Традиционный сад предполагает газоны, цветники, кустарниковые изгороди, пруд, дорожки, перголы, регулярные или пейзажные формы. Дополняющие растения материалы — различные вариации камня, бетона и дерева. Так выглядят сады в любой части света, отличаются преимущественно стилистическими решениями.
Японский и британский сады похожи куда больше, чем почерки двух авангардистов. «Авангардный сад» — лишь одно из названий необычных образцов садового искусства, именуемых еще «современный сад», «модернистский сад», «сад в стиле хай-тек»… Точнее определить то, что создают дизайнеры, не ограничивающие свое воображение, сложно.
Садовая революция
Новое поколение ландшафтных дизайнеров бросило вызов традиционной концепции сада. Работая с пластиком, металлом, стеклом и синтетическими тканями, а также с современными или «зелеными» технологиями (своеобразная утилизация вторсырья или отходы производства как декоративный компонент), новаторы используют материалы и приемы, обычно не ассоциирующиеся с садоводством.
Дизайнеры авангардных садов чаще с художественным образованием, а не специалисты садово-паркового строительства, они отрицают прошлые стили, пытаясь основать будущие. Но, если подход к созданию сада меняется, способы посадки растений и принципы ухода за ними остаются прежними.
Многие сады сочетают несочетаемое, объединяя едва ли не противоположные течения современного дизайна, например использование вторсырья и изощренные технологии хай-тека. Дизайнеры ратуют за более широкое, чем сложившееся веками, понимание сада, соответствующее современному стилю жизни. Такие сады весьма индивидуальны и кардинально отличаются друг от друга, чтобы их можно было описать в рамках одного узкого стиля.
Попытка классификации
Подход к созданию сада изменился, и современный сад напоминает некую законченную композицию, инсталляцию, внутри которой можно находиться. Авангардные сады очень условно можно подразделить на кинетические, сады, «играющие» в сад, сады-артефакты, сады-инсталляции, сады с искусственными элементами и др.
В кинетических садах всегда есть какое-то движение. Обычно это водяные потоки или подвижная скульптура. Вода издавна предстает в садах в виде фонтанов и каскадов. Но в авангардном саду, разумеется, не обошлось без изысков. Чаще всего это широкие и плоские ламинарные потоки. Хотя возможны варианты. Второй непременный элемент кинетического сада — это ветер. Различные механические конструкции-скульптуры от его порывов двигаются по заданным траекториям, а лес проволочного тростника колышется при малейшем дуновении.
Дизайнеры, «играющие» в сад, создают временные композиции или сады, выглядящие как нагромождение случайных предметов. Встречаются весьма экстравагантные проекты. Например, покрашенный в желтый и малиновый цвета газон, подсолнухи в керамических горшках и пустые горшки, расставленные группами, пятна желтого цвета вокруг бассейна… Это смотрится то ли как заправская инсталляция в музее современного искусства, то ли как большая флористическая композиция.
Сады-артефакты, к которым относятся и хайтековские проекты, сочетают элементы естественной природы и нарочито искусственные материалы. Террасы из нержавейки соседствует с валунами, миксбордер украшен стеклянными или зеркальными поверхностями (на фоне которых бросается в глаза хрупкость растений, обычно незаметная), пергола делается из металла, покрытого ярко-синим лаком, растения закрываются полупроз-рачными ширмами из обработанного пескоструем стекла или цветного пластика…
Сады-инсталляции — еще один способ повергнуть зрителя в шок. Например, «газон» из столовых ложек, воткнутых в землю. Или сад, в котором на облицованных белым кафелем столах в ящиках растет сорная трава. Ночной сад могут украшать расставленные в ключевых точках полупрозрачные экраны, подсвеченные сзади цветным прожектором, отчего возникает игра светотени и проявляются различные рисунки.
Особый жанр — сады, продолжающие архитектуру. Как правило, их проектирует архитектор, строивший дом, либо в тесном сотрудничестве с ним дизайнер. Такой сад всегда будет составлять с домом единую композицию. Нередко растения сразу запланированы как часть дома. Обычно это лианы, выполняющие функции жалюзи, и опоры для них закладываются в проекте дома. Возможна и озелененная крыша. Тогда крайним вариантом будет дом, спрятанный в холм, и сад, разбитый прямо на крыше.
