Самая простая технология деревянного домостроения при-шла к нам из недавнего советского прошлого. Заключалась она в первую очередь в возможности достать по случаю какие-нибудь деревянные стройматериалы: купить доски б/у, притащить из леса несколько незаконно спиленных стволов или, к примеру, договориться с ребятами с ближайшей пилорамы, которые за бутылку отгрузят машину «горбыля». Дальше бросали клич, созывая на помощь соседей и родню, после чего без особых технологических изысков «поднимали» дом. Вроде бы деревянный, с крышей и фундаментом, однако иногда назвать подобное строение домом в полном смысле слова язык не поворачивается. Поэтому такие методики мы принимать во внимание не будем.
Старые же добрые технологии разработали и применяли еще наши далекие предки, умудрявшиеся без единого гвоздя строить избы и деревянные дворцы для монарших особ. При этом, заметьте, они не мудрствовали лукаво, поскольку ни пилорам, ни фрез, вытачивающих из бревен цилиндры, не имели. Как же соединяли бревна? Вначале вырубали так называемые «чашки», после чего собирали из бревен венцы. А дабы стена не перекашивалась в одну сторону, не забывали при укладке венцов чередовать комель и вершину ствола, чтобы компенсировать конусность обычного строганого бревна. Вот так, бревнышко за бревнышком, и возводились дома на Руси, простоявшие многие и многие десятилетия.
И сейчас, хотя на дворе двадцать первый век, технология по большому счету не изменилась: если выбор пал на строганое бревно, то в общем и целом алгоритм сборки дома будет примерно такой же. Принцип создания сруба не зависит от того, два этажа в доме или один, маленький дом или большой, украшен он балконами-эркерами или окружен по периметру верандой. Хотя, надо признать, опыт дальних и ближних соседей, а также новейшие технологические достижения вносят свои коррективы и сюда.
К примеру, для сочленения бревен теперь применяют не только хорошо известную «русскую чашку», но и соединение с помощью сибирского паза или используют норвежские наработки, продуманные и надежные. Да и сама «чашка» претерпела изменения, теперь она бывает двух типов: простая (цилиндрическая или круглая) и сложная (с многоступенчатым профилем). Сложная «чашка» обеспечивает более плотное прилегание и, соответственно, лучшую защиту от ветра. В случае простой «чашки» проблема ветрозащиты решается проклады-ванием двойного слоя уплотнителя. Кроме того, ответственные изготовители делают и все необходимые пазы, отверстия под инженерные системы, запилы под угол наклона кровли, не ограничиваясь «чашками».
Преобразовался и сам вид бревна, которое теперь может быть изготовлено на специальном оборудовании и иметь строго цилиндрическую форму. Понятно, что в таком случае, во-первых, сборка венцов идет гораздо быстрее, поскольку нет необходимости подгонять верхушки стволов к основаниям, во-вторых, экономятся средства на отделочных работах (такое бревно уже не нуждается в дальнейшей отделке). А еще производители активно работают над совершенствованием сушки древесины, каковая в ряде случаев очень даже желательна. В настоящее время имеющееся в распоряжении производителей оборудование позволяет высушивать бревна до 18–20, а в ряде случаев и до 10–13 процентов влажности. Что, естественно, значительно уменьшает усадку сруба, которая при использовании бревна естественной влажности продолжается от трех месяцев до года.
Еще одним естественным свойством древесины является растрескивание, то есть появление по мере высыхания трещин в бревне. Чтобы бревно не треснуло в самом видном месте, производители заблаговременно делают специальный компенсационный пропил, благодаря которому трещина образуется на нужной, впоследствии невидимой стороне бревна, после чего заготовка профилируется. Впрочем, более радикальным способом избавления от вероятных трещин считается все же сушка древесины. Если материал недостаточно высушен, применяют другие технологические приемы, в частности строят второй, мансардный этаж по каркасной технологии с последующей облицовкой деревом, имитирующей бревенчатый сруб. Тяжесть верхнего этажа, сохраняющего свою геометрию, позволяет избавиться от неравномерной усадки сруба нижнего этажа. Еще для борьбы с усадкой используют специальные вертикальные штыри – «стяжки», которые повышают жесткость и позволяют контролировать усадку.
Для защиты от ветра в углах здания используются крестообразные или ветровые замки, которые уплотняют стены в несколько раз лучше, чем при обычных технологиях.
Ноу-хау для бруса
Серьезной вехой в деревянном домостроении стало использование бруса – того же бревна, только обработанного на пилораме с четырех сторон (в итоге получается квадратное сечение). Брус бывает разный, к примеру цельный профилированный естественной влажности. Материал хороший, чего говорить, но тоже не лишенный недостатков. Принцип сборки домов из бруса тот же самый – сначала венцы, один за другим, а из них уже деревянную «коробку». Однако она тоже подвергается усадке, поскольку брус естественной влажности может запросто «повести» (то бишь скрутить по спирали), он изменит размеры и т. д. Поэтому один из выходов здесь – заняться той самой сушкой, чтобы в дальнейшем брус лишь минимально менял форму. Сушка стенового материала, помимо прочего, позволяет продлить срок службы дома без дополнительных профилактических мероприятий, а также сократить срок ввода строения в эксплуатацию, поскольку в данном случае отделку можно начинать сразу после сборки сруба, не дожидаясь окончательной усадки.
