Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Возникло ли право?

VIP-недвижимость / 01.03.2002

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В соответствии со ст.5, 6 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются, а изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.

При этом в данном случае следует говорить об обязанности приведения в соответствие с положениями Земельного кодекса Российской Федерации нормативных актов всех субъектов правотворческой деятельности в области обсуждаемых общественных отношений, причем как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

Наиболее распространенным на практике является вопрос о документах, устанавливающих права на земельные участки, выданных до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Иначе говоря, возникло ли право, например, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании распоряжения соответствующего уполномоченного органа, изданного до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации? Подлежит ли данное право регистрации на сегодняшний день? В соответствии со ст. 8, 131 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации. Возникает вопрос о действительности документов, изданных в этот период, но не прошедших государственную регистрацию ни в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству, ни в учреждении юстиции.

Анализ действующего на сегодняшний день законодательства позволяет сделать вывод о том, что предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих соответствующими полномочиями. Данное решение (распоряжение) является основанием для государственной регистрации прав в соответствии со ст. 17 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Но решение о предоставлении земельного участка не подтверждает того факта, что право на данный участок возникло, поскольку возникновение права требует последующей регистрации в Едином государственном реестре прав.

То есть отношения по предоставлению земельных участков, например в постоянное (бессрочное) пользование, можно назвать длящимися и, соответственно, применить правила, установленные ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" о применении норм Земельного кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, в части тех прав и обязанностей (в данном случае по государственной регистрации в учреждении юстиции), которые возникнут после введения его (Земельного кодекса) в действие.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: если для государственной регистрации права, предоставлено в качестве правоустанавливающего документа распоряжение, изданное до вступления в силу ЗК РФ, но не зарегистрированное в установленном ранее порядке, то к данному распоряжению следует применять нормы Земельного кодекса в части прав, подлежащих или не подлежащих государственной регистрации. Так, например, на сегодняшний день в соответствии с Земельным кодексом не допускается предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения, кругом лиц ограничено предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Также следует отметить, что Земельный кодекс впервые в земельном законодательстве урегулировал порядок добровольного отказа лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок. В соответствии со ст. 44, 45, 47 ЗК РФ пользователь имеет право отказаться от принадлежащего ему права собственности, права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Процедура же прекращения разных видов прав на земельные участки в случае отказа от них различна.

В отношении отказа от принадлежащего субъекту права собственности действует механизм, установленный гражданским законодательством для бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотренный ст. 225 ГК РФ, о чем имеется соответствующая отсылка в п. 2 ст. 53 ЗК РФ. Что же касается отказа пользователя от иных принадлежащих ему прав, то п. 1 данной нормы устанавливает, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения соответствующего права, а, наоборот, указывает, что при отказе лица от принадлежащих права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования, распоряжение данным участком осуществляется органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, ответственным за предоставление тех или иных земельных участков. То есть для погашения регистрационной записи о таких правах, одного заявления пользователя об отказе от принадлежащих ему прав и, соответственно, заявления о регистрации прекращения права в Едином государственном реестре прав недостаточно, основанием для регистрации прекращения права должно быть, на мой взгляд, распоряжение соответствующего органа исполнительной власти об изъятии данного земельного участка из права пожизненного владения или права постоянного (бессрочного) пользования.

В избранном В избранное
1231
Предложения