Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

В отражении зеркал

Декор / 01.10.2004

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Продукт высоких технологий и произведение искусства, привычная в обиходе вещь и, одновременно, предмет загадочный, связанный со множеством тайн и поверий. Ошибиться невозможно - речь о зеркале:

Что знаем мы о нем и какую роль отводим ему в устройстве нашего жилища, исходя из чего решаем, быть или не быть зеркалу на этой стене, в этой комнате, напротив этого окна. Зеркало. Гладкая отшлифованная поверхность, отражающая находящиеся вокруг предметы, дающая возможность рассматривать собственное «я», служащая для украшения дома: Что может сказать Зеркало? Друг оно или враг, прихоть или необходимость, иллюзия или реальность?

Сквозь призму времени

Получается, что зеркало было всегда. Оно старо как мир: гладкая поверхность воды - первое в природе зеркало. Кроме того, археологические раскопки убеждают нас в том, что рукотворное зеркало - во всяком случае его прообраз - увидело свет с появлением человека. Конечно, на вид оно сильно отличалось от привычного нам сегодня предмета обихода. В незапамятные времена роль зеркала играли хорошо отшлифованные камни. С началом использования металлов наши далекие предки стали изготавливать зеркала из бронзы и серебра. Первые упоминания о таких зеркалах, найденные в основном в странах Древнего Востока, относятся к III тыс. до н. э. Железный век уже стал периодом достаточно широкого распространения металлического зеркала: лицевая сторона его гладко отшлифовывалась, а оборотную, как правило, украшали гравированные или рельефные изображения.

Стеклянные зеркала с оловянной или свинцовой подкладкой появились в I веке н. э., у римлян. В начале средних веков они были прочно забыты и вернулись вновь лишь к XIII столетию. А уже в XVI веке научились делать подводку стеклянных зеркал оловянной амальгамой, и средневековое зеркало приобрело внешний вид, во многом схожий с сегодняшним.

XVII столетие стало временем широкого распространения зеркал. Зеркало входит в моду и становится своеобразным атрибутом принадлежности к состоятельному сословию. Популярностью пользуются не только огромные роскошные трюмо и настенные зеркальные поверхности - зеркало перекочевывает в сумочки и карманы, становясь всенепременным спутником в повседневной жизни. В эпохи барокко и классицизма зеркало начинает играть если и не основную, то очень большую роль в отделке интерьеров дворцов и частных домов. Стены и камины, горки и серванты, столики и множество небольших по размеру зеркал, расставленных и развешенных в интерьере - вот обязательные свидетельства того периода. Огромное значение уделяется и обрамлению зеркала: сложные по рисунку и исполнению деревянные и бронзовые рамы, окружающая зеркало мебель из массива ценнейших пород, янтарь и перламутр, черепаховый панцирь и слоновая кость.

XX век с его практичностью и функционализмом, изменив искусство и архитектуру в целом, не прошел бесследно и для оформления зеркала. Оно во многом утратило свою художественную форму, став в большей степени предметом утилитарным. Собственно, так продолжалось до недавнего времени, когда в моду вновь начали входить не просто функциональные предметы, а произведения искусства ушедших эпох. Вместе с тем зеркало оказалось «в поле зрения» современных дизайнеров и попало в разряд объектов воплощения их нескончаемых фантазий.

Зеркальное производство

Приходится признать, что зеркало имело место в каменном веке, после чего плавно «переехало» в бронзовый и железный. Отшлифованные до блеска каменные отражающие поверхности уступили место металлическим, а те, в свою очередь, пали жертвой прогресса. И до изобретения стекла наши предки активно экспериментировали с камнем и металлом: для получения максимально отражающей поверхности в ход шли обсидиан и пирит, золото и серебро, бронза, сталь и множество других материалов. После выплавки первого стекла за ним пожизненно закрепилась роль поверхности, на которую наносятся тонкие слои металлов.

XVI век стал поистине революционным в производстве зеркал. Согласно архивным записям за 1516 год братья Андреа и Доменико из Мурано, что близ Венеции, предложили изготовленное ими зеркало из цельного хрустального стекла. Вошедшее в историю знаменитое венецианское зеркало сохраняло свое первенство в европейском производстве вплоть до конца XVII века, отличаясь поразительным совершенством техники изготовления.

