Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Мина для туроператора

Отдых в Лен.области / 01.02.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Архитектурные шедевры Гатчины, памятники Старой Ладоги, неописуемая красота северных лесов, целебный воздух, мощное дыхание самого большого в Европе пресноводного Ладожского озера… На все эти и многие другие прелести Ленобласти давно уже обратило внимание руководство региона, поставившее задачу превратить Ленобласть в туристический рай, одну большую зону отдыха для петербуржцев, жителей других российских городов, иностранных гостей.

В этом деле уже изрядно преуспели. Сегодня в области можно отыскать любые туристические маршруты – от патриотических до экстремальных и даже фольклорных. Создается инфраструктура отрасли: местные горнолыжные курорты стали соперничать по популярности с давно обкатанными склонами Финляндии, возводимые в излюбленных местах отдыха отели и коттеджные поселки отвечают всем европейским стандартам. О достоинствах отдыха в Ленобласти знают и в России, и за рубежом: только в прошлом году регион был представлен на 17 крупнейших выставках, из которых пять международные. Отчисления туристической отрасли в бюджет бьют все прежние рекорды… Но может статься, что областной турбизнес окажется в глубоком кризисе.

«Мину» под стабильно развивающуюся отрасль в виде проекта Федерального закона № 337597-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» подложила Госдума. Напомним, что с 1 января 2007 года решено отменить лицензирование туристической деятельности, и законотворцы попытались разработать такой механизм, который бы, с одной стороны, заменил лицензию, а с другой – гарантировал клиентам турфирм качественное обслуживание и компенсацию, если отдых будет испорчен. Взяв за основу зарубежный опыт, группа авторов предложила принять закон о так называемых финансовых гарантиях. Туроператор, желающий оказывать туристические услуги, должен предоставить финансовые гарантии в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности на сумму 10 млн. рублей ежегодно, если работает в сфере выездного и въездного туризма, или один миллион рублей, если работает на внутреннем рынке. Внешне все выглядит красиво и правильно. Сколько случаев, когда российских туристов, выезжающих за границу, вместо обещанного и оплаченного четырехзвездочного отеля селили в гостиницу советского типа – с тараканами и клопами или доставляли к месту отдыха не на лайнере, а чуть ли не на «кукурузнике»! Обманутые туристы пробовали судиться с туроператором, но выиграть суд и получить материальную компенсацию было практически невозможно. То же самое относится и к внутреннему, то есть въездному, туризму, на котором как раз и специализируется Ленобласть.

Что предлагают авторы законопроекта? Туроператор предоставляет финансовые гарантии – вносит своеобразный денежный залог. И если он оказывает не те услуги, что были обещаны (например, вместо экстремального спуска по Вуоксе и дайвинга на Ладоге с последующим отдыхом в отеле-спа туристов отправляют в пешую экспедицию на съедение комарам), наступает судебный прецедент, и часть финансовых гарантий в той сумме, которую определил суд, идет на компенсацию ущерба клиентам.

Примечание

В бюджет Ленинградской области от туристической деятельности за три квартала 2006 года поступило 283 млн рублей – это в пять раз больше, чем за весь 2005 год. Введение финансовых гарантий в том виде, в каком они предложены Госдумой, может привести к тому, что на туристическом рынке области останутся лишь пять-шесть туроператоров вместо 56, безработными станут около 400 сотрудников отрасли, что негативно скажется не только на развитии туриндустрии в регионе, но и на бюджетных поступлениях.

Закон о финансовых гарантиях Госдума должна была принять до 1 января 2007 года. Но уже осенью прошлого года, когда законотворцы предложили всем заинтересованным лицам посылать на официальный сайт Думы свои пожелания и мнения по поводу закона, случился настоящий скандал, выразившийся не только в электронных письмах в Москву, но и в митингах протеста на местах и гневных петициях в адрес руководителей регионов.

Главная беда в том, что законотворцы уравняли крупные, средние и мелкие турфирмы, которые должны платить означенные суммы вне зависимости от доходов. Девяносто процентов всех зарегистрированных в городе и регионе туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, просто не могут изъять единовременно из оборота 10 миллионов рублей! Не лучше обстоит дело и с туроператорами Ленобласти, специализирующимися на въезд-ном туризме. По мнению Татьяны Гавриловой, начальника отдела туризма Комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике правительства Ленинградской области, лишь 10 процентов зарегистрированных 56 операторов смогут обеспечить финансовые гарантии. Даже если верить слухам, что думцы снизят финансовые гарантии для въездного туризма с миллиона до 500 тыс. рублей, все равно около пятидесяти туристических компаний Ленобласти вынуждены будут закрыться – у них нет на счетах таких денег!

