Зимой национальный характер разворачивается во всю свою необъятную ширь, демонстрируя размах и удаль. С чего бы, спрашивается, любить зиму французам или немцам? Посмотрите, в какой они ужас приходят, когда в Европе недели две-три царит настоящая зима — с морозами и снегопадами. Они привыкли, что ноль градусов, что без шапки можно ходить, а тут сугробы на дорогах! Немец в таких условиях коченеет, ему и жить-то не хочется, не то что отдыхать. Нашему же человеку хоть бы что. Опрокинул добрую чарку, закутался в тулуп и, сев в тройку, рванул к куму в соседний поселок, верст за сорок, а там еще чарок семь-восемь за воротник!
Демаркация между столь разными традициями зимнего отдыха выявляется уже в календаре. Если европейцы в соответствии с григорианским летоисчислением отмечают Рождество до Нового года, а затем уходят на зимние каникулы, то в российской традиции все праздники, согласно юлианскому календарю, смещены на две недели. Так что когда в Европе уже приступили к работе, русские только начинают отдыхать.
Несвятые Святки
В русском языке немало парадоксов, и название «Святки» — из их числа. С одной стороны, все вроде бы естественно: Рождество, Крещение, а между ними некие святые дни, которые христиане должны проводить благочинно и в послушании. Ан нет! Гуляют в эти дни вовсю, гадают, заклинают и, вообще, так сказать, озоруют. Ведь получается, что в этот двухнедельный период старый год, а вместе с ним и старый мир доживают свой век, а перед воцарением нового мира полагается все вокруг превратить в первоначальный хаос. Народное поверье гласит, что на стыке старого и нового года Господь Бог на радостях, что у него родился Сын, позволил чертям покинуть преисподнюю, вот они и гуляют на воле до самого Крещения, и ничего тут не поделаешь…
В деле создания хаоса наши предки, надо отметить, достигли выдающихся результатов. Прежде всего они постановили в Святки не работать, что для россиянина просто бальзам на раны. В русской деревне в это время правила бал нечистая сила, а веселье было довольно экстремальным, чем-то напоминающим клубные вечеринки современной золотой молодежи.
На Святки любой прохожий в каждой избе мог упиться хмельным зельем до полусмерти, а солидные мужики таскали друг друга за бороды, не поделив гривенник, выигранный в пристенок. Много играли в карты, ну и, конечно, грешили в эротическом плане. «Год продержусь, но уж тут-то душу отведу!» — думал на Святки русский человек, как одержимый бросаясь в объятия нечистой силы. Известно, что переодевания мужчин в женщин (и наоборот) начались в незапамятные времена, они входили в святочные развлечения, когда, увлекшись с пьяных глаз нарумяненной красавицей, можно было нарваться на парня, чьи приятели набивали «ухажеру» штаны ледяным снегом — дабы остудить. Соответственно, безусые чернобровые «парни» нередко оказывались игривыми вдовушками, которые могли осрамить увлекшуюся девицу перед всей деревней. Такой вот народный «унисекс».
К религиозным институтам и таинствам на Святки тоже особого почтения не проявляли. На деревенской улице можно было встретить в эти дни «попа» с мочальной бородой и в облачении из рогожи. «Поп» шел, размахивая кадилом, следом мужики тащили нарядно украшенный гроб, а «плакальщицы» нарочито громко убивались по «покойнику», которого весь день носили по домам, устраивая тут и там «отпевания». «Покойник» при этом то и дело оживал, щипал «плакальщиц» и, вытаращив глаза, гонялся за ребятишками.
А ряженые, которые заваливались в дом без всякого приглашения? Одетые зверями или цыганами, они могли вынести все, что плохо лежит: валенки, полушубок, посуду… Случалось, и сани увозили, причем вместе с лошадью, и ворота или калитку утаскивали. Правда, пользоваться уворованными вещами строго воспрещалось — их нужно было прогулять-пропить до Крещения. А шутки молодых людей над степенными хозяевами? Ночью к дверям справной избы нередко приваливали целую гору снега, а в печную трубу выливали ведро ледяной воды. Могли даже атаковать дом «стягом» — здоровенным тараном, которым били, как правило, в красный угол, чтобы иконы полетели на пол.
Как видим, предки были с чертями на короткой ноге — в отличие, допустим, от католиков или порядком «окатоличенных» украинцев, которые, как мы помним из Гоголя, нечисти ужас как боялись. Между тем наши люди баловали домовых нюхательным табаком и даже вышивали на изнанке рубахи маленького личного чертика — чтобы тот чужих не подпускал. Чужой черт имел обличье «немца» или «хвранцуза», и отбиваться от чужаков можно было только с помощью отечественной, отчасти прирученной нечисти.
А еще наши люди любили в это время гадать, в основном на будущий урожай и, естественно, на женихов. Чтобы не распугать ненароком чертей-помощников, девицы во время этого действа снимали с себя пояс-оберег и нательный крест, расставляли зеркала, зажигали свечи и в их неверном свете старались увидеть в зеркальном отражении хотя бы силуэт суженого-ряженого.
Зимние забавы
Зимние развлечения, впрочем, не исчерпывалась одними лишь святочными играми и обычаями: русские люди не чурались и простых зимних забав, которые утоляли потребность в здоровом и веселом отдыхе. Одна из самых известных забав — катание снеговиков. Дети ограничивались скромными снеговиками, взрослые же создавали настоящих гигантов — сколько позволял вес снежного кома.
Лыжные оздоровительные прогулки в России привились очень поздно, в сущности, это уже традиция советского времени. Лыжи (точнее, снегоступы) использовались лишь с практической целью, например для зимней охоты в лесу. А вот катание на катках популярно уже несколько веков. Раньше, правда, искусственных катков не делали — использовали замерзшие естественные водоемы. Да и коньками в лучшем случае служили простенькие стальные полозья, а то просто привязывали к валенкам две оструганные плашки.
Снежная баталия с прицельным метанием снежков друг в друга тоже была в чести. Такие сражения и устраивались спонтанно, и планировалась заранее — тогда делились на группы и оговаривали специальные условия метания снежков друг в друга. Вариантом снежной баталии можно считать создание снежных городков с последующим штурмом. Снега зимой было в избытке, так что сооружали целые крепости из снега, с ледяными пушками и зубцами. Защитники таких крепостей «отчаянно» оборонялись, нападающие с не меньшим азартом их штурмовали. Помните картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка»? Правда, в ней действие происходит на Масленицу, в конце зимы, когда можно порезвиться напоследок.
Катание на лошадях тоже увлекало — зимой хорошо подкованные жеребцы разгонялись так, что сани неслись, обгоняя ветер. В праздничные дни на тройках ездили в гости, в соседние деревни, а в городах лихачи возили на тройках с бубенцами в развлекательные заведения, например кабаки. Ямщики-профессионалы даже соревновались: кто кого обгонит. Посмотреть на это собиралось немало простого люда.
Что касается люда непростого, то такие на плебейские зрелища не ходили. Богатые в России испокон века увлекались зимней псовой охотой. Это было целое мероприятие, вовлекающее десятки людей и животных, одновременно грандиозный ритуал и развлечение для помещичьего сословия.
От традиций к современности
Осталось ли хоть что-нибудь от этих древних традиций сегодня? Кое-что, хотя, конечно, нынешняя эпоха вносит в традиции свои коррективы, иногда весьма существенные. Можно вспомнить святочные обычаи, хотя, конечно, сегодняшие обитатели загорода знают меру. Когда национальные традиции и комфорт сочетаются в разумной пропорции, зимний отдых становится интересным, насыщенным и запоминающимся.