В последующие столетия выдувание и литье зеркального стекла распространяется практически по всей Европе. Пионерами нового производства становятся Голландия и Германия. К примеру, в Италии расплавленную стеклянную массу выдували в длинные баллоны, разрезали их и расстилали на медном листе, наводя блеск и амальгамируя. А вот во Франции стеклянную массу разливали по совершенно гладкому металлическому столу, вальцевали для придания большей прочности и затем медленно охлаждали.

Амальгамирование происходило следующим образом: на гладкий стол клали оловянный лист, выливали ртуть на него, покрывая тонким слоем, поверх которого укладывали лист стекла. Дутое зеркальное стекло оказалось более прозрачным, а потому более ценным и дорогостоящим. Последующему широчайшему распространению зеркала способствовало изобретение француза Франсуа Пти-Жана, сделанное в XIX веке; благодаря которому вредное ртутное производство удалось заменить методом химического серебрения поверхности стекла.

С развитием науки производство зеркал постоянно совершенствовалось. Бесчисленные опыты и попытки оптимизировать процесс сводились к тому, чтобы улучшить качество, удешевить продукцию и сделать ее максимально доступной. И в XIX веке зеркала в достатке пребывают не только в дворцовых покоях, но и в большинстве домов.

Зеркала в интерьере

Несмотря на то, что зеркало знали уже в Древнем Египте, в Древней Греции и Этрурии, держали в руках в Китае эпохи древних династий, рассматривать его как предмет интерьера начали значительно позже. Ведь как в техническом, так и в художественном отношении производство зеркал могло полноценно развиваться лишь в эпоху, когда жизненные запросы общества устремлялись в более высокие сферы культуры. Таким образом, отслеживать место и роль зеркала в интерьере можно параллельно с изучением развития стилей и направлений в истории искусств. Тем более что представление зеркала всегда было связано с множеством художественных ремесел: с резьбой по дереву, золотым и серебряным делом, эмальерной техникой, столярной работой, фарфоровой и фаянсовой промышленностью и т. д.

Лишь в эпоху барокко и рококо зеркало перестает быть хоть и популярным, но чересчур уж мелким предметом. В начале XVII века новые изобретения наконец-то позволили изготавливать зеркала большой площади. С тех пор вплоть до наших дней зеркало остается полноправным элементом в создании интерьера, наряду с мебелью, тканями и другими предметами декоративно-прикладного искусства.

Ирреальность зазеркалья

Эффект зрительного увеличения пространства при помощи зеркала был известен и с успехом использовался уже в XVIII веке. Действительно, трудно представить себе интерьер того времени, в котором отсутствовали бы зеркала. Великолепные дворцы, бесконечные анфилады и парадные бальные залы смотрелись бы куда как беднее, не будь в них такого невообразимого количества зеркал. Зеркалами украшались гостиные и будуары, столовые и комнаты для занятий; зеркала отражали пламя камина и сотни свечей в люстрах, позолоту декора и шелк отделки, становились обязательной деталью в обстановке.

В наши дни зеркало приходит на помощь в безвыходных, казалось бы, ситуациях - при минимуме площади, при недостатке естественного освещения, низких потолках и т. д. Кроме того, не пренебрегают и исключительно декоративной функцией этого незаменимого аксессуара. Ведь, перекочевав из ажурной рамы на большую плоскость стены, зеркало оставило себе «пути для отступления» в виде небольших зеркалец в ювелирном обрамлении, подставок для каминной полки, крошечных осколков для потолочной люстры…

Современные дизайнеры с успехом эксплуатируют зеркало в интерьере, с его помощью искажая площади, раздвигая стены, изменяя пространство. Огромное зеркало, расположенное на плоскости перпендикулярной к окну, значительно увеличивает количество света в помещении, направляя его в самые удаленные уголки комнаты. Благодаря зеркалу на смену унылой симметрии приходит четкий ритм, а обычная композиция превращается в немыслимую порой геометрическую конструкцию. К примеру, несколько зеркал, вывешенных рядом и под углом друг к другу, способны создать иллюзию бесконечности предметов. «Эффект перископа» - довольно распространенный прием в интерьерном искусстве

Существует целый ряд правил и законов, соблюдение которых способствует созданию благоприятной атмосферы в помещении. Например, зеркало, повешенное над рабочим местом, скажем письменным столом или музыкальным инструментом, устраняет психологический дискомфорт, позволяя, не поворачивая головы, видеть все происходящее вокруг. Зеркало, украшающее каминную полку, обеспечивает полный обзор расставленных на ней милых сердцу хозяев мелочей и способно при необходимости «увеличить» количество красивых безделушек. На кухне зеркала насыщают помещение светом и положительной энергией, создавая хорошее настроение и, как следствие, способствуя приготовлению бесподобных блюд. В этом случае роль зеркала способны взять на себя и многочисленные предметы с блестящей отражающей поверхностью.

