Острота момента
Рынок коттеджных поселков живет с оглядкой на общую экономическую ситуацию, однако на него немало влияют и локальные факторы. Предыдущий проблемный период в экономике привел к переформатированию рынка загородной недвижимости: появилось множество проектов с дешевым предложением, постройками минимальной площади, поселки менялись «по ходу дела». Сейчас эксперты ждут сокращения новых предложений и появления набора социальной инфраструктуры в реализуемых поселках.
После короткого весеннего всплеска спроса лето для рынка загородной недвижимости прошло спокойно. По мнению Светланы Невелевой, советника руководителя ГК «СТИНКОМ», стагнация, продолжавшаяся два сезона, была явлением довольно позитивным: с одной стороны, покупатели перестали отрицать для себя возможность жизни за городом, с другой — никто не бросился скупать все что предлагалось. В среднем по рынку количество сделок долгое время держалось на одном уровне. Светлана Невелева отмечает сокращение спроса в экономсегменте, прежде всего за счет наименее проработанных проектов в невысокой степени готовности. Период, когда за низкой ценой покупатели не хотели видеть риски, закончился, и это плюс. Хотя незаконченные проекты с нераспроданными лотами еще скажутся на рынке в целом. По мнению эксперта, падение спроса в экономклассе говорит о росте количества «осознанных» приобретений, которые имеют все шансы в скором времени превратиться в пригодные к проживанию домовладения. «Если девелопер не остановил работы в поселке, не попал в жесткое конкурентное окружение, не ведет судебных тяжб, не совершил серьезных ошибок в позиционировании проекта и рекламе, то покупатели к нему идут и сделки заключаются. В том числе в многострадальном бизнес-классе, который падение спроса затронуло больше остальных», — отмечает представитель ГК «СТИНКОМ». — Так что мы ждем грибную осень». На спрос в верхних ценовых сегментах больше влияет передислокация штаб-квартир госкорпораций, чем экономическая или политическая ситуация. Спросом у переезжающих в Петербург сотрудников госкомпаний пользуется либо готовая загородная недвижимость, либо объекты, которые могут быть подготовлены к новоселью к следующему лету, по наблюдениям Светланы Невелевой. В таких проектах, вероятнее всего, за осень будут раскуплены остатки.
Ближняя перспектива
Изменения в проектах по ходу их реализации происходят постоянно. По мнению Дмитрия Сперанского, руководителя Бюро аналитики по рынку недвижимости, проекты, в которых активно идут продажи, обновляют параметры предложения 3–4 раза в год, чтобы поспеть за спросом. Это разумная стратегия: хотя пристрастия клиентов не меняются с такой частотой, на рынок постоянно выходят новые предложения, и, обновляя проекты, застройщики могут успешно конкурировать с недавними поступлениями, отмечают в БАРН. Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН, считает, что на рынке «чувствуется определенное перенасыщение предложением в сегменте масс-маркет». «Однако перспективы у качественных объектов хорошие. Клиент сегодня более жестко подходит к заключению сделок, а работа девелоперов осложняется высокими покупательскими требованиями к приобретаемому жилью. Пусть это жестоко, но это правда жизни: в кризис всегда уходят слабые игроки», — уверен эксперт. Но в целом ничего страшного не происходит, по его мнению. По сравнению с первым полугодием 2013-го количество сделок с таунхаусами в 2014 году увеличилось практически вдвое. За последние два года объем предложения на рынке таунхаусов Ленобласти вырос с 1,5 тыс. до 3,6 тыс. объектов. Все дело в том, что спрос на загородную недвижимость сильно диверсифицирован: 80% сделок приходится на 20% проектов, в 30% проектов нет сделок вообще. Сказать, что площадь или технология строительства дома гарантированно обеспечат ему популярность у покупателей, нельзя. Дмитрий Сперанский, например, уверен, что «покупатель выбирает объект не столько по метражу, сколько по степени доверия к застройщику, общему впечатлению от проекта. В одном проекте дома определенного метража будут расходиться успешно, в другом — останутся стоять мертвым грузом». Можно предположить, что ближайшие к городу предложения имеют больше шансов быть купленными: примерно две трети домов приобретается в радиусе 30 км от Петербурга, треть — дальше. Светлана Невелева тоже не считает возможным определить «любимый» объект покупателей, отмечая лишь, что, при неизменности статистики по рынку в целом, продажи распределяются по поселкам крайне неравномерно. Влияние на спрос в бизнес-сегменте собственно представителей бизнеса практически незаметно. Владельцы и топ-менеджеры компаний под влиянием вестей о турфирмах, банках, спаде продаж автомобилей отложили свои загородные планы. Зато ощутимо влияние рекомендаций отказаться от поездок в ряд стран, которым вынуждены следовать сотрудники силовых структур. Последние определили летом недолгий, но заметный всплеск спроса на рынке аренды качественных загородных объектов. И у интересантов была возможность убедиться в очень скромном объеме отвечающего их запросам предложения. Поэтому осенью они стали искать объекты для покупки — как на «вторичке», так и в строящихся поселках, но тоже более или менее готовые дома. Даже видя этот вектор спроса, никто из девелоперов не стал форсировать строительство домов за свой счет: слишком непонятны пока требования этих покупателей, как поясняет представитель «СТИНКОМа».
