстетике выполняет большинство своих работ Николай Чистяков, выполняет в манере особо изящной, исходя из индивидуальности заказчика. Словом, как раньше, в царские времена, когда и к архитектуре, и к интерьеру подходили со всей серьезностью, понимая их значимость и степень воздействия, которое им предстояло оказывать на современников.

Нынче времена другие, и интерьеры, поражающие размахом, удивляют чаще всего не высокой художественностью, а финансовыми возможностями владельца, не авторским подходом, а разнообразием ширпотреба, занимающего порой весьма спорные позиции в «табели о рангах» европейского дизайна.

Лучший источник вдохновения для Чистякова — Петербург. Конечно, старый парадный, с его барочным духом и фасадами, устремленного ввысь ампира, с затейливым скульптурным убранством и прямолинейной геометрией римской классики. Старый город — именно там, в самом его сердце, живет художник, там же находится и его мастерская. Впрочем, все по порядку. А здесь вам сделают качественный ремонт квартиры в Санкт-Петербурге.

Рядом с территорией бывшей усадьбы, которую в 1798 году закладывал прапрадед Николая Чистякова, находились еще два имения. Парадными окнами одно из них выходило на Неву, другое — на Галерную улицу. Усадьба Чистяковых располагалась аккурат посередине, на том самом месте, где стоит сегодня дом Николая. Понятно, после революции имения у законных владельцев отобрали, а дворовые постройки усадьбы перестроили под временное жилье для красноармейцев. Еще позже переиначили и его: первый этаж — конюшня — превратилась в два жилых этажа; на втором из них и находится сегодня мастерская художника. Третий этаж остался жилым, в нем по сей день проживает семья Николая. Кстати, потолки в квартире точно больше четырех метров, чем, конечно, было грех не воспользоваться, тем более человеку, много лет занимающемуся оформлением интерьеров. Переделать квартиру в двухэтажную оказалось вопросом времени и творческого вдохновенья. Последние годы жилище поражает гостей не только продуманностью планировки, но и уровнем отделки, не оставляющем сомнений в том, что здесь живет художник.

Николай Чистяков: «Сегодня, к сожалению, потеряна связь между архитектором, художником и исполнителем. Раньше ведь как, дома строили архитекторы, сегодня — прорабы и строители; интерьеры прежде оформляли художники, теперь — хозяева и сантехники. Любое здание в свое время было продиктовано стилем, который выбирал архитектор, а художник отрабатывал детали интерьера; работали они как одна команда. Архитекторы и художники были людьми высокообразованными; их мнение и решение было настолько однозначным, что за самовольное изменение проекта или эскиза исполнителю грозило отстранение от работ. Любая деталь, будь то колонна, консоль, козырек парадной части, осветительный прибор, люстра например, или парадная ручка, петля, щеколда, характеризовала владельца (или заказчика), подчеркивала его индивидуальность. Желание ярко выразить все детали было, если хотите, делом чести художника».

Николай свои изделия отливает. Почерк, стиль, техника индивидуального исполнения — все это для него не пустые слова, поэтому то, что придумал и нарисовал, делает сам, не доверяя никому. С моделью расстается, лишь когда отдает ее в литейку.

Один из способов литья — плоскостное, или вакуумное, — было известно, что называется, еще при царе Горохе; именовали его «литье в землю». Таким способом отливали на Руси колокола. Если упрощенно, на практике это так: имеющуюся модель укладывают на плоскую поверхность, закладывают литниковую связь, сверху накрывают пленкой и, отсасывая воздух, заставляют пленку повторить все формы и нюансы модели. Далее накрывают кожухом и через специальное отверстие в нем засыпают мелкую фракцию кварцевого песка, слегка утрамбовывая. Потом верхний кожух вместе с моделью переворачивают и повторяют процесс с обратной стороны модели. Опять накрывают вторым кожухом и засыпают кварцевый песок. Потом верхний и нижний кожухи раскрывают, модель убирают и оба кожуха вновь складывают, при этом кварцевый песок держит форму. Далее через специальную систему в пустоты от модели внутри кожухов заливают жидкий металл. Пленка сгорает, песок крепко держит форму, горячий и жидкий металл заполняет пространство. Потом металл остывает, два кожуха раскрывают, вынимают модели, отрезают литниковую систему (литники). Кварцевый песок при слабом механическом воздействии убирают — очень похоже на детскую игру в «куличики» в песочнице. Далее отливки взвешивают, назначают цену...

