Именно здесь - вдали от болотной сырости, в лесах, раскинувшихся возле большой воды, основатель северной столицы устроил свою летнюю резиденцию и повелел подданным строить монплезиры - прообразы нынешних дач и коттеджных поселков. Слава Петродворцового района как "загородного досугового рая" постепенно возвращается в эти благодатные места.
На природу, поближе к столице
Чем же руководствовался Петр Великий, обустраивая загородный быт? Судя по архивным бумагам, императору импонировала близость к его любимому детищу - Санкт-Петербургу, добраться до которого на резвом скакуне не составляло больших проблем. А еще, бывая наездами в тех краях, Петр сам почувствовал, что соседство Финского залива и дремучих лесов, выросших на песчаной почве, породило уникальный микроклимат, и даже воздух тут обладает тонизирующим эффектом. И в голове одного из самых деятельных представителей династии Романовых созрел замысел строительства летней резиденции, которая не уступала бы по своим масштабам французскому Версалю. Сохранившиеся рисунки Петра, его указы и пометки на документах позволяют с полной уверенностью утверждать, что общая концепция планировки ансамбля (а иногда и детальная проработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений) принадлежит самому императору. Торжественное открытие Петергофа - в переводе с голландского двора Петра - состоялось в августе 1723 года. Приморская резиденция, спорившая своим великолепием с прославленными парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии, изумила просвещенную Европу не меньше, чем сама северная столица. Подумать только: в течение нескольких лет из ничего возникло целое созвездие дворцов, фонтанов и каскадов, размах и величие которых сочетались с изяществом деталей и изысканностью интерьера!
Однако Петр решил на этом не останавливаться: в 27 верстах от Санкт-Петербурга, на южном берегу залива, в местечке Стрельна он задумал возвести еще одну пригородную резиденцию. Но...
У императора не хватило жизни для осуществления замысла в полной мере, а в государственной казне - средств. Зато придворные сады, огороды и скотный двор Стрельны считались на протяжении всего XVIII века образцовыми, а раскинувшийся на 19 гектарах Орловский парк стал образцом пейзажного романтического парка, сохранив этот почетный статус и поныне. Наследница дел Петра - Екатерина II повелела заложить в окрестностях Стрельнинского дворца два селения немецких колонистов, названные Нойдорф и Нойхаузен и ставшие образцами хозяйственного благоустройства.
Однако, увлекшись деяниями Петра, мы едва не забыли о том, что его любимец Меншиков тоже не сидел сложа руки. В то время как мин херц обустраивал Петергоф, в 44 верстах от Петербурга по той же самой Петергофской дороге светлейший затеял строительство своей загородной усадьбы, дабы и на отдыхе быть поближе к государю-императору. Усадьба получила название Ораниенбаум, что в переводе с немецкого означает померанцевое дерево (по легенде, еще в 1704 году здесь была обнаружена уникальная оранжерея с апельсиновыми деревьями). Александр Данилыч задумал возвести княжеский дворец с садом, фонтаном, статуями и оранжереями, и во многом преуспел. Но арест в 1727 году заставил его сменить дворцовые апартаменты Ораниенбаума на тесные рубленые стены деревенского дома в Березове. Ораниенбаум конфисковали, дворец подарили Петру III. Лишь с восшествием на престол Екатерины, когда Ораниенбаум вновь получил статус летней резиденции императрицы, здесь развернулось бурное строительство, в результате которого и возник уникальный дворцово-парковый ансамбль.
Вот так и родились "три кита", на которых зиждется благополучие современного Петродворцового направления, состоящего из Петродворца, Стрельны, Ломоносова (бывшего Ораниенбаума) и пригородов.
Юбилей как стимул перемен к лучшему
Если сегодня самыми престижными для обустройства загородного быта являются Курортный район, Пушкин, Павловск и Всеволожский район Ленобласти, то в позапрошлом веке предпочитали выезжать на дачу по примеру Петра Великого - поближе к Петергофу. Великий Пушкин снимал дачу в Ораниенбауме для сестры Ольги и сам неоднократно гостил там вместе с Карамзиным и Жуковским. Недалеко от тех мест свили свои загородные гнездышки музыкальный деятель Одоевский и поэт Вяземский. Дача Некрасова была под Ораниенбаумом… Перечень великих имен здешних дачников можно продолжить.
В советские времена расклад несколько изменился: творческие личности переориентировались на Курортный район, зато в Петродворцовом появились санатории и профилактории, в которых отдыхали военные и труженики оборонной отрасли. Постепенно военные нотки в районной партитуре стали преобладать, и причиной тому была все более крепнущая в условиях "холодной войны" военно-морская база в Ломоносове. Тут уж стало совсем не до монплезиров.
В наше время, когда проблемы, связанные с "оборонкой", перестали определять развитие района, инвесторы долгое время не обращали особого внимания на Петродворец. Во-первых, инфраструктура хромала на обе ноги (добираться из Питера было не всегда удобно), во-вторых, инженерия даже по сравнению с Петербургом отставала на порядок (особенно много проблем создавали канализационные системы). И желающие обзавестись домиком в деревне не спешили в эти края. Сложился не совсем привлекательный образ района: сюда можно приехать, но лишь для того, чтобы полюбоваться фонтанами, а потом на "Комету" - и назад, в Питер!
Все стало меняться во время подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга. Петергофскую трассу полностью реконструировали, превратив ее в современную магистраль, отвечающую всем требованиям комфорта и безопасности, сохранив тем не менее ее исторический облик. За полчаса можно добраться из Петербурга в Петергоф. К юбилею воссоздали Константиновский дворцово-парковый ансамбль, где ныне расположен знаменитый на весь мир государственный комплекс "Дворец конгрессов", сочетающий функции делового центра, историко-культурного заповедника и государственной резеденции. (Собственно, трассу отремонтировали как раз под этот президентский проект.)
