Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Дорога, ведущая на юг

Власть / 14.03.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Вековой опыт свидетельствует о том, что устройство хорошей дороги автоматически влечет за собой бурную застройку. Причем эта аксиома относится как к городскому, так и к загородному домостроению. Пример? Пожалуйста. Когда-то Петроградка была дачным анклавом, который дремал зимой и оживал летом — именно за счет городских жителей, которые снимали здесь углы. Построили Троицкий мост — и Петроградка быстро превратилась в буржуазный, как бы сейчас сказали — элитный район с престижной застройкой, фешенебельными магазинами, салонами, дачами-дворцами… Следуя данной логике, стоит предположить, что пригороды Санкт-Петербурга и районы Ленинградской области, находящиеся к югу от северной столицы, в ближайшие три года значительно повысят свой статус в глазах застройщиков и потенциальных владельцев загородной недвижимости — транспортная инфраструктура на этом направлении переживает поистине революционную фазу развития.

Такой СПАМ не вреден

Для современного владельца загородного дома хорошая трасса является одним из важнейших условий комфортного существования на природе. Во-первых, потому что по статистике 90% дачников — автомобилисты и предпочитают выезжать на природу на своих колесах. Оставшиеся 10% пользуются общественным наземным или железнодорожным транспортом, в основном это — пенсионеры, имеющие дачи в садоводствах. Средний класс, не говоря уж о VIP-персонах и топ-менеджменте крупных компаний, пользуются своими автомобилями. Во-вторых, обладатели коттеджей, находящихся в пятидесятикилометровой зоне от Петербурга зачастую используют загородные дома для постоянного проживания. Естественно, добираться в городской офис и затем возвращаться обратно на лоно природы они хотят быстро — без многочасового утомительного стояния в «пробках» или на железнодорожных переездах. А для этого нужны удобные, как минимум — четырехполосные трассы с развязками, чтобы легко и просто попасть в нужную часть города.

Примечание

Пушкинский район занимает площадь 24 тыс. га., число проживающих — 116,8 тыс. человек. Расстояние от Петербурга до Пушкина — 25 км, до Павловска — 30 км. Особым спросом у застройщиков пользуется условный треугольник Пушкин–Павловск–Александровская. С пуском петербургского участка трассы «Столица» транспортная доступность к району повысится.

Но дороги на Руси всегда были одной из двух главных бед, с ней не могли справиться десятилетиями. Даже трасса, связывающая Москву с Петербургом, многократно описанная и воспетая, стала вызывать нарекания: она «убита» настолько, что на некоторых участках водителям приходится уподобляться слаломистам. А ведь эта дорога проходит через облюбованный застройщиками Пушкинский район (в условном треугольнике Александровская–Пушкин–Павловск «густо посеяны» девять коттеджных поселков). Земля здесь так же дорога, как в Курортном или Всеволожском районах (стоимость сотки участка, находящегося в окрестностях древних парков или дворцовых комплексов, доходит до $20–25 тыс.), строиться здесь — престижно.

Примечание

Территория Тосненского района — 3585 кв. км, население — 72,6 тыс. чел. Расстояние до Тосно — 53 км. На сегодняшний день — недорогой, общедоступный район, загородный дом в котором может позволить средний класс — если селиться в 70 км от Петербурга и дальше. Новая дорога на Москву несомненно повысит инвестиционную привлекательность района.

Далее трасса проходит по Тосненскому району, где находится Никольское, названное в прошлом году риэлтерами «сверхновой звездой» рынка. А еще дальше на юг — деревни, где земля пока не столь дорога (отличный участок возле реки на 15 соток отдают всего за $10–11 тыс.). Коттеджных поселков в Тосненском районе (исключение — «Павловский посад», который, хоть и территориально расположен на тосненских землях, все равно тяготеет к Павловску) пока нет, но зато активно развивается индивидуальная застройка в недорогом сегменте. Когда на дачу приходится ехать за 70–80 км от города, хорошая трасса тем более нужна! И она будет: правительство города одобрило строительство скоростной платной автомобильной магистрали (СПАМ) «Столица», связывающей Москву и Петербург. Протяженность — 650 км, что на 62 км короче ныне существующей трассы М–10, количество полос, в зависимости от региона — от 4 до 10.