Литье в «корку» представляет собой более сложное производство.

Сначала модель формуют посредством специальной формовочной массы — виксинта. Потом виксинтовую форму укрепляют гипсовым кожухом. Делают «замки» и заливное отверстие для воска. Форма может состоять из двух, трех и более частей. Модель убирают и внутрь формы заливают разогретый воск. Когда воск остынет, его вынимают и вместе с такими же восковыми заготовками сажают на «куст».

«Куст» — это как бы маленькое деревце, перевернутое корневищем вверх; на веточках — тоже из воска — закрепляют уже отлитые восковые заготовки. Получается «елка», украшенная моделями-игрушками, только вверх основанием. Потом все это в несколько слоев покрывают спиртосодержащей клеевой массой из очень мелкого песка, при этом образуется корка — достаточно крепкая, чтобы сохранить конструкцию воскового «куста». Далее «куст» в корке сажают в сосуд, который называется опока, и нагревают его. Воск становится текучим, и его выливают как воду. Получается как бы полый сосуд с тонкими и очень крепкими стенками. В него заливают горячий металл, который заполняет все пространство внутри. Когда металл остынет, корку счищают, литники отрезают и выдают литьевые заготовки.

Николай Ч.: «Обработка после литья, пожалуй, самое трудоемкое звено в производственном цикле. Без глубокого понимания технической стороны обработки и самого художественного процесса изделие не получится. Я использую режущий инструмент по металлу — отрезные круги, ножовку; при грубой обработке — всевозможные напильники, абразивный инструмент, шкурку; для более чистой обработки — бормашину с насадками, мелкие шлифовальные круги, мелкую шкурку; для полировки — войлочные и полировальные круги, пасту ГОИ. При необходимости сверлю, нарезаю резьбу, чеканю. За иную неделю килограмм пять только стружки набирается».

Начинается работа с эскиза, расчетов и детальной прорисовки предмета. Потом мастер готовит модель. В зависимости от сложности бывает до пяти промежуточных операций, то есть формовок. С уже готовой мастер-моделью художник идет в литейное производство, договаривается о сроках. Так, например, 20 кг плоскостного литья будет готово через 3–4 дня. Литейка, кстати, не может принять в работу меньше необходимого минимума изделий, поэтому автору приходится либо ждать, когда придут коллеги, либо самому заказывать больший объем.

После того как литьевые заготовки сделаны, начинается обработка. От готового изделия литьевую заготовку отделяют порой 8–

10 операций.

Далее следует работа с внешней поверхностью: это патинирование, гальваническая обработка, золочение, подводка электрики (в бра и люстрах, например), соединение комплектующих в единое целое с помощью крепежа.

Для цветного литья Николай использует в основном латунь и бронзу. Последняя, кстати, отличается от более дешевой латуни процентным соотношением цинка, меди и олова. Иногда латунь гальваническим способом покрывается медью, тогда лучше ложится позолота. Такое «трехслойное» изделие будет служить вечно, сохраняя все качества фактуры.

Николай Ч.: «Финансирование является такой же важной составляющей процесса, как пластилин, гипс или глина. Эрнст Неизвестный говорил: «Деньги — это кровь творчества, но для этого нужно быть Микеланджело или Рембрандтом». Согласитесь, у каждого предмета определенная технология изготовления, из которой нельзя исключить ни одного этапа. А ведь клиент в ряде случаев хочет, чтобы в изделие был заложен клык мамонта, или панцирь черепахи, или слоновая кость и чтобы обязательно было золочение... Все это, естественно, выражается в определенной сумме. Художник не укладывается в смету и, вместо того чтобы получать деньги за творчество, отдает их за составляющие!»

Рассказывая, как происходит встреча с заказчиком, Николай в первую очередь упоминает личные контакты, в основном дружеские отношения со многими архитекторами. Конечно, клиенты попадаются разные. Художник припомнил произошедший с ним курьез. В салоне, где выставлялась раньше его авторская фурнитура, были представлены также и дверные ручки испанского и итальянского производства; естественно, конвейерная продукция была дешевле единичных предметов, выполненных на самом высоком художественном уровне. Зашедший в магазин покупатель изучал товар, продавец предлагал ему разные модели ручек, но тот упорно интересовался продукцией Николая. Наконец, когда ему объяснили, что да, это здорово, авторская работа, выполнена в мастерской художника, которая находится здесь же, в центре города, клиент задал сакраментальный вопрос: «А, так это самопал? Не, за самопал мы не платим». Как говорится, без комментариев.

