— Алексей, каковы итоги первых пяти месяцев 2021 года в «Ламбери»? Цифры, факты и ваши оценки настроений и потребностей покупателей.
— Человек я суеверный, поэтому о продажах промолчу. С удовольствием отвечу на этот вопрос в конце года. Но динамика весьма оптимистичная, постараемся всех удивить.
О популярных у покупателей домах скажу так: хорошо продается то, что есть в наличии. На данный момент дома небольшой площади у нас распроданы, поэтому лучше продаются большие.
Сейчас тренд покупки загородных домов нарастает. Этому способствовали несколько факторов: отложенный спрос и «ковидные» накопления; локдаун и изоляция; низкие ипотечные ставки и инфляционные ожидания; рост стоимости строительных материалов и, как следствие, рост стоимости «квадрата».
Все вместе способствовало «идеальному шторму» на рынке продаж загородной недвижимости.
— Кто ваши покупатели в 2020 и 2021 годах? Чем их привлек «Ламбери» прежде всего?
— Могу сказать одно: «Ламбери» молодеет. Этому способствует открытие школы. Наш расчет на развитие загородной социальной инфраструктуры оказался верным. В этом году конкурс в начальную школу достигал четырех учеников на место. Это заставило нас задуматься над расширением «Школы в Ламбери», сейчас идет проработка проекта по строительству дополнительного корпуса для начальной школы.
— В прошлом году в линейке проектов коттеджей появился «Йорк», самый компактный. В этом году «Ламбери» представил обновленный проект «Челси». Под какие запросы клиентов это сделано?
— Мы пытаемся предложить молодому поколению своих клиентов дома, соответствующие их запросам. Современные тенденции спроса — это компактность, продуманная эргономика, три спальни, возможность расширения домовладения в будущем.
— Расскажите о планах на этот год: что строите и благоустраиваете?
— В этом году возводим шесть домов, причем два из них уже зарезервированы.
Этим летом мы завершаем оформление въездной группы поселка. Административное здание, парадные ворота, ландшафтный дизайн — все будет стильно, по-английски.
Также ведутся работы по проектированию большого пруда и верхнего парка. Участки, расположенные рядом, будут с отличными видовыми характеристиками. Так как их осталось всего семь, имеет смысл поторопиться с выбором!
— Есть ли свободные места в школе «Ламбери»? И что с открытием оздоровительного центра рядом?
— Наша школа рассчитана на 160 человек. С 1 сентября общая численность учащихся достигнет 120 человек. В старших классах есть свободные места, но начальная школа и детский сад заполнены. Желающим отдать ребенка в «Школу Ламбери» я бы посоветовал записываться заранее или купить дом в нашем поселке, так как ламберЁвских берут всегда!
Относительно медицинского центра: мы ведем переговоры с несколькими компаниями, считаем это направление стратегически важным для нас, готовы сотрудничать с медицинскими учреждениями, желающими открыть представительство в пригороде. Это очень перспективное направление.
— Как будет развиваться ситуация на рынке загородной недвижимости СПб и ЛО в этом году? Можно ли ждать, что меры поддержки ИЖС властями будут запущены и повлияют на развитие событий?
— Загородный рынок цикличный. Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса и рост цен. Спрос вымывает ликвидные лоты с рынка. Этот ажиотаж приведет к запуску новых загородных проектов. Продуманные и выверенные концепции найдут своих покупателей. Слабые проекты канут в небытие. Так всегда было. В отличие от городского рынка, где работают крупные застройщики, имеющие в штате маркетологов и профессиональную систему продаж, загородный более хаотичен и менее профессионален. Возможно, с годами это пройдет и мы увидим комплексное освоение петербургских пригородов.
Интересный вопрос об участии государства в развитии загородной инфраструктуры. Наш опыт показал: можно построить коттеджный поселок и вложиться в строительство частной школы. Но мы никогда не сможем сделать дороги, тротуары, освещение, заборы наших пригородов одного цвета и дизайна. Без этих опций, за которые отвечают районные власти, наши поселки так и останутся оазисами в пустыне. Никто не занимается внешним благоустройством пригородов. Отсюда и такой их облик. Если посмотреть на окрестности Энколова, «Охта-Парка», такое впечатление, что застройка никак не контролируется, все вразнобой, разных цветов, нет единой концепции развития сельских поселений, отсюда и неухоженный вид наших предместий.
Я думаю, стратегическая задача развития загородной инфраструктуры — это задача власти. На одном предпринимательском энтузиазме ее не вытянешь. Нужны проекты развития загородных поселений, финансирование этих проектов. Как минимум нужно ставить цели и верстать планы. Будет цель, найдутся деньги и инвесторы.