Еще одна группа садов — «мягкие». Отраженный в названии эффект создается за счет использования не только пластичных материалов (скажем, натянутых самым неожиданным образом тканей), но и скульптурных насыпей из гравия и туманообразующих установок, спрятанных в заросший мхами камень. И всего, что создает своеобразную пелену.
С небес на землю
Чаще всего авангардистские сады можно увидеть на выставках. В нашей стране — почти исключительно на выставках. В Европе, Азии и Америке нередки парки и скверы, решенные в таком стиле, они дополняют дома необычной архитектуры, а иногда и обычной.
Для создания авангардного сада прежде всего необходим дом, качественно построенный по профессиональному архитектурному проекту, сад, спроектированный вместе с домом или с учетом его архитектуры, и смелость и готовность использовать необычные решения.
Что можно применить из авангардистского арсенала средств на рядовом садовом участке, чтобы над ним витал легкий аромат льюисокэролловского безумия?
Во-первых, разнообразные экраны. Зеркала расширяют пространство сада и позволяют подсветить его темные уголки. Причем неважно, будет зеркало стеклянным или металлическим. Разве что металл на улице проживет дольше, зато отражения будут размытыми. Около площадки для отдыха можно поставить ширмы из прозрачного пластика ярких цветов. Они не только защитят от ветра, но и создадут ощущение солнца даже в пасмурный день.
Во-вторых, металл в разных видах. Сегодня особенно популярен сплав кортен, который, ржавея, становится благородного рыже-коричневого цвета, а защитная пленка не дает ему корродировать дальше. За неимением кортена можно обойтись обычным ржавым железом. Почему бы не сделать перголу из металлических труб? И, чтобы она смотрелась поавангарднее, скрепить трубки нарочито неаккуратно? Если не по душе эстетика мусора и разрухи, можно использовать металл в другой ипостаси — молодой и блестящей. Например, положить на край дорожки или бросить плавать в водоем блестящий хромированный шар (впрочем, подойдет и пластиковый, главное — его вид). Такая скульптура станет достойной альтернативой приевшимся пластиковым зверушкам и гномикам.
В-третьих, разнообразное вторсырье. Из стиральной машины прошлого века получится отличный контейнер, а пишущая машинка станет маленькой альпийской горкой для очитков и молодил. Вообще, клумбой может послужить что угодно.
В-четвертых, подпорные стенки в виде габионов (камней разного размера, насыпанных в корзину из оцинкованной металлической сетки, свернутой в форме параллелепипеда). Такие конструкции придадут строгий и современный вид любому саду и при этом не будут бросаться в глаза.
В-пятых… Впрочем, достаточно. Если довериться своей фантазии и профессионализму дизайнера, непременно появятся новые, оригинальные идеи и проекты.
Алеся Овчинникова, генеральный директор, Fashion Family Garden
Мы не против авангардных садов и авангардного стиля, но использование в ландшафтном дизайне стиральных, швейных, пишущих машинок и всякого хлама с дачного чердака — это не искусство. Скорее подобное напоминает об отсутствии вкуса. В целом полностью авангардный сад больше подходит для конкурсных проектов из серии «кто во что горазд», но не для жизни. А вот элементы или, я бы сказала, акценты в частных садах — почему бы и нет, но, опять же, не все « дачники » понимают и принимают необходимость тратить деньги на нефункциональное. Зато новое, молодое поколение «садоводов» уже другое дело.
Молодежь сейчас лучше принимает современное искусство, в погоне за необычностью и нестандарт-ностью в ландшафтном дизайне легко идет на эксперименты. Становится меньше «грядок» и больше декоративных, искусственных, элементов, вплоть до искусственного газона — кстати, смотрится чудесно.
Но что диктует рынок? Чем современнее, тем дороже. Ультрасовременная итальянская спортивная площадка или картина как элемент зонирования сада — все это, так сказать, не бюджетно. Но это полбеды, а вот если заказчик с современным мышлением и желанием сделать свой сад особенным обращается к дизайнеру, лишенному чувства баланса, стиля и вкуса, это катастрофа.
Здесь совет только один: выбирая компанию или частного ландшафтного дизайнера для воплощения своих самых смелых идей, внимательно изучите портфолио, соглашайтесь на встречу, послушайте и посмотрите, смогут ли вас прочувствовать и помочь в создании шедевра.