Надо сказать, что и теперь ситуация мало изменилась. Художник-гравер по-прежнему остается в своем роде уникумом. А результаты его труда, как и раньше, способны оценить, как правило, люди образованные и состоятельные, любящие респектабельную обстановку и предпочитающие классические техники декорирования. Что ж, подобной преемственности остается только позавидовать. Особенно учитывая возраст гравировки по стеклу как жанра искусства: технику украшения стекла при помощи точильного станка с вращающимся абразивным кругом практиковали еще в IV веке в стекольных мастерских Александрии. Вероятно, о приспособлении древних египтян можно говорить как о прообразе современного станка для резьбы по стеклу.
Что касается России, то расцвет художественной гравировки пришелся на ХVIII век. Неслучайно именно эпоха барокко с ее любовью к парадной пышности, ярким краскам, буквально осязаемому декору оказалась созвучна искусству резного стекла, отличающемуся основательными формами, богатым рельефом и помпезностью. Именно такие произведения великолепно получаются у нашей современницы Марины Логиновой. Она — обладатель редкой профессии художника-гравера, работающего алмазными инструментами по старинным технологиям. И ее мастерство было отмечено грамотой Общерусского княжеского собора — сертификатом признательности за возрождение старинного ремесла сложной технологии и постоянный поиск высокой художественности, восстановление утраченных навыков, многолетнее упорство в достижении классности и известности своей марки.
В профессиональной среде граверов по стеклу степень художественности произведения условно зависит от количества выбранного материала. Для сравнения: в работах Марины счет идет на микроны. Она признается, что прелесть стекла в том и состоит, что на нем можно выполнять действительно ювелирную работу. Ведь по физическим свойствам никакой иной материал не способен на такие откровения. Не говоря уже об уникальном свойстве стекла светиться и преломлять свет. Главное в этом деле — уловить грань.
Кубок для дирижера
Впрочем, судить о том, что есть главное, — занятие пустое. Созданию уникальных работ с богато гравированными сюжетами, сложной орнаментацией, тонкими образами и, что немаловажно, в самых разнообразных техниках предшествовало долгое обучение. Терпение, внимательность, умение найти контакт с инструментом, наконец, талант художника, способного возникшей идее дать выразительный облик — на каждом этапе все это имело огромное значение. Безусловно, с практикой, с опытом что-то уже получалось легче, однако, и планка ведь все время повышалась. Марина не из тех, кто, достигнув однажды, кропотливым повторением позволяет себе навсегда остаться на прежнем уровне. Искать совершенство можно всю жизнь, покоряя новые вершины, — именно таким путем и пошла художница. Мечта — извечная спутница творческого человека. Сейчас Марина мечтает поработать с пластикой, самой выдуть стеклянную форму. А пока она заказывает вазы и блюда, бокалы и кубки, эллипсы-яйца и просто абстрактные слитки стекла и превращает их в семейные реликвии с фамильным гербом, в уникальные предметы со сценками из жизни барона Мюнхгаузена, в многочисленные сосуды с пейзажами Петербурга, в охотничьи наборы с изображением зверей и птиц и т. д. Последнее время пытается соединить прозрачную форму, бусины из муранского стекла и деревянную пробку, создавая оригинальный авторский штоф. Быть может, и на этот раз заказчик предпочел остаться неизвестным, поскольку слишком… известен. Ведь художница часто создает шедевры: большое пасхальное яйцо для Майи Плисецкой, сервиз с видами Фудзиямы для крупного японского продюсера, линза с корабликами для Тонино Гуэрры, что-то для Юрия Темирканова, Владимира Устиновского и других знаменитостей.
Свои работы выставляет в галерее «XIX талантов». Хрупкие резные экспонаты великолепно смотрятся в тандеме с основательной мебелью из карельской березы, бронзовыми рамами для зеркал и кожаными диванами. Осенью выйдет каталог ее изделий, в ближайших планах создание сайта, вступление в СХ и открытие персональной творческой мастерской. Впрочем, подобная амбициозность никак не повлияла на образ жизни Марины — с постоянными поисками, сомнениями, экспериментами, выставками: она участник ежегодных тематических выставок в Союзе художников, в амплуа графика постоянный участник графических салонов «Любитель эстампов» в «Манеже». Не так давно заказала на заводе стеклянные полусферы и еще несколько крупных предметов — будет создавать изделия с элементами художественной работы по металлу. Для выставок, а еще для вступления в Союз художников.
Импровизации в накладе
Стекло как предмет не только ставит задачу, но и открывает возможности. Художница убеждена, что с каждой стеклянной формой всегда можно что-нибудь придумать. А для этого в искусстве гравировки по стеклу существуют свои технологии, методы, разновидности. Например, плоскостная гравировка с включением декора «под золото» придумана для одних задач. Здесь художник вырезает контур, матирует, создает фактуру. Фактически плоскостная гравировка существует для украшения туалетных столиков, декорирования бокалов, создания монограмм именинникам и прочих подобных вещей. Объемная гравировка — это уже из области высокохудожественных изделий. При этом необходимо толстое качественное стекло: глубоко выбранное, оно набирает свет. Как правило, Марина совмещает оба способа. И всегда импровизирует — для нее это непременное условие творчества.
