Теперь их интересуют не только площадь участков и расстояние до города, которые легко сводятся в сравнительную таблицу, но и многие детали: что за окном, кто соседи, где ближайший супермаркет, школа, лесной массив...
Разгон инвестиционного спроса сменился стагнацией, но маятник опять качнулся в обратную сторону: снова стали интересоваться и архитектурой, и окружением. Рынок уже почти прозрачен и безопасен (цены не растут, а у приобретателей нет нужды совершать сделки впопыхах), законодательная база стабильна. В девелоперских и риэлторских компаниях клиентов ждут любезность, предупредительность и готовность идти на уступки. «Но нет сейчас того бронепоезда, который затаился на запасном пути и вот-вот снова повезет рынок к существенному повышению спроса и росту цен, равно как нет серьезных оснований рассчитывать на снижение цен», — отмечает наш обозреватель Евгений Безлюдный («Акцент недели» на www.zagorod.spb.ru). Иными словами, наступает время, благоприятное для вывода на рынок новых «долгоиграющих» проектов загородной застройки. Потребителю опять предлагают коттеджные поселки разных типов, классов, жанров и форматов. Информацию о некоторых из них вы найдете в сегодняшнем выпуске «ЗО», в том числе и в рекламных публикациях.
Риэлторы отмечают рост покупательского интереса к объектам «малого девелопмента», а также к домовладениям вне поселков. «Если пару лет назад клиенты могли рассчитывать, что вокруг их участка в скором времени возникнет поселок из современных, приятных глазу домов, то сегодня приобретение в рамках комплекса малоэтажной застройки предполагает растянутое на неопределенный срок строительство... На этом фоне покупка дома в местах сложившейся застройки пусть и не гарантирует столь однородного соседства, однако избавит от окрестного долгостроя», — пишет аналитик Дмитрий Сперанский (см. с. 26).
Формат такого объекта недвижимости, как загородный дом, тоже меняется, об этом свидетельствует статистика продаж проектных решений архитекторами. Обратившись к одному из авторитетных операторов рынка готовых проектов, мы сделали неожиданное наблюдение. Недавно основные проекты-бестселлеры можно было спокойно разбить на два сегмента: дачные дома и коттеджи для постоянного проживания; и каждому из них был присущ свой набор требований к планировкам, инженерным системам и материалам. Сегодня основной продукт, востребованный на рынке проектных решений, — дом-гибрид (да простят нас за заимствование терминологии представители мирового автопрома). Речь идет о коттедже, который строится в классическом дачном поселке, доступном в любое время года и пригодном для круглогодичной эксплуатации (см. обзор проектов-бестселлеров 2010 года на с. 116). Основные требования, предъявляемые будущим владельцем к такому жилищу: компактность, экономичность, автономность, безопасность и энергоэффективность. Одно из самых популярных решений из области поддержания тепла — поддерживающая в автономном режиме плюсовую температуру, система электроотопления, дополненная качественным печным отоплением. Приехав в такой дом на зимние каникулы, хозяин может легко прогреть его до комфортной температуры традиционным «дачным» способом — за счет камина с воздуховодами (о некоторых расхожих мифах комплексных систем отопления читайте «Теплую тему» на с. 124).
В лидеры спроса постепенно выходят экономичные в строительстве и эксплуатации, добротные и энергоэффективные дома без архитектурных излишеств. Потенциальный домовладелец вне зависимости от своего бюджета, устав гнаться за «светлым завтра», желает жить в собственном доме здесь и сейчас. Он выбирает проекты разных типов и классов, тем не менее отдавая предпочтение проверенным и традиционным, а порой даже «ностальгическим» (см. иллюстрации на с. 116), с применением экологичных строительных материалов (см. блицопрос представителей строительных компаний на с. 104), а локацию — в сложившихся районах загородной застройки. При этом категорически не приветствует долгостроя в любых его проявлениях. Таковы особенности нынешнего лета.
Тем поистине счастливым читателям, которые уже стали домо- и землевладельцами, адресован наш мастер-класс по ландшафтному дизайну (см. приложение «Доступная недвижимость»). Видеоверсия материала есть на портале «Загородное обозрение — www.zagorod.spb.ru».