Опросы, повсеместно проводимые социологами, показывают: все больше жителей планеты мечтает о загородной жизни. Что движет при этом, например, лондонцами и чем руководствуются москвичи, осваивая окрестности своих столиц? Существует ли разница между охраняемыми английскими поселками и подобными же поселениями в Подмосковье? Насколько отличаются цены и как живут обитатели элитных местечек в окрестностях двух крупнейших мегаполисов? Попробуем узнать все это в сравнении.
Подмосковье: элитная география
Хотя первый выраженный виток спроса на Подмосковье отмечен риэлтерами в 2001 году в связи с ростом цен на столичное жилье, элитные загородные владения стали возводиться здесь гораздо раньше, и часто не в качестве альтернативы московским квартирам, а как статусная недвижимость. Первые «ласточки» новой российской буржуазии построили свои роскошные дома в ближайшем Подмосковье еще в начале девяностых.
Одной из первых повышенному спросу подверглись поселения вдоль Рублевского шоссе – места, где некогда жили Сталин, Брежнев и другие советские вожди. Лидерство Рублевки сохраняется и поныне. Средняя стоимость земли сегодня составляет примерно 35 тыс. дол. за сотку, достигая 200 тыс. дол. и более на территории, например, поселка Барвиха. Это в 7–10 раз больше в сравнении с ценами на риэлтерском рынке по непопулярным направлениям Подмосковья (восточные и юго-восточные трассы).
Столь высокая цена на землю определяет дороговизну и самого жилья: цены на полностью готовые элитные дома и коттеджи в Барвихе, Жуковке, квартиры в Королеве, Николиной Горе и других популярных среди VIP-персон поселениях стартуют от 3 млн дол., в среднем составляют примерно 10 млн дол., а предела роскоши, как известно, не существует. При этом в цену в зависимости от конкретного места поселения вдоль Рублево-Успенского шоссе и внутри поселков входит надбавка за престиж, или, иначе говоря, за возможность жить в определенном социальном кругу – от 30 до 250%.
Сложностью для отдельно расположенного поместья, несомненно, становится прокладка коммуникаций. Кроме того, велики расходы на содержание имения – они значительно превышают 1000 дол. в месяц.
Примечание
Характерная черта российского «элитария» последнего времени – стремление приобрести не просто дом или коттедж класса de luxe поближе к столице, а стать владельцем настоящего поместья с большим домом и значительным земельным наделом площадью несколько гектаров. Как правило, такие имения покупают вдали от Москвы, в экологически очень чистых районах, рядом с лесами и водоемами.Прогноз аналитиков для Подмосковья – нечто среднее между скученностью домов в коттеджных поселках и вальяжностью изолированного поместья. Вполне вероятен переход от проектов коттеджных поселков небольшого формата к мегапроектам, когда поселения расположены на площади не менее 100 га и выдержаны в единой концепции. Сегодня большая часть таких концептуальных строительных начинаний находится на стадии согласования. Среди них проект «Рублево-Архангельское» (430 га, Новорижское шоссе) и «Agalarov Estate» (300 га, Новорижское шоссе).
На примере «Agalarov Estate» можно видеть, какими будут крупные элитные поселки завтрашнего дня. Проект включает заповедную зону, гольф-пространство, озеро, водопад, конные и пешеходные маршруты. В состав инфраструктуры поселка войдут спортивный центр, пляжный клуб, профессиональный тир, отель на 50 мест, вертолетная площадка и частная школа. Каждая вилла в «Agalarov Estate» будет возведена по оригинальному архитектурному проекту и оснащена бассейном и системой «умный дом». Бюджет проекта превышает 1 млрд дол. Цены на участки на стадии завершения строительства – от 100 тыс. дол. за сотку.
Примечание
Типичное английское имение обычно состоит из двух- или трехэтажного основного дома, коттеджа для прислуги или домика для гостей, обширного сада, бассейна, теннисного корта, конюшни, места для выгула лошадей, гаража и прочих сооружений для спорта и отдыха.Окрестности Лондона
В Англии иметь поместье всегда считалось хорошим тоном. Однако загородный дом как прибежище тех, кто захотел убежать из города, но при этом оставить себе возможность трудиться в столице, возник не так давно – в 20-е годы прошлого столетия. От поместья его отличают прежде всего размеры прилегающей территории: она заметно меньше.
Англичане очень ценят неприкосновенность частной жизни, но охраняют ее отнюдь не с помощью сплошных заборов шестиметровой высоты. Уединение и пониженный шумовой фон достигаются благодаря относительной удаленности от ближайших населенных пунктов, длинному подъездному пути и зеленым насаждениям.
Загородный дом, доступный современному горожанину, отнюдь не так впечатляющ: как правило, это двух- или трехэтажное строение, в котором комнаты для прислуги расположены на последнем этаже, с участком земли соток в 20–30, теннисным кортом или бассейном или же тем и другим, гаражом, чаще всего встроенным в дом и совершенно точно без конюшни. Располагаются такие дома довольно плотно, на охраняемой территории и напоминают подмосковные поселки.
