- Какие документы необходимо иметь владельцу дома, чтобы подготовить его к продаже?
- На сегодняшний день установлено, что в первую очередь необходимо оформить права на землю. Поэтому, если у вас есть неоформленные постройки, то начать следует именно с оформления земли. В предыдущем номере было подробно рассказано, каким образом это можно сделать и в какие инстанции для этого нужно обращаться.
Для неоформленных построек имеет значение, старые они или новые.
Начнем со старых строений. Копии всех когда-либо полученных документов хранятся в Бюро технической инвентаризации (БТИ). Обратившись туда и предоставив документы на землю, вы сможете получить копии всех ранее выданных документов.
Если дом новый, недавно построен, то оформление нужно понимать как ввод его в эксплуатацию. Вводятся в эксплуатацию только дома ИЖС (индивидуальное жилое строительство). Для домов, возведенных на садовых участках, и индивидуальных дач предусмотрен более простой путь оформления, связанный с паспортизацией через БТИ. Баня и хозяйственные постройки не документируются, они не являются жилыми и могут только оцениваться Бюро технической инвентаризации.
Ввод в эксплуатацию - это признание дома пригодным для жилья. Если изначально были соблюдены все нормы - получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от инспектора Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) Управления архитектуры и градостроительства (ранее - постановление главы администрации о разрешении строительства жилого дома), имеется договор на застройку с утвержденным в Архитектурном бюро проектом, произведены все необходимые согласования, - то вторично этот этап проходить не нужно. БТИ просто готовит технический паспорт и выдает справки для государственной регистрации, в том числе о стоимости строения.
Если же у вас ничего этого нет, то нужны все первичные документы на застройку, а также акт о вводе дома в эксплуатацию, подписанный комиссией в составе инспектора ГАСН, представителей Ленэнерго, санэпидемстанции, пожарного отряда. После получения постановления главы администрации об утверждении данного акта документы сдаются на государственную регистрацию права в ЛОРП.
Итак, предпродажный пакет документов для жилого дома должен содержать:
- договор приватизации (если ранее дом находился в муниципальной собственности);
- договор купли-продажи, мены, дарения;
- свидетельство о праве на наследство (если дом перешел в порядке наследования);
- решение суда (если право собственности было установлено судебным решением);
- договор о возведении;
- акт приема дома в эксплуатацию;
- постановление об утверждении акта приема дома в эксплуатацию;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности;
- технический паспорт;
- справку об оценочной стоимости;
- справку из налоговой инспекции (ГНИ);
- выписку из единого государственного реестра прав (ЕГРП) об отсутствии запрещении на отчуждение;
- справку по форме 9.
Процесс подготовки документов крайне кропотливый, он требует много времени. Если вы не считаете возможным заниматься этим самостоятельно, то вам следует обратиться к специалистам риэлтерской компании, заключить договор на подготовку предпродажного пакета документов, передать все имеющиеся в наличии документы, выписать представителю компании доверенность на представление ваших интересов в различных инстанциях.
Практика показывает, что даже крупная и известная юридическая фирма может не располагать специалистами, способными быстро и квалифицированно помочь в этом деле.