К апрелю для россиян открыты границы Кубы, Турции и Черногории, Танзании и Сейшел. Но и рядом с Петербургом есть немало роскошных, берущих за душу пейзажей — до них стоит дойти на яхте.
Пандемия в 2020 году обусловила в мире взрывной рост спроса на катера и яхты. По данным Международной ассоциации яхтенных брокеров, около половины новых судовладельцев — новички в яхтинге, которых необходимость в социальной дистанции подвигла к покупке собственного плавстредства.
В спросе лидируют моторные суда, парусные в среднем немного уступили, но в некоторых странах моторные яхты и катера предпочитали почти в 10 раз чаще. На пике популярности были небольшие катера — до 8 м, большинство серийных бюджетных моделей длиной 10–18 м рассчитаны на ночевку шести, самое большее восьми, гостей.
Однако, как отмечает Светлана Коровякова из яхтенного агентства Polar Star («Полярная звезда»), нередко новичок оказывается не готов к сопутствующим почетному статусу капитана заботам: поискам и оплате стоянки, обслуживанию яхты, управлению автомобилем с прицепом для доставки яхты или катера к месту спуска на воду. Поэтому правильно начинать с аренды лодки.
Становление капитана
Прежде чем учиться на капитана (шкипера) и выбирать парусное или моторное судно, в яхтенном агентстве «Полярная звезда» рекомендуют арендовать лодку и в течение трех дней, а лучше недели примерить на себя жизнь «морского волка».
«Иногда случалось, что глава семьи, горя идеей хождения по воде, покупает большую лодку, а к концу сезона выставляет ее на продажу, поскольку члены семьи попробовали разделить увлеченность — и не сумели. Поэтому лучше пройти тест-драйв всей семьей», — советует Светлана Коровякова.
Так что нужно определиться с целью чартера (так называют аренду лодки), дальностью и длительностью путешествия — и забронировать лодку для отпуска. Лучше не откладывать — в этом году в петербургских акваториях будет тесно.
Клубы и стоянки
В пользу аренды лодки говорит и ситуация с яхт-клубами: многим яхтсменам, державшим суда, например, в клубе «Терийоки», Центральном и Морском яхт-клубах, пришлось искать новые стоянки.
В яхт-клубе «Кошкинский фарватер», что на берегу Ладоги, рядом с истоком Невы, загрузка уже стопроцентная, рассказала управляющая Александрия Дубинина. В прошлом году клуб увеличил число стояночных мест, но их снова не хватает. В этом году планируется еще продлить швартовочную линию. «Кошкинский фарватер» находится недалеко от города, в нем богатые возможности для отдыха на берегу, есть и своя плавучая заправка.
Светлана Коровякова, директор по продажам яхтенного агентства Polar Star («Полярная звезда»)
Уже известны страны, готовые принять российских туристов для яхтинга. Можно отправиться в морское путешествие к побережью Кубы, Турции, Сейшел или Танзании. Наше агентство найдет нужную яхту в нужном месте, путешествия можно бронировать прямо сейчас. Мы предоставляем судно под ключ: со стюардом, матросами, техническим сотрудником или одним капитаном (в зависимости от класса и типа судна)
и со всеми необходимыми страховками и документами.
В прошлом году закрытые границы обусловили всплеск спроса на аренду яхт в Сочи. Мы организуем туры по Ладоге, Неве, Финскому заливу. За неделю можно в полной мере прочувствовать, насколько вам по душе жизнь на воде. Аренда яхты для этого оптимальный вариант.
Владение яхтой накладывает обязательства: ее надо мыть, хранить летом и зимой, обслуживать. Поэтому тест-драйв необходим.
В пользу аренды лодки говорит и ситуация с яхт-клубами: многим яхтсменам, державшим суда, например, в клубе «Терийоки», Центральном и Морском яхт-клубах, пришлось искать новые стоянки.
Александрия Дубинина, управляющая загородным яхт-клубом «Кошкинский фарватер»
У нас и в прошлом году была полная загрузка стояночных мест, мы продлили причал, В этом году с марта все места заняты, и судовладельцы записываются в лист ожидания. Мы снова планируем продлить причал, и тогда сможем разместить 220 катеров.
Наш яхт-клуб, во-первых, расположен недалеко от города, во-вторых, предлагает умеренные цены, а в-третьих, в нем есть своя плавучая заправка (с дизельным топливом и бензином). Плюс вся инфраструктура для отличного отдыха на берегу: плавучий ресторан PortoBar, номера в мотеле и коттеджи, гриль-домик, беседки и сауна, детская площадка, веревочный парк и конный клуб.
В прошлом году был аншлаг до поздней осени, в этом клиенты уже бронируют номера на майские праздники.
Обычно мы всегда помогаем гостям договориться с нашими капитанами о выходе в Ладогу или Неву, есть партнеры, которые предоставляют катера в аренду. Знаем о выставленных на продажу судах, даже установили баннер для размещения информации о продаже лодок.
Свои катера в прошлом году мы продали, возможно, в этом году приобретем новый катер для аренды.
Сергей Медведников, командор Северо-Западного водно-моторного клуба
Наш клуб реализует концепцию объединения капитанов моторных катеров и яхт и их семей для душевного общения и поддержания общих интересов. В календаре событий 2021 года клубные встречи, водно-моторные квесты, игры «Морского блеф-клуба», в которых по традиции будут участвовать члены разных клубов Петербурга. Клубная жизнь продолжается!
А вот для яхтенной инфраструктуры прошлый год был драматичным. По данным ГИМС, в Петербурге зарегистрировано 46 тыс. маломерных судов, из них не более 3–4% — парусные яхты, остальные водно-моторные. Интересам яхтсменов-водномоторников при этом уделяется намного меньше внимания, чем парусному яхтингу.
Нескольким тысячам маломерных судов нужна стоянка, а ситуация с яхт-клубами и стоянками для судов в Петербурге и Ленобласти весьма напряженная. В яхт-клубе «Терийоки» еще летом 2020 года наносы песка на подходном фарватере полностью перекрыли вход в гавань из залива. Яхт-клуб Санкт-Петербурга (Лахта) на реконструкции, хотя, как говорят, должен открыться совсем скоро. Относительно будущего Санкт-Петербургского речного яхт-клуба на Петровской косе пока остаются вопросы. Заявленные новые проекты, о которых говорит администрация «столицы водного туризма» в рамках реализации концепции развития яхтинга, далеки от реализации. Продолжают работать для разных категорий судовладельцев такие клубы, как Императорский морской яхт-клуб, яхт-клуб «Восточный», «Форт-Константин», «Кошкинский фарватер» на Ладоге, «Балтиец» на Петергофском шоссе, «Морские волки» и «Ингрия» на Неве. Во многих действующих клубах стояночных мест остается не так много. Также есть немногочисленные варианты хранения или стоянки на небольших стоянках экономформата (ВМК), но это варианты от безвыходности.