Примечание
Цены на поместья и дома в английских поселках отличаются довольно заметно. Так, типичный особняк раннего Георгианского периода (5–10 спален) на участке площадью до 60 акров (24,3 га) в графстве Хартфордшир стоит около 10 млн дол. Ближе к хорошей школе в Оксфорде такое поместье оценивается в 15 млн, а в Гэмпшире может стоить 13.Наиболее популярное направление в окрестностях Лондона – графство Суррей. Во многом оно пользуется особой популярностью благодаря тому, что здесь хорошо развита транспортная инфраструктура, – это дает возможность быстро добраться до столицы. Например, обитатель Virginia Water – достаточно популярного населенного пункта в графстве, где не так давно приобрел себе недвижимость Борис Березовский, – может доехать до центра Лондона за 40 минут, невзирая на трафик (к слову сказать, таких пробок, как в Москве и Подмосковье, в Лондоне нет и не было). Близость маститых учебных заведений также имеет большое значение, и в этом отношении популярны окрестности Кембриджа и Оксфорда, расположенные примерно в часе езды от столицы.
Хранящий на себе печать истории, но при этом не требующий реставрации особняк на территории охраняемого поселка в графстве Суррей, построенный лет 80–100 назад, обойдется покупателю всего в 6,5 млн. Новый трехэтажный дом с роскошной отделкой и частичной меблировкой (кухонная мебель, сантехника, домашний кинотеатр) может стоить 8 млн, а может и 3,5, если он расположен не в самом тихом месте, например рядом с трассой. За пределами охраняемой территории добротный двухэтажный дом обойдется около одного миллиона, что вполне по карману преуспевающему работнику среднестатистической английской конторы.
Приобретают иногда лондонцы и землю под строительство. Цена сотки в элитном местечке составляет 35–40 тыс. за сотку, что по сравнению с Рублевкой не так уж и дорого.
Изыски инфраструктуры
Кроме небольшой удаленности от столицы, критериями элитарности для загородной недвижимости как в Подмосковье, так и в Лондоне, считаются высокое качество строительства, интересные архитектурные решения отдельных строений (часто застройщик на выбор предлагает покупателю до 30 вариантов планировки; но хороший тон для VIP-клиента – обратиться в известное архитектурное бюро для разработки сугубо индивидуального решения экстерьера и интерьера дома).
Для москвичей желательны размеры участка от 20 до 50 соток; наличие рядом с домом леса (коттедж на окраине лесного массива примерно на 15% дороже, чем дом вдали от леса, а если деревья растут непосредственно на участке, то и на все 100%); близость к водоему и, соответственно, наличие в элитном поселке собственного пляжа, места для эллингов и (или) яхт-клуба и, конечно же, развитая социальная и инженерная инфраструктуры. При этом элитарность выражается в очень высоком уровне всех предлагаемых услуг и непременно в надежной охране территории. Очень серьезно относятся в подобных поселках к спорту, предлагая проживающим теннисные корты, бассейны, фитнес-центры, крытые катки, конноспортивные базы и т. д. Не редкость – наличие на территории одного или нескольких ресторанов, автомойки, VIP-гостиницы, медицинского центра, spa-центра, ветеринарной службы и т. д. Чем шире социальная инфраструктура, тем больше денег уходит у владельцев коттеджей на ежемесячные поборы – 1000 дол. в месяц сегодня элиту не удивишь (для сравнения: оплата в коттеджных поселках бизнес-класса редко превышает 200–300 дол.).
Лондонцы не столь притязательны, как обитатели российской столицы. Обычно на охраняемой территории можно встретить лишь поле для гольфа, теннисный корт и расположенное неподалеку от него кафе. Все изыски, так почитаемые россиянами (школы, медицинские учреждения, ветлечебницы, супермаркеты и т. д.), находятся за пределами охраняемой территории. Таким образом, нет изоляции от всего остального социума, а есть лишь гарантированная защита частной жизни и покоя. Тем не менее, содержание особняка в Англии обходится хозяевам примерно в ту же сумму, что и содержание коттеджа в России, – 300–500 фунтов стерлингов в месяц эквивалентны 600–1000 дол.
На риэлтерском рынке Англии прошедший год считается весьма оживленным, особенно в элитном секторе. Это связано с экономикой страны – удачный банковский год и возросшие возможности населения сделали свое дело. География элитной загородной недвижимости в стране имеет шанс измениться. Английские риэлтеры считают, что сегодня самые престижные и дорогие дома расположены в графствах Суррей, Гэмпшир, Западный Суссекс, Беркшир, Бакингемшир, Оксфордшир, Уилтшир, частично Глостершир и Дорсет. Куда направят свои стопы богатые англичане – покажет ближайшее будущее.
Что же касается москвичей, то прогноз весьма прозрачен: неизбежно удаление от черты города, повышение качества строительства и возведение коммерческой недвижимости – главным образом офисных центров – непосредственно в области, рядом с крупными коттеджными поселками. При отсутствии необходимости ездить на работу в Москву удаленность от столицы уже не будет столь значимой.