Тосненское направление «выстрелит» к 2012 году?

Как пройдет СПАМ? На выезде из города планируют сделать восемь полос. Начнется трасса в районе Пулковского шоссе, в месте его примыкания к КАД — кольцевой автодороге. Затем пересечет дорогу на Гатчину, железную дорогу, связывающую Питер с Пушкином и Павловском, и вдоль трассы М–10 — до Ям-Ижоры. Предусмотрены три развязки и примыкание к уличной дорожной сети. Для строительства дороги в городе потребуется изъять 460 га земель, из них 350 — сельхозугодья, 70 — огороды. В Ленинградской области новая трасса пройдет слева от дороги М–10 (если смотреть со стороны Новгородской области), в обход населенных пунктов и садоводств. Протяженность трассы по области — почти 93 км, для ее строительства придется изъять 1000 га земель, в основном это лесные угодья. В области построят четыре развязки, девять средних и три крупных моста. Первая очередь — от Тосно до КАД — должна быть построена к 2011 году, вторая — от Тосно до пересечения с автомагистралью Мга–Любань–Оредеж — к 2012 году. Третья — до границы с Новгородской областью — к 2013 году.

Примечание

К моменту пуска в эксплуатацию трассы «Столица» в Ленобласти должны начать функционировать удобные дороги до всех муниципальных образований первого уровня — благодаря развязкам, попасть с трассы в любую точку Пушкинского или Тосненского районов не составит труда. Но за проезд по СПАМ придется платить: один километр обойдется автолюбителю в 1 руб. 50 коп.

Что мы будем иметь в итоге с точки зрения загородного домостроения? Существенно облегчится возможность попасть в Пушкин и Павловск вне зависимости от того, в какой части Петербурга живет домовладелец: вышел на КАД, затем на СПАМ, и через развязку — к дому. Что касается Тосненского района - особенно таких территорий, как Ульяновка, Красный Бор — с пуском новой трассы и с учетом перспектив развития инженерной инфраструктуры в данном направлении, они вполне могут попасть в зону активной коттеджной застройки. Тем более что к 2012–2013 году, если под Пушкином и Павловском будут строить такими же темпами, как сейчас, под сенью императорских дворцов и парков просто не останется свободного места — придется искать новые участки.

Полукольцо с выходом на север

Петродворец, Стрельна, Ораниенбаум — еще одно полюбившееся застройщикам направление. Некогда в этих благодатных краях строили летние резиденции государи-императоры и их приближенные, затем — все поросло травой, в лучшем случае — превратилось в музейные комплексы. И уже в наше время, накануне празднования 300-летия Петербурга, о Стрельне и Петродворце вновь заговорили как о дачном районе. Реконструирован и открыт Константиновский дворец, возле которого возвели коттеджный городок для высоких гостей. Неудивительно, что активизировались желающие поселиться неподалеку. На данном направлении заявлены проекты коттеджных поселков, в основном класса de lux, с участками по 20–24 сотки. И здесь стоимость земли уже почти сравнялась с Курортным и Всеволожским районами.

Примечание

Петродворцовый район Петербурга расположен на территории 11534 га, население — 79,6 тыс. человек, расстояние до Петергофа — 29 км. Наряду с Гатчиной, Пушкином и Павловском — один из самых востребованных на южном направлении, прежде всего благодаря соседству с Константиновском дворцом и Петергофом. На части свободных территорий, примыкающих к строящемуся южному полукольцу КАД, предполагается развивать малоэтажное строительство.

