Но это далеко не все, что дала КАД. Кольцевая, как и ожидалось, стала мощнейшим катализатором развития прилегающих к ней территорий: спрос на прежде мало востребованную землю стал ажиотажным. Именно здесь реализуются весьма серьезные с точки зрения инвестиционных вложений проекты, многие из которых прямо или косвенно ориентированы опять-таки на обладателей загородной недвижимости. Самое время и нам с вами прокатиться по кольцевой – от ее пересечения с Выборгским шоссе на севере до Шушар на юге.
Если строить – то строго по линиям
Справедливости ради стоит заметить, что далеко не всех автомобилистов обрадовало то, что они увидели из окон своих машин на восточном полукольце. Автозаправок возле трассы нет, съездов для ремонта не видно, если, не дай бог, серьезная авария – движение встанет. Да и развязок не так много, как обещали: 14 на всей трассе. Действительно, изначально дорога имела больше развязок, но их «сократили» ради экономии. Впрочем, скоро все встанет на свои места: губернатор Ленобласти Валерий Сердюков подписал письмо с обоснованием возвращения ряда развязок и появления двух новых, ранее в проекте вообще не значившихся: между дорогой Кудрово–Новосельки и Мурманским шоссе, а также между проспектом Энгельса и дорогой на Сертолово.
Что касается заправок и съездов… Как сказал автору этих строк генеральный директор Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга Борис Мурашов, «они там и не нужны». Трасса скоростная, предназначена для движения по ней со скоростью до 110 км в час. Съезды и развязки приведут к снижению скорости, а, следовательно, – к снижению комфорта. А кому надо будет заправиться, можно, воспользовавшись одной из развязок, съехать с трассы и пополнить баки.
В общем, на скоростной дороге свои правила игры, которые надо принимать, дабы побыстрее и, главное, без проблем попасть в свой любимый загородный дом, затерявшийся где-нибудь в лесах Всеволожского или Кировского района.
Ну а если, разогнавшись, насколько позволено, посмотреть по сторонам, окажется, что все окрестности восточного полукольца превратились в гигантскую строительную площадку, на которой возводятся торговые центры, терминалы, многофункциональные комплексы, автосалоны и много что еще.
Для управления развития территорий области, прилегающих к КАД, в 2002 году было создано ОАО «КАД-Ленобласть», в зону ответственности которого входит 18 000 гектаров. Объем капиталовложений инвесторов, обратившихся в «КАД-Ленобласть» и начавших реализовывать свои проекты, уже превысил 700 млн долларов, суммарный объем инвестиций в освоение областных земель вдоль восточного полукольца составит около трех миллиардов долларов.
Интерес инвесторов к этим территориям был предсказуем: исторический опыт Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что именно новая, удобная, современная трасса дает сильнейший толчок развитию территорий, по которым она проходит. (Обычно в таких случаях приводят классический пример строительства Троицкого моста и прокладки дороги, соединившей Петроградскую сторону с центром, в результате чего полунищенская чиновничья слободка очень быстро превратилась в респектабельный буржуазный район.) Помня об этом, губернатор Валерий Сердюков подписал в октябре 2002 года специальное распоряжение об учреждении ОАО «Кольцевая дорога-Ленобласть», наделив полномочиями по управлению прилегающими к трассе землями. Была определена территория, достигающая глубины пяти километров, на которой без согласования с областным правительством и «КАД-Ленобласть» нельзя было построить ни один объект. Валерий Павлович объяснил это тем, что, если пустить дело на самотек, все закончится массовой хаотичной, непродуманной застройкой, в результате чего земли возле КАД превратятся в сплошную промзону, без единого деревца и кустика. Продумали концепцию, согласно которой прилегающие земли разделили на линии. Первая линия – 200–300 метров от трассы – предназначена исключительно для коммерческой застройки (торговые предприятия, склады и т. д.). Это своеобразная буферная зона, которая должна отделять КАД от остальных линий, минимизируя шум и прочие негативные последствия, которые неизменно несет переполненная транспортом скоростная магистраль. За первой линией следует зеленая зона и вторая линия, на которой могут располагаться офисы, досуговые центры, в некоторых случаях жилье. Впрочем, для жилой зоны предполагались земли, надежно отделенные от кольцевой зелеными насаждениями и коммерческой застройкой.
В реальности получилось все так, как запланировали на бумаге.
Развязки притягивают сетевиков и автодилеров
Незадолго до пуска восточного полукольца руководство «КАД-Ленобласть» устроило для прессы рабочую поездку по дороге, в ходе которой генеральный директор акционерного общества Владимир Рыбальченко оценил спрос на землю как ажиотажный.
Примечание
Те собственники, кто приобрел участки под застройку в числе первых, заплатили от 30 до 40 долларов за квадратный метр. Когда спрос на земли вокруг КАД стал ажиотажным, цена квадратного метра на самых престижных участках поднялась до 80 долларов.И подтвердил свои слова фактами. Невиданную ранее активность проявили компании, специализирующиеся на возведении складских помещений, – рядом с трассой строить крайне выгодно. Новый складской терминал класса «А» строится на Мурманском шоссе, складской комплекс на площади 10 га возводится в Кудрове, логистический терминал – в Уткиной заводи, терминально-складская зона – в Парголове. В районе Шушар возводится холодильный логистический комплекс общей площадью 35 тыс. кв. м, в него входят также бизнес-центр и гостиница. Общий объем инвестиций – 20 млн евро, сдача первой очереди комплекса – в 2007 году. Это не единственный крупный проект в районе Шушар. По прогнозам, увеличение складских помещений в районе восточного полукольца составит от 20 до 50%, что значительно сократит дефицит складов в Петербурге и его пригородах.