Параллельно дали зеленый свет целому ряду стратегических инвестиционных инициатив. В Ломоносове начались изыскательские работы под строительство торгового порта, который появится на месте ужавшейся до минимума военно-морской базы. Объем капительных затрат - 160 млн долларов, расчетный оборот - 7 млн т грузов в год. Рядом с портом планируется весьма обширная рекреационная зона с гостиницами и отелями для размещения прибывающих по большой воде туристов.
К 2012 году в Ломоносове собираются открыть крупнейший в Европе яхт-клуб (опять-таки для развития модного ныне яхтенного туризма), вложив в него около 24 млн долларов. Туризм вообще объявлен приоритетной отраслью района.
Вот каким предстает сегодня Петродворцовый район среди 18 районов Санкт-Петербурга:
- площадь 6,8 кв. км (8-е место);
- население 79,6 тыс. чел. (15-е место);
- плотность населения 11 706 чел. на кв. км (15-е место);
- расходы бюджета 1,1444 млн руб. (16-е место);
- арендная ставка 423,7 руб. за кв. м (15-е место);
- развитие 284,75 балла (2-е место среди пяти пригородных районов). Этот показатель рассчитывается исходя из реализующихся на территории района инвестиционных проектов.
В 2004 году правительство Санкт-Петербурга заявило о строительстве в районе современной промышленной зоны (инженерная подготовка уже завершена). В 2005 году Петродворец получил статус наукограда: Правительство России вынесло постановление о создании здесь мощнейшего технопарка государственного значения. А к 2008 году, когда завершится строительство западного полукольца КАД и дамбы, район наконец-то получит выход на трассу "Скандинавия".
Таким образом, через пять-семь лет Петродворцовый район должен превратиться в экологический чистый, насыщенный историческими памятниками туристический рай, где будут созданы все условия для комфортного пребывания петербуржцев и гостей города.
Бизнес-сообщество тут же отреагировало на позитивные перемены: если в 2001 году районным властям поступило всего три инвестиционных предложения, то сегодня, в год празднования трехсотлетия загородной резиденции Петра, в разных стадиях проработки числятся уже 179 проектов! В том числе связанных с туризмом и коттеджным строительством.
По соседству с президентом
Естественно, в связи с новыми обстоятельствами ожило и загородное домостроение. Если еще пару лет назад желающим предлагалось купить скромные домики в садоводствах, то сейчас все больше предложений действительно качественной загородной недвижимости.
Строиться в Петродворцовом районе становится все более и более престижно, что отражается на ценах земельных участков и недвижимости, которые растут отнюдь не только в связи с инфляцией. Простой пример: в 2002 году в Стрельне сотку земли под строительство можно было легко приобрести за 800 долларов, а после открытия президентской резиденции земля под застройку в окрестностях Константиновского дворца вмиг подскочила в цене - сегодня за ту же самую сотку просят уже 10 тыс. долларов! В Новом Петергофе инженерно подготовленная земля за прошедшие два с половиной года подорожала с 24 тыс. до 45 тыс. долларов за гектар.
Аналогичная история с покупкой уже готовой недвижимости. В 2003 году за 50 тыс. долларов в окрестностях Петродворца, неподалеку от парка и залива, можно было приобрести коттедж в таун-хаусе без чистовой отделки со всей инфраструктурой - от подземного гаража до причала для яхт. Сегодня за эти же самые деньги с трудом можно сторговать недостроенный одноэтажный деревянный дом 7 х 8 м в Мартышкине Ломоносовского района.
Почему вектор спроса медленно, но верно перемещается в сторону "детища Петрова"? Ответ очевиден: во-первых, решены основные транспортные проблемы, во-вторых, началось комплексное обновление инженерных сетей, в-третьих, четко обозначена перспектива Петродворцового района, который станет одним большим центром досуга. Залив рядом, лес тоже, до Петербурга тридцать минут по отличной трассе (альтернатива частному транспорту - регулярно курсирующие электрички и маршрутки).
Наконец, иметь загородный дом "по соседству с президентом" становится делом чести для определенного круга лиц.
Единственное, чем пока не может похвалиться район, так это числом коттеджных поселков. Их всего два, что составляет всего-навсего 1% всех возводимых в Питере и его окрестностях поселков, и по этому показателю район занимает последнее место. Один поселок, площадью около трех гектаров, строится вблизи деревни Сойкино. Другой, представляющий собой функционально-замкнутый жилой комплекс с инженерной инфраструктурой и общественно-культурным центром, практически уже готов "под ключ" на месте упоминавшейся в исторической части нашего повествования деревни Нойдорф.
И все-таки настоящий бум загородного домостроения, если таковой и случится, стоит ждать не ранее того времени, как будут реализованы все заявленные стратегические инвестиционные проекты, большинство из которых финансируются не только местным, но и федеральным бюджетом. А посему, как известно, могут возникнуть самые разные неожиданности (возведение комплекса защитных сооружений, превратившихся в долгострой, - яркий тому пример). Строительство же частных домов и коттеджных поселков, судя по тем темпам, которыми осваиваются окрестности Петродворца, Стрельны и Ломоносова, к 2010 году постепенно охватит и Ломоносовский район Ленобласти, пребывающий ныне в "полудремоте". Придется его пробудить так же, как в свое время Петр Великий северный Версаль.