Заказчики у Чистякова появлялись не только благодаря сотрудничеству с архитекторами. Художник довольно «широко известен в узких кругах». Дело в том, что в начале 2003 года, когда город жил предстоящим празднованием 300-летия и царил реставрационный аврал, Николай поставил перед собой колоссальную по значимости задачу и предпринял беспрецедентную на тот момент акцию — сохранения культурного слоя дореволюционного Петербурга за счет воспроизводства аксессуаров и парадного металлодекора. Сегодня его работы можно видеть на фасадах Михайловского, бывшего Малого оперного, театра, Михайловского замка и Строгановского дворца, зданий Сената и Синода, нынешнего Конституционного суда, а также в лестничном убранстве Михайловского дворца и на многих других знаковых для города объектах. Он придумал образы, соответствующие историческим, и создал образцы. Единственное, что не пришло в голову художнику, так это оформить авторство. К сожалению, к моменту производства тот, кто его начинал, ушел на задний план. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подготовленный им материал был присвоен или, называя вещи своими именами, украден, поставлен на поток и стал приносить кому-то неплохой доход.

Николай Ч.: «Технология изготовления изделий литьевым способом в принципе идентична технологии создания современного высококачественного зубного протеза: только моделью служит сама полость рта, заложенная природой индивидуально. Далее по той же технологической цепочке: снимается гипс, формируется, готовится встречная модель, повторяющая природную полость, восполняются утраты, делается подгонка и т. п. При этом, что касается ценообразования, здесь разница даже не на порядок. За первое люди охотно отдают огромные деньги, второе вызывает, мягко говоря, недоумение: не дороговато ли? Конечно, есть заказчики, которые понимают, что слиток бронзы весом в 300 граммов и сделанная из него изящная дверная ручка в стиле рококо — это далеко не одно и то же. Но таких, к сожалению, единицы».

Глядя на удивительные по красоте и технике исполнения бронзовые вещи, которые делает художник, с трудом верится, что его сегодняшнее существование вряд ли можно назвать словом «сытое». И это при нынешнем размахе интерьерного строительства. Странно, что уникальная, единичная и способная украсить собой любые дворцовые апартаменты авторская продукция вынуждена конкурировать со стандартной штамповкой, представленной во всех строительных магазинах города.

Впрочем, Николай, как истинный художник, живет творчеством и, выбрав однажды свой путь, идет по нему до конца. Петербуржец в -дцатом поколении и патриот города, он искренне счастлив, что во многом благодаря ему удалось сохранить металлическое убранство старого центра. Ведь у него с городом отношения «взаимообразные»: один творит, другой вдохновляет на творчество.

Николай Ч.: «Нельзя путать дизайнера, художника и архитектора. Первому достаточно внутренних ощущений. Второй должен иметь академическое образование и призвание. Третий — тот, кто создает на основании Закона архитектуры. Красота и Гармония входят в великодушие того, кто возвышенно настроен; недоступна красота всякой сильной воле. И напоследок загадка от Николая Чистякова: «Одно — мысль, другое — дело, третье — образ дела. Между ними не вращается колесо причинности».

Слово экспертам

Досье

Чистяков Николай Александрович, инженер, член Союза художников (монументальная секция)

Занимается вопросами интерьерного искусства. Узкая специализация — парадный металлодекор.

1964–1968 гг. — Нахимовское училище, техникум, инженерная специальность техник-конструктор.

В армии был художником: оформлял ленинские комнаты, строевые плацы, химгородки. Благодаря его стараниям воинская часть завоевала звание лучшего по наглядной агитации подразделения в Северо-Западном округе. Однажды пришел в Союз художников и предложил свою кандидатуру. Случай необычный.

В доказательство вызвался отреставрировать стол императора Александра III в кабинете председателя СХ А. С. Чаркина. Экзамен выдержал на «отлично». Приемку осуществляли губернатор В. Яковлев и творческая элита города — А. Фрейндлих, М. Боярский и другие видные деятели культуры. За личной подписью председателя СХ в 2001 году был принят в состав союза. До этого времени активно занимался созданием интерьеров. Его заказчиками по преимуществу были люди весьма состоятельные, иногда публичные. В частности, в 1991 году был приглашен оформлять интерьер квартиры А. Собчака на набережной Мойки.

В избранном В избранное
3062
Предложения