Продажи в натуре
Поскольку экономическая ситуация не способствует развитию бизнеса, нет надежды и на рост бизнес-аудитории на рынке загородного жилья. Поэтому можно не сомневаться: с выводом новых проектов большинство профессиональных девелоперов повременят. Исключение возможно для тех, кому необходимо загружать собственные производственные мощности по изготовлению домокомплектов или строительно-подрядные подразделения, полагает Светлана Невелева. В ситуации неопределенности покупатели если не отложат на светлое будущее свои загородные планы, то уж точно не станут рисковать, приобретая землю в проектах, где ничего не сделано. «Картинку» продавать сегодня не имеет смысла. Должны быть готовы как минимум документы и дороги, лучше, если еще и подведены коммуникации. Для привлечения покупателей важно не рассказать, а показать, какова среда обитания в поселке. Не имея в натуре ничего, продаж ждать не стоит. По мнению Светланы Невелевой, для репутации компании и позиционирования проекта, логичнее сначала выполнить необходимые работы, а уж затем выводить поселок в продажу. Но так мало кто поступает, большинство решает «попытаться попродавать», вредя имиджу и впустую тратя деньги на организацию системы продаж, аренду офиса, рекламу и пр. Дмитрий Сперанский отмечает, что сейчас коттеджных поселков, где пытаются продавать землю даже без готовых документов, стало меньше, чем два года назад. Но они есть, и, видимо, всегда будут: «Состояние рынка таково, что многие девелоперы просто не имеют собственных средств, чтобы вкладываться в инженерную подготовку до начала продаж. И это не зависит от того, понимают они необходимость подобных вложений или нет». Премьер Светлана Невелева ожидает от компаний, которые в непростой для прочих ситуации могут использовать административный ресурс, аккредитовать непонятный проект в госбанке для получения покупателями ипотеки или выделения кредитной линии и т. п.
Резать, не дожидаясь
В сложной ситуации первое, что попадает под секвестирование, это социальная инфраструктура поселков и развлекательные объекты, делится наблюдениями Светлана Невелева. Для верхних ценовых сегментов уже очевидно, что создание и содержание «своего» соцобъекта должного качества не имеет смысла: детей продолжают возить на учебу в город. В экономклассе необходимы дошкольное учреждение поблизости и школа, до которой можно легко добраться общественным транспортом. Однако отказаться от обещанных причалов, магазина или спортзала для девелоперов означало бы не просто нанести урон репутации, которая создает добавленную стоимость, но и ухудшить сам продаваемый продукт. Поэтому можно ждать, что профессионалы, заинтересованные в продолжении работы, свои обещания выполнят, но не так скоро, как хотелось бы.
Слово экспертам
Алексей Зайцев генеральный директор архитектурной студии FACHWERK studio Постоянно растущая конкуренция рынка загородного строительства все выше ставит планки для создаваемых девелоперами проектов. Да и покупатель стал требовательнее к качеству конечного продукта и компетентентнее в юридических аспектах недвижимости. Как следствие, девелоперам для стабильной и высокорентабельной реализации проектов просто необходимо предоставлять покупателю территорию, максимально подготовленную для начала строительных работ по возведению дома. Что под этим подразумевается? Выполненное межевание участка, наличие кадастрового паспорта участка (без залогов и обременений), проект инженерного обеспечения участка, согласованный с контролирующими органами, первичное благоустройство территории. По крайней мере на 70% должна быть проведена строительная подготовка для прокладки инженерных сетей и строительства дорог. Покупатель должен видеть и иметь возможность оценить то, за что он платит. Юридическое оформление, подведение инженерных сетей к границам участка, согласованный проект, транспортная доступность — вот тот комплект опций, который гарантирует сегодня заинтересованность и доверие к строительным компаниям.
Слово экспертам
Лилия Мякеля менеджер по продажам компании «Гарантъ» Предложений с так называемыми пустыми, без инженерных коммуникаций участками с каждым месяцем все меньше и меньше. Покупатель стал более разборчив и дальновиден, понимает, что сказки про газ и электричество через год или два могут так и остаться сказками. Поэтому девелопер, если он хочет хоть что-то продать и получить прибыль, должен подготовить свой продукт согласно требованиям рынка, а именно: построить хорошие дороги, подвести все инженерные системы к участку или завести коммуникации в дом, когда речь идет о продаже готовых коттеджей или таунхаусов, а также при необходимости предоставить все технические условия. Что касается собственной инфраструктуры в коттеджных поселках, то обещаний действительно стало меньше, но для более успешных продаж необходимо оборудование детских и спортивных площадок. Хорошо охраняемая территория поселка и детский сад в шаговой доступности также стимулируют рост продаж.