В 2013 году премию (по сути, она лишь «памяти Нобеля» и вручается с 1968 года) получил не менее известный исследователь поведенческой экономики Роберт Шиллер, стараниями которого иррациональность массового поведения на рынке финансов или недвижимости стала если не бесспорным для всех экономистов, то заслуживающим внимания фактом.
Шиллер утверждает, что рынок не может быть ни справедливым, ни «эффективным» (где и продавец, и покупатель располагают одинаково полным знанием о товаре). И что спрос обостряется, после того как цены начинают расти, а вовсе не наоборот.
Эмоции управляют картиной мира. Исследовать их многие пытаются по соцсетям, и появляется масса новых проектов, в которых, например, по скачиваемой музыке делают выводы об изменениях настроений и ожиданий в стране, какой-либо возрастной группе или среди поклонников артхауса.
Вряд ли эти данные более достоверны, чем мои собственные, полученные на основании вопросов, адресованных мне знакомыми в соцсетях. Они свидетельствуют: к строительству или покупке дома могут подвигнуть самые разные поводы, которые рано или поздно обязательно находятся. Создание семьи, рождение детей, наплыв мигрантов, внезапная стройка под окнами, увеличение доходов, сравнение стоимости аренды дачи и цифр на рекламных щитах вдоль пригородных трасс, нюансы использования шенгенских виз, впечатления от путешествий…
И немало причин находится для того, чтобы проводить в своем загородном доме больше времени, чем представлялось возможным поначалу. Намного больше!