Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

С королевским размахом

Стили / 01.03.2005

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
За многие века своего существования история садово-паркового искусства знала периоды взлетов и упадка, триумфа и забвения. В разные периоды сад играл значительную роль в жизни человека или уходил в тень, оставляя место более практичному огородничеству. В любом случае, садовое искусство никогда раньше не рождало столь блестящих форм и не возносилось на подобные высоты, как во Франции в XVII веке, при Людовике XIV. Именно тогда возник один из двух определяющих и поныне видов сада - регулярный. Будучи естественным выражением Большого стиля, французский сад по праву занял свое место, став вершиной садово-паркового искусства.

В гармонии с природой

Можно до бесконечности спорить о достоинствах или недостатках регулярного сада. Оппоненты обвиняли его и в насилии над природой, и, в более глобальном смысле, в противоречии естественному ходу жизни, и т. п. Тем не менее по прошествии трех с лишним столетий регулярный сад не только не списали "на свалку истории", отнюдь, он по-прежнему изумляет воображение, ему продолжают подражать в современном ландшафтном проектировании, он остается символом великолепия, порядка и обоюдного триумфа человека и природы.

В самой простой трактовке регулярный сад или парк - это обязательно гектары земли, строгая геометрия дорожек, партерные газоны, идеально подстриженные кустарники и т. д. Прообраз стиля регулярного парка возник еще в эпоху итальянского Возрождения, когда, согласно идеалам классицизма, цветники и дорожки планировались симметрично и так, чтобы с определенных точек просматривалась ясная линейная перспектива. Действительно, регулярный сад - это большая территория, на которой естественные изгороди, травяные ковры, цветочные узоры, - словом, все представители растительного мира появились не случайно и не стихийно, а вследствие продуманной и четкой деятельности человека. Еще бы, шары и пирамиды топиарных форм не могли возникнуть в саду сами по себе, не будь на то воли архитектора и садовника; точно так же и строгая геометрия газонов и прямоугольники прудов - это постоянная работа; не говоря уже о фонтанах, перголах, скульптурах или декоративных фрагментах из металла.

С характерной легкостью французы подхватили эстетическую теорию Витрувия о том, что "красота - это гармония всех частей, образующих единое целое". Однако долгое время гармонировать с природой в том смысле, в котором это понимали французские садовники, было невозможно. Поэтому на смену регулярному французскому саду уже в XVIII веке пришел живописный, или, как его называют, пейзажный стиль английских парков, когда принцип гармонии человека и природы получил новое романтическое воплощение.

Во французском стиле

Сегодня нас удивляют строгая геометрия и замысловатые хитросплетения орнаментов Нижнего парка Петергофа, воссозданные по старинным гравюрам XVIII века. В XVII же, когда садовник французского двора Клод Молле создал узорчатый цветник, нарисованный архитектором, это стало по-настоящему революционным событием. Кстати, именно с его именем связан пример символического сотрудничества архитектора и садовника, которое с тех пор характерно и обязательно для создания сада во французском стиле.

Выходец из семейства садовников, он с успехом применял на практике принцип, согласно которому сад может быть "только единым пространством, разделенным главными аллеями". С благодарностью его подхватил и следующий представитель прославленной династии - Андре Молле, работавший поначалу в Англии и Нидерландах и назначенный впоследствии Людовиком XIII "первым садовником короля".

Основоположником же регулярного стиля стал французский архитектор и садовник Андре Ленотр. Его деятельность пришлась на годы правления Людовика XIV, один из самых ярких периодов в истории Франции, на "золотой век", оказавший влияние на все европейское искусство. В это время во Франции складывается так называемый Большой стиль, соединивший в себе элементы классицизма и барокко, а своим образным строем призванный выражать идеи торжества национального единства, процветания и абсолютной королевской власти.

Знаменитую фразу ставшего совершеннолетним Людовика "Государство - это я" подхватили представители всех без исключения обитателей двора. Художники и архитекторы получили указание прославлять неограниченную королевскую власть, придворные не без лести обозвали нового наместника королем-солнцем, а садовник должен был посредством всех доступных ему методов отражать идеалы абсолютизма. Ленотр создает первый большой сад - Во-ле-Виконт, который, как и сам дворец, планировался в качестве места для празднеств. Во стал примером его сотрудничества с архитектором Луи Лево и художником Андре Лебреном. Сад был создан на основе принципа единства композиции, поэтому дворец задумывался центральной частью садово-паркового ландшафта. Ленотру удалось достичь равновесия между природой и искусством, но вместе с тем убедительно продемонстрировать превосходство человека: Чуть позже возник Версаль, пышность и блеск которого породили общеевропейскую моду на Большой стиль.

Шедевр Ленотра

Регулярный сад, раскинувшийся в окрестностях грандиозного ансамбля, производил удивительно сильное впечатление. Он олицетворял собой стройность, порядок и одновременно пышность и великолепие. Версальский сад стал идеальным воплощением синтеза классицизма и барокко, когда в строгую тектоническую систему ландшафта и горизонтали цветочных партеров ворвались многочисленные отражения в водоемах, динамика скульптур, струи фонтанов, топиарные формы и т. д.

