Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Народный дом – далекий и близкий

VIP-недвижимость / 01.08.2005

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялся «круглый стол» «Коттеджное строительство. Доступные дома для среднего класса». Тема, как свидетельствует растущий читательский интерес к нашему изданию, – чрезвычайно актуальная: спрос на загородную недвижимость год от года растет. Вот только можно ли сегодня говорить о «доступном» варианте такого жилья? Употреблять термин «народный дом» применительно к коттеджам и таун-хаусам? Увы, эти вопросы для многих присутствующих остались неразрешенными…

Задача с одним неизвестным

На встрече было названо немало интересных цифр. Во-первых, отметили, что Ленинградская область в два раза больше Московской, а население у нас – в четыре раза меньше. Иными словами, сразу за чертой мегаполиса открывается почти непаханое поле для того, чтобы строить «народные дома». А к территориям, которые интересуют потенциальных частных застройщиков, в обозримом будущем добавятся сельхозугодья, переводимые в разряд земель поселений.

Во-вторых, спрос на недорогие дома сегодня – практически безразмерный, только пока отложенный. В частности, ведущий «круглого стола» профессор ИНЖЭКОНа Сергей Максимов констатировал: 78% опрошенных рассматривают загородный дом как реальную альтернативу квартире и в перспективе, наверное, хотели бы перебраться жить в пригород, однако 76% удерживает от приобретения дома за городом отсутствие доступных предложений на рынке, то есть их семейный бюджет просто «не тянет» такую покупку (это данные опроса на сайте ИА «Росбалт»). Другие цифры из того же источника: 65% респондентов заявили, что могут потратить на приобретение загородного дома сумму меньше 50 тыс. дол. (при этом насколько меньше – не указано: может, 40 тыс., а может, и 10), 23% – до 100 тысяч. И только 12% готовы выложить за такое удовольствие сумму более 100 тыс. дол. Однако, как показывают данные «Загородного обозрения», следом за увеличивающимся спросом растут и цены на ликвидные, с точки зрения потребителя, загородные дома на вторичном рынке. В районах, где решены основные инфраструктурные и транспортные проблемы, за последние два года цены на «демократичные» дома выросли в среднем в 2–2,5 раза.

В-третьих, присутствовавшие на «круглом столе» производители, строители, поставщики стройматериалов и технологий наперебой рассказывали о том, что можно строить и быстро, и качественно, и недорого: используя каркасные технологии, виниловую вагонку для наружной отделки и производные от вполне экологичной минеральной ваты для утепления. Производители оконных конструкций говорили о своем идеале – доме без теплопотерь, который можно практически не отапливать… Представители компаний-проектировщиков поведали о том, что наибольшим спросом сегодня пользуются выверенные до мелочей и чрезвычайно эргономичные проекты, не лишенные, впрочем, архитектурной привлекательности. Только основные приобретатели готовых проектов – преимущественно частные лица. Спрос на проектную документацию для строительства «народных домов» также растет едва ли не в геометрической прогрессии. Сие означает, что, не найдя адекватного рыночного предложения, будущие домовладельцы начинают сами решать свои «домостроительные» задачи.

Где же тогда при такой благоприятности инвестиционного климата декларируемые «комплексные решения» недорогих коттеджных поселков? Где объявляемые через СМИ конкурсы для инвесторов, девелоперов, архитектурных мастерских. И неужели во всей Ленинградской области не найдется куска земли, пригодного для возведения двух-трех образцово-показательных проектов малоэтажных районов частной застройки, реализованных под патронажем областной администрации?

Все эти вопросы так и остались без ответа.

Как далеки «народные дома» от народа?