Применяется также метод широкой грани, техника «под Галле», в которой обычно выполняются светильники и вазы с многослойным травлением. Есть и специальная техника травления: под трафаретом на стекле остается пространство, которое затем вытравливается кислотой, при этом границы разных поверхностей образуют красивый декоративный контур. Метод негатива предполагает создание эффекта за счет контраста вырезаемого рисунка с накладным слоем. Кстати, о накладах. Сегодня мастеров, работающих в этой технике, можно пересчитать по пальцам, притом что использование цветных накладных слоев позволяет создавать изображение гораздо более выразительное, чем обычное плоскостное. Чаще всего работа по цветному накладу — это двуцветное стекло, например под синим белое прозрачное. Гравер выбирает верхний слой, создавая таким образом рельеф, который выразительно смотрится на фоне нетронутого наклада. Эффект создается и за счет палитры полутонов. Что представляет собой наклад, Марина объясняет наглядно: берется прозрачное стекло и на него роняется капля горячего цветного стекла, которую потом равномерно растягивают по всей форме.
Инструментальные игры
Наверное, в представлении большинства гравер по стеклу — это человек, неторопливо водящий по прозрачной поверхности зубным бором, из-под которого и появляется рисунок. На самом деле это заблуждение: некоторые граверы бор откровенно презирают. И даже реснички на глазу изображаемого персонажа делают алмазным кругом, разве что совсем чуть-чуть надавливая при этом рукой на изделие.
Главные гравировальные инструменты — различные насадки с алмазными кругами для шлифовки, которые предназначены для разных видов стекла и разных работ. В среднем художник использует 20 алмазных кругов, отличающихся размером и профилем. В зависимости от диаметра, толщины, зернистости, угла заточки круги снимают разный слой стекла. Скажем, хрусталь — материал мягкий, стекло — гораздо тверже. Соответственно, круги для них нужны разные. Инструмент подбирают и по сюжету: например, для лирического пейзажа Марина возьмет тонкий, изящный, нежный алмазный, с мелким зерном. Коррида или, скажем, дракон потребуют гораздо более грубой фактуры. Таким образом, выбор инструмента определяется не техникой, а художественными задачами. К сожалению, бороться за качество инструмента сегодня не принято. По словам художницы, инструмент с максимальной точностью подгонки, сделанный индивидуально под станок, — нынче большая редкость.
Гравер работает на станке, разновидностей которого тьма. Идеален тот, что предусматривает плавное переключение на бесконечное множество скоростей: если есть возможность регулировать скорость, то можно подстроить станок под любой рисунок. Станина лежит на тяжелых плитах, поэтому станок держится под собственным весом. В современном варианте это электрическое устройство, число оборотов которого зависит от мощности двигателя, принцип же его работы древний — ременная передача. Рабочее место художника-гравера предполагает также стол с углублением, куда стекает вода со стеклянной выборкой. Вода нужна для того, чтобы не летела стеклянная пыль.
Прелесть ручной гравировки в том, что художник рисует на стеклянной форме, по-разному перемещая ее под вращающимся инструментом: динамично и уверенно или плавно и легкими отдельными прикосновениями — надавливает и отпускает. Изначально гравированная поверхность матовая, зернистая. По мере гравировки она становится более гладкой, вплоть до глянцевой; в дальнейшем ее можно полировать до абсолютно прозрачного состояния стекла.
Марина рассказывает, что сначала рождается идея, замысел. Возникший образ переносится на бумагу, потом на кальку, затем на стекло. В принципе обычная работа художника: наброски, создание эскизов, прорисовки. На стекло изображение переносится разными способами. Она рисует специальными маркерами, жирным карандашом или обычными красками — по настроению и в зависимости от ювелирности изображения. Вот в старину, скажем, такого разнообразия не было, и художник довольствовался гвоздиком или заостренной палочкой. Когда рисунок нанесен, Марина подбирает инструмент. Потом все очень просто: выбирается основной контур, объемы, постепенно появляется рельеф и изображение. Со стороны действо выглядит абсолютным волшебством, когда на матовой поверхности вдруг появляется удивительный тонкий рисунок, фон для него, и создается полное ощущение присутствия только что нарисованных персонажей. Сегодня художница может позволить себе делать только единичные вещи. Как правило, это произведения музейного уровня, выполненные безукоризненно, с огромной фантазией и любовью.
А мечты? Мечты — это то, к чему непременно нужно возвращаться. Очарованная волшебными свойствами стекла, Марина мечтает продолжить создание «сказочных коллекций» ваз, добавив в них Алису из страны чудес и других сказочных, невиданных доселе героев. Художница уверена, что мыслить обобщающими аллегориями — это мощнее, чем просто работать над объектами. Поэтому хочет создавать вещи, которые бы помогали людям мечтать. А мечтам — конечно, сбываться.
Слово экспертам
Досье
Марина Логинова, художник-гравер по стеклу
Гравировкой занимается с 1991 года, после окончания художественного лицея на базе предприятия «Русские самоцветы», где начинала учиться по специальности «шлифовщик алмазной грани», а получила специальность «гравер» (училась у В. К. Маковецкого). В 1992 году попала в подмастерья к Павлу Ивановичу Ощепкову — известному граверу пасхальных яиц и посуды Петровской эпохи.
В 1994–2002 годах работала в компании, где создала более 150 образцов рисунков для пасхальных яиц и предметов посуды.
В 2002–2008 годах училась в Институте декоративно-прикладного искусства по специальности «станковая графика». Параллельно работала как художник-график и художник по стеклу.
С 2008 года свободный художник.
В 2002 году в Музее городской скульптуры прошла персональная выставка при поддержке Центра петербургских искусств «АВИТ». Участник ежегодных тематических выставок в Союзе художников. Постоянный участник графических салонов «Любитель эстампов» в «Манеже».
Работы художницы находятся в частных и музейных собраниях России и многих зарубежных стран.