Эта технология предполагает экономию и за счет теплоизоляции стен. Стены из бруса получаются строго определенной толщины, в отличие от стен из бревен других типов, применение которых чревато образованием «мостиков холода». Еще больше утеплить дом помогает использование утеплителя между внешней и внутренней стенами из бруса. Это позволяет достигать высоких теплотехнических показателей, даже если используется брус относительно небольшой толщины. Конструкция из бруса с утеплением внешне ничем не отличается от обычной брусовой, но превосходит ее по теплотехническим свойствам, а если выбран оптимальный размер сечения стены – и по цене. Стены типа «брус с утеплением» полностью отвечают теплотехническим нормам для построек в Северо-Западном регионе. Продувание исключается за счет формы профиля, обеспечивающей плотное прилегание бруса, особого «замка», не допускающего смещения углов, а также за счет стяжки отдельных элементов конструкции шпильками, винтами и нагелями. Ну и, естественно, свою положительную роль играет эффективный утеплитель между брусовыми стенами (а также между брусьями).
Сохранность бруса обеспечивает как форма профиля, так и антисептическая обработка стенового материала. Хотя применение антисептиков и антипиренов, надо сказать, в такой же мере относится и к постройкам из бревна. Одним из современных ноу-хау, позволяющих защитить весьма уязвимое дерево от грибка, плесени и возможного возгорания, является применение пропитывающих составов, коих на рынке сейчас в избытке.
Технология строительства домов из клееного бруса не отличается от возведения вышеописанных срубных конструкций. Материал это, конечно, другой, практически не меняющий размеры в процессе строительства (поскольку ламели, из которых склеивается брус, перед склейкой хорошо высушиваются), но принцип сборки тот же.
Впрочем, нюансы есть и тут. Дело в том, что максимальная длина профилированного бруса, выпускаемого отечественными производителями, – шесть метров. Для постройки масштабного загородного дома – конечно, маловато. Приходится прибегать к сращиванию брусьев, что всегда чревато неприятностями. А клееный брус может быть длиной даже 18 метров (хотя на практике, ввиду трудностей транспортировки, чаще всего используется 12-метровый). Если дом большой, его сборка значительно упрощается вследствие меньшего количества монтажных элементов. Кроме того, использование клееных деталей служит гарантией высокой несущей способности конструкции.
Не сруб, а…
Вот именно: не едиными срубными конструкциями живо деревянное домостроение. Есть еще, к примеру, технология под названием «фахверк», при которой несущей основой дома является жесткий каркас из балок, стоек и раскосов. Стены превращаются лишь в ограждающие конструкции и практически не несут нагрузки. Это дает возможность использовать при их возведении любые деревянные материалы.
Преимуществ такая технология дает немало, в первую очередь это экономия времени, поскольку каркасная конструкция исключает усадку постройки (что всегда сопряжено с многомесячным перерывом в работе). Опять же, несущий каркас в этом случае играет не только роль надежной опоры, но вполне может служить декоративным элементом здания, расчленяющим фасад на панели разных форм, окраски и придавая постройке оригинальный вид. Так что его совсем не обязательно скрывать. Напротив, он очень удобен для создания больших остекленных пространств, в частности при оборудовании встроенного зимнего сада. Срубная конструкция, увы, этим «похвастаться» не может, поскольку большая «выемка» под стекло снижает прочность постройки.
А вот фахверковые дома, даже остекленные со всех сторон, очень прочные, стоят десятилетиями, не требуя ремонта или серьезного подновления, поэтому неудивительно, что в европейских странах такие коттеджи очень популярны. Балки изготавливаются из современных деревянных стройматериалов, как правило из клееного соснового бруса, который хорошо со-храняет форму, обеспечивая тем самым устойчивость строению. Еще надо добавить, что с помощью клееных деревянных балок можно перекрывать широкие пролеты, а значит, создавать в доме помещения большой площади.
Следует отметить, что деревянный каркас как основа будущего дома становится все более популярным. Один из дешевых вариантов домов такого типа – так называемый «сэндвич». Вначале возводится каркас из дерева (как правило, из бруса), который затем снаружи и изнутри обшивается деревянной опалубкой. Между этим двумя слоями прокладывается слой теплоизоляционного материала, если требуется, там же прячутся трубы, вентиляционные каналы и электропроводка. В качестве обшивки может выступать и древесно-стружечная плита, которая потом отделывается под классический деревянный сруб или дом из бруса.
При самом «продвинутом» варианте стены такого дома собираются на заводе и представляют собой огромные панели, в которые уже вставлены стеклопакеты, двери, а внутри проложены эффективный утеплитель и все необходимые коммуникации. Специальным транспортом эти панели доставляются на строительную площадку, и буквально за считанные дни из них, как из деталей конструктора, собирается коттедж. Одно из преимуществ такой технологии – всесезонность, поскольку строительство может вестись в любую непогоду, в том числе при минусовой температуре. Недостатком же ее можно считать то, что такие панельные дома лишь с большой натяжкой можно назвать деревянными. В ряде случаев для них даже деревянный каркас не делают, а просто привозят стены-панели, сделанные на основе массивных цементно-стружечных плит, и сочленяют их. Подробнее о таких современных технологиях деревянного домостроения мы расскажем в ближайших номерах журнала.