Как отметил в своем выступлении генеральный директор Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Петербурга и Ленобласти Михаил Пильцер, в недавнем прошлом цена квадратного метра загородного дома с удобствами, построенного по недорогой каркасной технологии, составляла около 400 дол. Однако когда цены на стройматериалы стали подтягиваться вослед растущему спросу, эта цифра выросла до 500 дол. за квадратный метр. Далее было сказано, что доступный загородный дом должен стоить примерно 15–20 тыс. дол. – именно такая цена позволит решить проблему дефицита загородного жилья. Но если составить нехитрую типовую смету, станет ясно, что дом получится тесноватый, примерно 40–50 кв. м (для дачи такой, быть может, и подойдет, но как дом для постоянного проживания – вряд ли). На это обратил внимание архитектор Игорь Фирсов, отметивший еще, что загородный дом меньше 100 кв. м сегодня никто не строит – это просто не имеет смысла. Да и приведенная цена представляется г-ну Фирсову сомнительной. Ведь реальное ее выражение – около 800 дол. за один квадратный метр комфортабельного загородного жилья, и, если посчитать, итоговая сумма составит примерно 80 тыс. дол., а с учетом неизбежных дополнительных расходов она вырастет до 100 тыс. А это, согласно вышеприведенным данным опроса, – уже верхний ценовой предел для большинства потенциальных клиентов, точнее, для 88% респондентов. Остается, таким образом, всего лишь 12% желающих переехать за город, которые ну никак не могут считаться «народом». Выходит, не раз звучавшие в ходе беседы термины «народный дом» и «доступное жилье» употреблялись, мягко говоря, некорректно. Потому и представленные легкие стальные конструкции, элитные стеклопакеты и другая продукция не навевали никаких демократических ассоциаций. А слайды с коттеджами совсем не свидетельствовали ни о «доступности», ни о «народности».

Дачная традиция, которая нас тормозит

Нередко раздавались осторожные высказывания о том, что, мол, в России (в отличие от Европы и Америки) существует дачная традиция и понятие «дача» всегда будет существовать, оказывая влияние на выбор типа загородной жизни. Но подобная точка зрения не нашла поддержки – всем упорно хотелось развивать строительство домов именно для постоянного проживания. Получается, хотим мы того или нет, придется идти по пути развитых европейских стран, где мегаполисы вроде Петербурга неминуемо «расползаются».

В западных мегаполисах, правда, издавна сложилась совсем другая строительная база. Как было отмечено, в городе и Ленобласти пока не так много компаний, которые имеют серьезные производственные мощности и способны решать задачи масштабного строительства загородных домов. У некоторых есть лишь вывеска, броская реклама в СМИ и две-три мобильные бригады сезонных рабочих из ближнего зарубежья. В традициях частного домостроения мы отстаем от того же Татарстана или Краснодарского края, где на загородном рынке эффективно работают специально закупленные домостроительные комбинаты. И это, надо сказать, оптимизма не рождает.

«Самострой» как мина замедленного действия

Пока у нас и в сфере частного домостроения слишком много кустарщины, что в будущем, между прочим, может негативно сказаться на социальной и экологической обстановке. Сегодня даже строительство элитных поселков часто сопровождается сооружением индивидуальных систем утилизации сточных вод, что, в принципе, является миной замедленного действия. Успокаивает разве что неуклонный рост интереса к строительству загородных домов, а также то обстоятельства, что потенциальные домовладельцы набираются опыта и учатся на ошибках своих предшественников. Вспомните, какие дома-монстры вырастали в окрестностях города еще лет десять назад. Сейчас же заказчики в большинстве своем однозначно предпочитают более рациональное и экономичное жилье сравнительно небольшой площади. Об этом сказала представлявшая компанию «LANS DEVELOPMENT» Надежда Рощина, которая занимается реализацией готовых проектов загородных домов.

Какой может быть выход из создавшегося положения? В первую очередь, наверное, должен повыситься уровень жизни и, соответственно, платежеспособность работающего населения. Другой аспект решения проблемы – появление на рынке новых, не очень дорогих строительных технологий. Скорее всего (так говорит опыт цивилизованных стран), это будет совершенствование разных вариантов панельного и каркасного домостроения. Ну и, наконец, должен сработать сам рынок, если на нем будет много конкурирующих компаний, которые не станут «держать» цены, а, напротив, будут бороться за клиента путем их снижения. Только тогда на петербургском загородном рынке, возможно, появится поистине «народный дом», который найдет спрос у десятков (а может, и сотен) тысяч петербуржцев, а в нашу жизнь войдет пока незнакомое понятие – «одноэтажный Петербург».

В избранном В избранное
1640
Предложения