Так он и значится в Новгородской первой летописи, каменный город Ям, стоящий на реке Луга. В те времена почти все города рождались на берегах судоходных рек, так как выживание напрямую зависело от торговли. Название Ям или Яма крепость, а потом и сам город унаследовали от Финского племени ямь, живших в те времена на южном побережье Финского залива рядом с племенами водь и нарова. К XV веку город Яма значительно расширил границы своего влияния и стал одним из крупнейших промышленно-торговых и военных центров северо-запада молодого еще Русского государства. Неудивительно, что наращивающее мощь Шведское королевство немедленно обратило внимание на такой перспективный населенный пункт неподалеку от своих границ. Некоторое время город переходил из рук Шведского королевства новгородцам и обратно, но в конце концов в XVII веке снова оказался у шведов, и стены и башни крепости были взорваны. Однако в XVIII веке крепость снова стала русской по результатам Северной войны, выигранной Петром I, и стала называться Ямбург на шведский манер, крепость Ям. Впоследствии город был дарован светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову, но после его опалы отошел в казну, и к началу XX века город Ям превратился в беднейший город Ленинградской области, основным населением которого были военнослужащие. После революции город был переименован в Кингисепп, и в нем был построен горно-обогатительный комбинат «Фосфорит», который впоследствии стал градообразующий предприятием для Кингисеппа.
Сейчас Кингисепп очаровательный провинциальный городок, утопающий в зелени и пересеченный изгибистой рекой, который обладает поистине волшебной атмосферой зеленого великолепия, окружающего со всех сторон и заставляющего думать, что кудрявые берега и шумящие кроны и есть настоящий город, не нуждающийся в индустриальных новшествах и сложностях. Однако инфраструктура тут выстроена хорошо. Промышленные сектор города очень развит и включает такие предприятия как Алексеевский известковый завод, Кингисеппский стекольный завод, предприятия строительной, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, месторождения известняка, торфа, глины, фосфорита.
Развитие порта Усть-Луга дало толчок к активизации рынка недвижимости и строительства в Кингисеппе. Сотрудники нового порта предпочитают жить в инфраструктурно обустроенном городе, пусть даже тратя на дорогу до службы чуть больше времени. В последние годы здесь стабильно вводят в строй около 50 тыс. кв. м жилья в многоквартирных домах.
В Кингисеппе есть все необходимое для комфортной жизни: магазины, супермаркеты, рестораны, кафе, школы, детские сады, библиотеки и поликлиники. В городе сохранились древние достопримечательности, рассказывающие историю о временах, когда Русь была еще юна, а этот край дик и суров. Любопытные туристы и горожане могут найти развалины старинной крепости, а также валы и остатки стен.
А вокруг города раскидывается бескрайняя лесная стихия, зеленея и наливаясь солнечными лугами, завиваясь густыми чащами, плутая загадочными тропинками в кружевных тенях. И среди всего этого великолепия река Луга причудливо изгибает прозрачные бока, зеркально отражая лесные красоты, прибрежную зелень и изумительную небесную синь. Этот вид, хоть и не кажется чем-то особенно удивительным, ибо такие виды обычны для российского северо-запада, но все равно заставляет замереть и на секунду задержать дыхание, уже исполненное запахом лесов, от бескрайнего зеленого раздолья. В Кингисеппе существует целых три уникальных природных заказника Кургальский, Котельский и «Дубравы у деревни Велькота». Один из них специально создан для сохранения миграции водоплавающих птиц, второй – для лесов южно-таежного типа и озерно-речной сети с редкими видами растений и представителей животного мира, а третий – для сохранения широколиственных лесов и ландшафтов Ордовиковского плато. Как не попасть под очарование древних кудрявых дубрав, уникальных и чудом сохранившихся в наше чрезмерно активное и высокомерное время!
Разумеется, для ежедневного маршрута путь в Кингисепп неблизкий, до Петербургской КАД целых 120 километров. Тем не менее, существует немало видов транспорта, готовых довезти гостей города и его граждан. От Петербурга в Кингисепп ведет прямая автомобильная трасса – Кингисеппское шоссе (часть федеральной трассы А-180 «Нарва» от Петербурга до границы с Эстонией).
Им могут воспользоваться автолюбители, а также пассажиры многочисленных маршрутных такси, ходящих от Петербургского автовокзала и обратно. Те же, кто по каким-то причинам недолюбливает автомобильный транспорт, легко могут доехать до Кингисеппа на электричке от Балтийского вокзала. Таким образом, пленительные виды изгибистых берегов реки Луги, звенящие птицами и качающие шапками рощ, могут быть доступны любому желающему.
Кингисеппский район для петербуржцев — локация для приобретения дальних дач, цены на участки здесь намного ниже, чем в соседнем Гатчинском районе.