По мнению Ленотра, композицию партеров должны были составить разные стилизованные природные формы. Стремление к упорядоченности доходило до того, что даже растущие в партерных цветниках растения в пределах одного узора должны были быть одинакового размера. В идеале происходило полное подчинение деталей единому целому, а общая композиция становилась итоговым акцентом гения автора. Все в соответствии с теорией Витрувия, завещавшего потомкам, что "один взгляд и одна рука должны осуществлять замысел". Создателями парка выступили также архитекторы Л. Лево и

Ж. Ардуэн-Мансар, однако реализовал "глобальный проект, плод коллективной работы, один творец - великий Ленотр.

Версальский парк представлял собой, как писал исследователь и знаток садово-парковой архитектуры Е. Шервинский, "наивысшее проявление приемов перспективности, что создавало ощущение безграничной глубины пространства и исключительной грандиозности". Во многом этого удалось достичь благодаря системе лучевых аллей, а также находящихся в одной плоскости с ними гладей водоемов и низких партерных газонов. И конечно, центральной оси симметрии, на которой находился сам дворец. Кстати, его строгое, с востока на запад, расположение символизировало движение солнца, под которым подразумевался Людовик XIV. Картину порядка и симметрии дополняли геометрической формы подстриженных боскетов. Аллегорические скульптуры и декоративные вазы, расположенные на пересечении аллей, создавали разнообразные планы и перспективы.

Творение Ленотра стало эталоном и непререкаемой вершиной стиля. В подражание ему создавалось множество регулярных садов, наиболее известными из которых можно назвать парки Санс-Суси, Петергофа, Царского Села и др. Среди его учеников был и Ж.-Б. Леблон, автор Летнего сада в Санкт-Петербурге. Безусловно, Ленотр оказал огромное влияние на все садово-парковое искусство; до сих пор он считается самым знаменитым садовником в мировой истории.

А. Н. Бенуа придавал Версалю значение "царства культуры человеческого достоинства, завоеваний духа подлинно классического времени". По его словам, это "нечто самобытное, могучее, дышащее жизнью: не взятая на прокат ветошь античности:, а поэма жизни, поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой:"

Современная симметрия

Французский парк часто сравнивают со схемой мегаполиса. Действительно, он удивительно похож на город. Аллеи - это, конечно, улицы и проспекты. Места их пересечения - площади, отмеченные, как правило, декоративными элементами на манер памятников или колонн. Живая изгородь и боскеты - своего рода кварталы домов. Словом, все здесь подчинено плану и геометрии, порядку и строгости, в которых нет ни одного случайного элемента.

Хорошо просматриваемый с разных ракурсов элегантный партер, рассеченный сетью дорожек, обычно состоит из симметричных боскетов. Их внутреннее пространство может быть заполнено газонами или изысканными арабесками, а то и вовсе аккуратно подстриженными по форме геометрических фигур растениями. Зачастую пространство украшают просто плотно посаженным цветочным ковром без особого изобразительного ряда или сложного рисунка; это может быть обычное зеленое поле, дополненное цветочным бордюром. Вспомнив, например, Верхний и Нижний парки Петергофа, можно разбить французский сад на нескольких уровнях. Разумеется, для этого неплохо иметь хотя бы минимальные ландшафтные предпосылки. Интересно, когда на каждой организованной террасе свой неповторимый рисунок партера. Украсить партер можно симметричными посадками декоративных кустарников, по периметру высадить невысокие деревья с плотной "геометрической" кроной. Чтобы достичь большего соответствия с классическим французским садом, в центре партера можно установить садовую скульптуру, устроить небольшой бассейн правильной формы или подвести фонтан. И всегда необходимо помнить о том, что аллейные посадки подчеркивают перспективу сада и визуально увеличивают его. Поэтому не стоит перегружать пространство ненужными растениями и прочими декоративными атрибутами.

Еще одним законом во французском саду является принцип контрастности. Применительно к условиям Северо-Запада его в большой степени можно соблюсти за счет ярких и красочных садовых дорожек и площадок. Как правило, материалом для этого служат гранитные высевки, толченый кирпич, мелкая речная галька, множество искусственных покрытий.

Элементами сегодняшнего французского сада часто становятся садовая мебель, уютно расположенная в нишах живой изгороди, тупиках садовых дорожек или на газоне, а также беседка или летний павильон, напоминающие о месте уединения, обязательном некогда для классического сада.

Еще одно правило: глухую ограду лучше заменить живой изгородью, которая не будет ограничивать пространство, соответствуя идеологии сада, в котором важно соблюсти принцип равноправия и его самого, и архитектуры. По идее, ни один компонент ансамбля не должен перекрывать другой и мешать зрительному восприятию его со стороны. Ведь только так можно увидеть истинную красоту, в виде садового шедевра, созданного руками мастера.

В избранном В избранное
1504
Предложения