Действительно, застройщики отдавали предпочтение Пушкину и Павловску с их дивными парками и даже более далекой, но престижной Гатчине, а не «ломоносовской глухомани». Сегодня можно с уверенностью сказать, что в течение ближайших трех лет ситуация изменится кардинально: в декабре началось строительство южного полукольца КАД – той части кольцевой автодороги, которая пройдет от Таллиннского шоссе до Бронки и создаст небывалый стимул для развития прилегающих к ней территорий.
В отношении южного полукольца КАД власти Ленобласти действовали по тому же сценарию, что и на восточном участке дороги (см. предыдущий номер «ЗО»). Можно, конечно, просто начать прокладывать трассу по согласованному проекту и предоставить бизнес-сообществу самому решать, как будут развиваться инфраструктура дороги и территории вокруг. Но тогда не избежать хаотичной застройки, и череда торгово-развлекательных комплексов, автозаправок, сервисных центров крупных автодилеров полностью вытеснит сельскохозяйственные предприятия, зона зеленых насаждений сожмется, подобно шагреневой коже, а о малоэтажном жилищном строительстве можно будет забыть раз и навсегда. Вот почему еще в 2003 году была разработана схема функционального зонирования территорий, прилегающих к южному полукольцу КАД, которая, в свою очередь, опиралась на стратегический план развития Ломоносовского района и концепцию жилищного строительства в Ленобласти. Объявили тендер на строительство и развитие южного полукольца, его выиграло ОАО «Управляющая компания «Национальный промышленно-инвестиционный фонд», зарегистрированное в Ленобласти в январе 2005 года как дочерняя структура московской некоммерческой организации «Национальный промышленно-инвестиционный фонд». В управление означенной компании попадает 12 тыс. гектаров земли Ломоносовского района, которые и будут освоены в соответствии со схемой функционального зонирования.
Примечание
Полная стоимость восьмиполосной трассы от Таллиннского шоссе до Бронки составляет около 35 млрд рублей. В 2007 году на строительство КАД будет выделено 23,6 млрд рублей: часть денег пойдет на южное полукольцо, часть – на завершение строительства второй очереди вантового моста. К 2009 году КАД должна быть построена, а территории, прилегающие к дороге, освоены.Итак, что мы сможем увидеть на территориях близ южного полукольца КАД?
Вдоль трассы, что вполне естественно, будут расположены предприятия транспортной, сервисной и складской инфраструктуры как федерального, так регионального и местного значения. Уже сейчас можно не сомневаться, что повышенный интерес проявят компании, специализирующиеся на возведении складских комплексов и терминалов: есть прямой выход к морю, аэропорту. А в ближайшем будущем (ориентировочно к 2010 году), когда построят Западный скоростной диаметр (ЗСД), из Бронки можно будет попасть на трассу «Скандинавия», не объезжая Петербург по кольцевой дороге, а напрямую, через туннель, проложенный по дну Финского залива. Прогнозируется и активное развитие придорожного сервиса, не столь затратного по капитальным вложениям, зато приносящего неплохую прибыль.
В западной части южного полукольца и на максимальном удалении от Петербурга возможно строительство промышленных предприятий. Но здесь есть целый ряд принципиальных ограничений. Во-первых, эти предприятия должны работать на местной сырьевой базе, по замкнутому, безотходному циклу, без ущерба для экологической обстановки. Во-вторых, производимая на них продукция должна находить спрос как на местном, так и на федеральном и международном рынках. Как известно, из центральной части Петербурга выселяют целый ряд предприятий, освобождая территории под жилую и офисную застройку. Не переедут ли эти заводы и фабрики в Ломоносовский район, на КАД? На сей счет можно не беспокоиться: вынос сюда из Петербурга предприятий повышенного класса вредности не планируется. Иначе возникнут серьезные проблемы с экологией (о чем мы еще поговорим), к тому же нельзя забывать, что в непосредственной близости находится Петродворцовый район Санкт-Петербурга, развивающийся как туристско-рекреационная зона, которая не потерпит соседства с дымящими трубами.
Восточная, довольно большая по площади часть территорий отдается под усадебное строительство и предприятия аграрного сектора. В этом принципиальное отличие южного полукольца от восточного, где все пространство, прилегающее к КАД, отдали под терминалы, офисные центры, торгово-развлекательные комплексы. А с малоэтажным жилищным строительством (возведением коттеджных поселков), что, в общем-то, функциональным зонированием не возбранялось, ничего не получилось: потенциальные инвесторы приходили, смотрели участки и уходили. Ведь восточная часть трассы проходит слишком близко от города и найти тихий уголок для коттеджного поселка сложно. В Ломоносовском районе ситуация совершенно иная: свободных, а главное – пригодных для использования земель хватает. Предприятия аграрного комплекса, построенные с использованием современных, экологически безвредных технологий, будут производить продукцию для поставок в Санкт-Петербург и курортную зону, которая сформируется на южном побережье Финского залива. Появятся коттеджные и клубные поселки. Не исключено, что загородным домостроением на территориях, прилегающих к южному полукольцу, займется управляющая компания, причем до сдачи КАД в эксплуатацию, что должно еще более повысить инвестиционную привлекательность территорий.
Немало вопросов вызывает экологическая ситуация, которая сложится после того, как проложат оживленную трассу с восьмиполосным движением. Уже сейчас в той части Ломоносовского района, по которой пройдет КАД, она оценивается как умеренно-напряженная. В последние годы здесь уменьшилось количество земель сельскохозяйственного назначения, сократились (ненамного, но тем не менее) площади, занятые лесами, ухудшилось качество поверхностных и подземных вод. Да и загрязнение почв – особенно возле крупных животноводческих ферм, птицефабрик и садоводств – вызывает все большую тревогу экологов. С пуском дороги к этим проблемам добавятся загрязнение воздуха выхлопными газами, загрязнение почвы нефтепродуктами и тяжелыми металлами, нарушение гидрологического и гидрохимического режимов водных объектов. И шума от мчащегося со скоростью 120 км/ч транспорта прибавится, ко всему прочему появится и так называемое акустическое загрязнение, о котором ранее в здешних краях и не слыхивали.
Примечание
В настоящее время стоимость сотки инженерно подготовленной земли в парковой зоне Ропшы – 4300 дол., в Гостилицах – всего 1500 дол. С началом освоения прилегающих к южному полукольцу КАД территорий и строительства дороги земля подорожает. Об этом можно судить на примере восточного полукольца КАД – там земля под застройку по мере роста спроса подорожала в два раза!Впрочем, пугаться раньше времени не стоит, экологическая составляющая проекта проработана досконально. Вдоль трассы появится экологический каркас, предполагающий создание защитных полос водных объектов, водоохранных зон и лесопосадок. Созданием каркаса займутся до сдачи КАД, чтобы устранить все потенциальные проблемы еще до их появления.
Приведенная выше схема развития территорий разработана и утверждена, управляющая компания свои предложения инвесторам сформулировала – сейчас слово за теми, кто хочет сделать бизнес и заняться строительством на южном полукольце КАД.