А вот в столовой, принимая пищу, человек не должен видеть своего отражения, о чем, кстати, сообщается и в «Толковом словаре» В. И. Даля. То же самое относится и к спальне: не рекомендуется помещать в ней зеркала так, чтобы спящий мог видеть свое отражение: мало кому приятен «соглядатай» во сне. Считается, что в этом случае зеркало может стать своего рода энергетическим «вампиром». Но, лежа, отдыхающий должен видеть вход в комнату, что, как свидетельствуют психологи, избавит его от возможного не оставляющего беспокойства.

Небольшое по размерам зеркало, в котором человек не может увидеть целиком даже отражения своей головы, неблагоприятно воздействует на организм. Многие исследователи полагают, что зеркало оказывает сильнейшее влияние на наше биополе. Именно поэтому не рекомендуется использовать и отдельные зеркала, имитирующие единую плоскость, - зеркало обязательно должно быть цельным и целым, дабы не разбивать отражение на фрагменты.

Зеркала способны в буквальном смысле творить чудеса - преломлять, искажать, запутывать, переворачивать. Как именно? Своим отражением, иногда четким и ясным, порой приглушенным и глубоким. Зеркало - удивительный предмет. Оно способно как уменьшать, так и увеличивать, как приближать, так и удалять. И многие считают, что не только видимое в нем отражение:

Разбитое зеркало - разбитое счастье?

Легенды и поверья, загадочные случаи и паранормальные явления, мистические совпадения и странные происшествия, приметы и гадания - все это стало неотделимой частью длинного исторического шлейфа, который во все времена верно следовал за зеркалом.

Несмотря на повсеместную компьютеризацию и создание искусственного интеллекта, мы все уверены, что разбитое зеркало предвещает большую беду. До сих пор в доме умершего принято завешивать или поворачивать к стене зеркала, чтобы несчастье не повторилось с кем-то из близких: Легенда гласит, что в зеркале отражается душа умершего, которая продолжает жить после его смерти. Бытует суеверие, что отражение в зеркале представляет собой двойника, второе «я» человека. Гадания на зеркалах, столь распространенные в былые времена, считаются одними из самых опасных. Как страшно увидеть в зеркале чужое отражение, появившееся вдруг из-за плеча. В тот же миг нужно, не оглядываясь, сказать «чур меня», и тогда видение исчезнет, не причинив вреда. Только ни в коем случае нельзя оборачиваться. Да и вообще, смотреться ночью в зеркало страшно даже без всяких гаданий - оно может отразить все что угодно.

Считается, что во сне зеркало забирает нашу силу и энергию. Когда мы спим, зеркало оживает, и в нем ретроспективой проходят все некогда смотревшиеся в него, давно покинувшие этот мир люди. Исследователи сходятся во мнении, что обращаться к зеркалу следует с уважением и будучи в хорошем настроении. Ведь оно отражает не только то, что видит сейчас: Именно поэтому купленное, скажем, в антикварном магазине или доставшееся по наследству зеркало следует тщательно «очистить» от возможно вредоносной энергетики. Для этого знающие люди советуют протереть его водой, которая обладает идеальными энергоинформационными свойствами. Есть, однако, и «безнадежные» зеркала. Перед ними даже церковные свечи гаснут. От такого зеркала лучше сразу избавиться.

Добрая примета - вернувшись с полдороги, посмотреться в зеркало, встретиться глазами со своим отражением и обязательно пожелать себе удачи. Ведь все мы немножко из Зазеркалья или Королевства Кривых Зеркал - любим покривляться в комнате смеха или поглазеть в волшебную трубу калейдоскопа, видим осколки злых зеркал Снежной Королевы в сердце Кая или добрых солнечных зайчиков, отраженных от маленького зеркальца в детской ладошке:

В избранном В избранное
2385
Предложения