Не отстают от коллег сетевики и автодилеры. Особым спросом у них пользуются территории, прилегающие к двум основным развязкам КАД – с проспектом Энгельса и Мурманским шоссе. Здесь очень удобное место для коммерции: решены все инфраструктурные проблемы. И сделано все с прицелом как на городских жителей из густонаселенных близлежащих кварталов, так и на тех, кто выезжает за город: завернули по пути в гипермаркет, запаслись всем необходимым – и на трассу.
Возле указанных развязок возводит свои комплексы одна из крупнейших сетевых компаний, которая обеспечивает клиентов всем необходимым – от соли и спичек до мебели и одежды. На участке развязки КАД и нового Приозерского шоссе сложился целый комплекс по реализации автомобилей, который занимает 20 гектаров. Здесь строят свои центры четыре крупнейших автодилера. Соседство их не страшит, напротив, это очень удобно: человек может приехать и выбрать автомобиль по вкусу. Главное – завлечь клиента в автогородок, а уж там он сам решит, какому автомобильному бренду отдать предпочтение.
Примечание
В 2007–2008 годах должны быть построены транспортная развязка на пересечении с проспектом Энгельса, эстакады в Мурине и на Ржевке, в створе Рябовской улицы, вторая очередь вантового моста через Неву, мостовые переходы через Большую Охту и реку Утку, эстакадный участок автомагистрали от моста через Неву до федеральной трассы «Россия».На площади 150 га между поселками Бугры и Мурино строится торгово-развлекательный комплекс, в районе Новодевяткина появится многофункциональный комплекс для оптовой торговли сельхозпродукцией… Короче говоря, за покупками и развлечениями ехать через весь город в центр не придется – для того чтобы разнообразить загородный отдых на природе посещением кинозала, боулинга, ресторана или бара, все будет под рукой.
Что касается возведения жилья вдоль восточного полукольца КАД, ситуация неоднозначная. Малоэтажное, коттеджное строительство девелоперов не заинтересовало. Хотя, по признанию господина Рыбальченко, представители ряда компаний-застройщиков рассмотрели возможность закладки коттеджных поселков возле КАД. Этим господам, как и всем инвесторам, показывали территории, обещали содействие в оформлении долгосрочной аренды и приобретении в собственность земельных участков, гарантируя полную прозрачность и юридическую чистоту сделок, но… Дальше ознакомительных экскурсий на местность и общих разговоров дело так и не пошло. Буферная зона в виде деловой застройки и зеленые полосы – это, конечно, хорошо, но для тех, кто будет жить в коттеджных поселках, их явно недостаточно. Потому что получается не просто близко, а очень близко с трассой и зоной деловой активности – а для поселка все-таки лучше, когда рядом первозданный лес, берег озера или речки…
Но это отнюдь не означает, что жилищное строительство в зоне КАД перечеркнуто крест-накрест. В разы будет увеличено число жилых квадратных метров в поселке Янино, где ко всему прочему ожидается реконструкция инженерных сетей. Серьезные изменения ждут Кудрово, которое все-таки должно превратиться в новый город на карте Ленобласти. Об этом проекте много говорили пару лет назад, но, из-за того, что территории не были инженерно подготовлены, и цены на лоты оказались слишком высоки, торги провалились. И инвесторы стали терять интерес к этому населенному пункту, ядром которого послужил мегакомплекс, возведенный одной из сетевых компаний. Проект скорректировали: если ранее предполагалось отдать под деловую застройку только первую линию (200–300 метров от КАД), то сейчас бизнес-объекты могут появиться и во второй линии, где они станут соседствовать с жильем. В Кудрове на территории 300 га собираются построить 1,5 млн кв. м жилья. Самый большой камень преткновения на сегодняшний день – строящаяся для Кудрова подстанция мощностью 250 мВА. Инвестор – ОАО «КАД-Ленобласть» – вложил в ее строительство свыше 30 млн руб. и хочет оставить подстанцию в собственности. А Федеральная сетевая компания единой энергетической системы предлагает передать подстанцию на баланс «Ленэнерго» с последующей компенсацией финансовых затрат. Если стороны все-таки придут к общему знаменателю, жилищное строительство в Кудрове может начаться уже в следующем году.
Ну и, конечно же, нельзя забывать о том глобальном российско-китайском проекте «Мелаполис ЛенКАД», в который войдут жилой, торгово-развлекательный и логистический комплексы. Решение о том, что этот «мелаполис» будет построен во Всеволожском районе, на границе Ленобласти и Санкт-Петербурга, было принято в Пекине, в октябре 2006 года. Инвестор намеревается вложить 650 млн евро, и к 2009 году запустить в эксплуатацию 500 тыс. кв. м жилья.
Таким образом, уже в ближайшие годы вся территория, прилегающая к восточному полукольцу КАД, будет освоена полностью – сомневаться в этом причин нет.