Примечание

Против принятия законопроекта о финансовых гарантиях выступили не только главы наиболее важных в туристическом отношении регионов России, но и Российский союз промышленников и предпринимателей, организации бизнеса «Деловая Россия», «Опора России», ряд политических партий и общественных организаций. Спикер Госдумы Борис Грызлов высказал мнение, что начало весенне-летнего туристического сезона 2007 года уже должно быть обеспечено новым законом.

Между прочим, за рубежом практика финансовых гарантий существует давно (именно на это ориентировались разработчики нового закона). Но там размер финансового депозита или страховой суммы определяется как раз средним годовым оборотом турфирмы и колеблется от 50 до 300 тыс. долларов. И еще один существенный нюанс. В отличие от зарубежных, отечественные банки не гарантируют целостности средств на банковском счете для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, и туроператоры опасаются, что они лишатся своих денег. Более того, до сего дня ни банкирам, ни туроператорам не ясно, каков механизм внесения финансовых гарантий – его в природе попросту не существует, законотворцы об этом как-то не подумали…

Не учли авторы проекта и то, что, формируя туристический продукт, туроператор заключает договоры с перевозчиками, отелем, предприятием питания, музеями, экскурсоводами и сбой может произойти в любом звене этой длинной цепочки. Но отвечать за всех своими финансовыми гарантиями почему-то должен один туроператор. Логично было бы ввести субсидиарную ответственность всех участников туристического процесса, пропорционально стоимости их услуг.

Абсолютное большинство участников туристического рынка в ходе обсуждения высказали согласие с поэтапным введением дополнительных мер финансовой ответственности перед потребителями, но предложили увязать суммы гарантий с реальными объемами ответственности турфирм и дифференцировать ответственность туроператоров, работающих в сфере въездного и выездного туризма. Туроператоры Ленобласти направили в Госдуму письмо с десятью предложениями по корректировке закона, потребовав доработать его, в частности детально прописать механизм реализации закона на местах и определить сумму финансовых гарантий в зависимости от ежегодного оборота.

Аналогичных предложений поступило очень много, поэтому, когда 22 декабря Госдума приступила к рассмотрению закона, выяснилось, что против него высказались не только туроператоры, но и главы всех крупных регионов страны, а также руководители крупнейших политических партий и общественных объединений. В итоге обсуждение решили перенести на 12 января 2007 года. Независимые наблюдатели полагают, что и в январе ничего не решится: закон настолько «сырой», что его отправят на доработку.

Татьяна Гаврилова, будучи ответственной за развитие областного туризма по линии правительства, не склонна драматизировать ситуацию: «Беспокойство есть, но не все так трагично, как может показаться на первый взгляд». Госпожа Гаврилова надеется, что здравый смысл у думцев все-таки возобладает и закон в том виде, в котором он предложен, не примут.

p. s.

Обсуждение законопроекта было перенесено с 12 на 17 января, и Госдума приняла закон, когда номер «ЗО» уже был готов к печати. Законодатели пошли на значительные уступки туроператорам.

В два раза – до 5 млн/ руб. – снижены финансовые гарантии для фирм, специализирующихся на въездном и выездном туризме, для внутреннего туризма фингарантии составят 500 тыс. рублей. Кроме того, теперь туроператоры вправе сами принимать решение о включении в Единый федеральный реестр, хотя в первоначальном варианте документа это требование было обязательным. Если сначала предполагалось, что закон вступит силу с момента принятия, то сейчас депутаты проголосовали за 1 июня.

Вместе с тем Российский союз туриндустрии заявил, что этих уступок явно недостаточно для решения таких принципиальных вопросов, как установление размеров гарантий, пропорциональных реальной ответственности туроператоров перед клиентами, и дифференциация гарантий для въездного и выездного туризма, поэтому туристическое бизнес-сообщество намерено продолжить борьбу за свои права.

В избранном В избранное
800
Предложения