Транспортные проблемы несколько лет назад были очень серьезными, что связано с постоянными «пробками» из-за правительственных кортежей и ожидания перед переездами прохода электричек. К 300-летию Петербурга дорогу на Стрельну и Петродворец реконструировали. К саммиту 2006 года также провели необходимые работы. А в декабре минувшего года здесь начали строить вторую южную очередь КАД. Дорога пройдет по территории Ломоносовского района Ленобласти, Ломоносова, Петродворцового и Красносельского районов Петербурга — от пересечения с автомобильной дорогой Санкт-Петербург–Сосновый Бор (район железнодорожной станции Бронка) до федеральной автомобильной дороги «Нарва». Общая протяженность второй очереди КАД — 36, 4 км, из которых 8,8 пройдут по Санкт-Петербургу, остальные — по Ленобласти. Полностью кольцевая должна начать работать в 2010 году, хотя дорожники уверяют, что готовы сдать ее и к 2009 году. Согласно утвержденному зонированию, на восточных, прилегающих к дороге территориях, планируется малоэтажное строительство в недорогом сегменте. На западных территориях — общественно-деловая застройка, терминалы и сервисные центры. Что получает в ближайшей перспективе владелец загородной недвижимости? По КАД можно будет легко добраться в Ломоносовский район из любой части Петербурга. А если к 2010 году город построит и Западный скоростной диаметр, интерес к которому на состоявшейся в Лондоне презентации проявили самые серьезные инвесторы, то по мостам и подводным туннелям можно будет в считаные минуты попасть в северную часть Петербурга, а оттуда через развязку — на трассу «Скандинавия».

Придется ли перекапывать 450 километров земли под канал?

Конечно же, нельзя не упомянуть и Гатчинский район, где вокруг собственно районного центра и в элитной Вырице есть коттеджные поселки. Спрос — традиционно высокий, цены — как и подобает элитным участкам. На данном направлении хотя и не предполагается реализовать столь масштабные «дорожные» проекты, но тем не менее, наезженная Киевская трасса будет модернизироваться с заменой дорожного полотна, планируется построить транспортный обход Гатчины.

Примечание

Ломоносовский областной район занимает территорию в 1919,1 кв. км, население — 116,8 тыс. чел., расстояние от Петербурга до Ломоносова — 40 км. На сегодняшний день — самый дешевый район на юге (сотка земли на границе с Волосовским районом — до 150 долларов). К 2010 году, с пуском южного полукольца КАД, инвестиционный рейтинг района вырастет.

Таким образом, в течение трех–пяти ближайших лет (если в стране не случится макроэкономических катаклизмов, из-за которых масштабные дорожные проекты придется «притормозить»), мы получим отличную транспортную инфраструктуру в южном от Санкт-Петербурга направлении, которая с учетом строительства дорог в муниципальных образованиях первого уровня позволит избавиться как минимум от одной из двух российских бед. К этому времени северные районы, которые пока занимают лидирующие позиции по части строящихся коттеджных поселков, могут утратить свой «наступательный порыв» и уступить место в рейтингах югу — особенно невостребованным ныне территориям. С пуском трасс и развитием инфраструктуры, что взаимосвязано, эти земли могут попасть в зону интересов застройщиков коттеджных поселков.

Примечание

Гатчинский район, занимающий территорию 2850,3 кв. км с населением 114,9 тыс. человек традиционно пользуется популярностью у застройщиков. Реконструкция Киевского шоссе сделает его еще более доступным.

И на этой позитивной ноте закончить бы повествование, но оно будет неполным, если не упомянуть еще об одном, не просто амбициозном, а сверхамбициозном транспортном проекте. А именно — идее проложить судоходный канал длиной 450 км от Ладоги до Финского залива через Волхов, Кириши, Лугу, Кингисепп. Означенный канал пересечет четыре федеральные трассы: «Кола» (Петербург–Мурманск), «Россия» (Петербург–Москва), «Нарва» (Петербург–Ивангород) и Киевское шоссе, а также несколько дорог регионального значения.

Какое количество земель придется изъять для «стройки века», как она отразится на лесах, реках Оредеж, Волхов и Луга, каким образом изменится транспортная составляющая после пуска канала — остается пока только гадать. Вокруг проекта ходит много кривотолков, но кроме желания областных властей проложить канал, который по самым скромным прикидкам обойдется в миллиард долларов, никаких конкретных решений на федеральном уровне пока не принято.

В избранном В избранное
2010
Предложения