Такой СПАМ не вреден
Для современного владельца загородного дома хорошая трасса является одним из важнейших условий комфортного существования на природе. Во-первых, потому что по статистике 90% дачников — автомобилисты и предпочитают выезжать на природу на своих колесах. Оставшиеся 10% пользуются общественным наземным или железнодорожным транспортом, в основном это — пенсионеры, имеющие дачи в садоводствах. Средний класс, не говоря уж о VIP-персонах и топ-менеджменте крупных компаний, пользуются своими автомобилями. Во-вторых, обладатели коттеджей, находящихся в пятидесятикилометровой зоне от Петербурга зачастую используют загородные дома для постоянного проживания. Естественно, добираться в городской офис и затем возвращаться обратно на лоно природы они хотят быстро — без многочасового утомительного стояния в «пробках» или на железнодорожных переездах. А для этого нужны удобные, как минимум — четырехполосные трассы с развязками, чтобы легко и просто попасть в нужную часть города.
Примечание
Пушкинский район занимает площадь 24 тыс. га., число проживающих — 116,8 тыс. человек. Расстояние от Петербурга до Пушкина — 25 км, до Павловска — 30 км. Особым спросом у застройщиков пользуется условный треугольник Пушкин–Павловск–Александровская. С пуском петербургского участка трассы «Столица» транспортная доступность к району повысится.Но дороги на Руси всегда были одной из двух главных бед, с ней не могли справиться десятилетиями. Даже трасса, связывающая Москву с Петербургом, многократно описанная и воспетая, стала вызывать нарекания: она «убита» настолько, что на некоторых участках водителям приходится уподобляться слаломистам. А ведь эта дорога проходит через облюбованный застройщиками Пушкинский район (в условном треугольнике Александровская–Пушкин–Павловск «густо посеяны» девять коттеджных поселков). Земля здесь так же дорога, как в Курортном или Всеволожском районах (стоимость сотки участка, находящегося в окрестностях древних парков или дворцовых комплексов, доходит до $20–25 тыс.), строиться здесь — престижно.
Примечание
Территория Тосненского района — 3585 кв. км, население — 72,6 тыс. чел. Расстояние до Тосно — 53 км. На сегодняшний день — недорогой, общедоступный район, загородный дом в котором может позволить средний класс — если селиться в 70 км от Петербурга и дальше. Новая дорога на Москву несомненно повысит инвестиционную привлекательность района.Далее трасса проходит по Тосненскому району, где находится Никольское, названное в прошлом году риэлтерами «сверхновой звездой» рынка. А еще дальше на юг — деревни, где земля пока не столь дорога (отличный участок возле реки на 15 соток отдают всего за $10–11 тыс.). Коттеджных поселков в Тосненском районе (исключение — «Павловский посад», который, хоть и территориально расположен на тосненских землях, все равно тяготеет к Павловску) пока нет, но зато активно развивается индивидуальная застройка в недорогом сегменте. Когда на дачу приходится ехать за 70–80 км от города, хорошая трасса тем более нужна! И она будет: правительство города одобрило строительство скоростной платной автомобильной магистрали (СПАМ) «Столица», связывающей Москву и Петербург. Протяженность — 650 км, что на 62 км короче ныне существующей трассы М–10, количество полос, в зависимости от региона — от 4 до 10.
Тосненское направление «выстрелит» к 2012 году?
Как пройдет СПАМ? На выезде из города планируют сделать восемь полос. Начнется трасса в районе Пулковского шоссе, в месте его примыкания к КАД — кольцевой автодороге. Затем пересечет дорогу на Гатчину, железную дорогу, связывающую Питер с Пушкином и Павловском, и вдоль трассы М–10 — до Ям-Ижоры. Предусмотрены три развязки и примыкание к уличной дорожной сети. Для строительства дороги в городе потребуется изъять 460 га земель, из них 350 — сельхозугодья, 70 — огороды. В Ленинградской области новая трасса пройдет слева от дороги М–10 (если смотреть со стороны Новгородской области), в обход населенных пунктов и садоводств. Протяженность трассы по области — почти 93 км, для ее строительства придется изъять 1000 га земель, в основном это лесные угодья. В области построят четыре развязки, девять средних и три крупных моста. Первая очередь — от Тосно до КАД — должна быть построена к 2011 году, вторая — от Тосно до пересечения с автомагистралью Мга–Любань–Оредеж — к 2012 году. Третья — до границы с Новгородской областью — к 2013 году.
Примечание
К моменту пуска в эксплуатацию трассы «Столица» в Ленобласти должны начать функционировать удобные дороги до всех муниципальных образований первого уровня — благодаря развязкам, попасть с трассы в любую точку Пушкинского или Тосненского районов не составит труда. Но за проезд по СПАМ придется платить: один километр обойдется автолюбителю в 1 руб. 50 коп.Что мы будем иметь в итоге с точки зрения загородного домостроения? Существенно облегчится возможность попасть в Пушкин и Павловск вне зависимости от того, в какой части Петербурга живет домовладелец: вышел на КАД, затем на СПАМ, и через развязку — к дому. Что касается Тосненского района - особенно таких территорий, как Ульяновка, Красный Бор — с пуском новой трассы и с учетом перспектив развития инженерной инфраструктуры в данном направлении, они вполне могут попасть в зону активной коттеджной застройки. Тем более что к 2012–2013 году, если под Пушкином и Павловском будут строить такими же темпами, как сейчас, под сенью императорских дворцов и парков просто не останется свободного места — придется искать новые участки.
Полукольцо с выходом на север
Петродворец, Стрельна, Ораниенбаум — еще одно полюбившееся застройщикам направление. Некогда в этих благодатных краях строили летние резиденции государи-императоры и их приближенные, затем — все поросло травой, в лучшем случае — превратилось в музейные комплексы. И уже в наше время, накануне празднования 300-летия Петербурга, о Стрельне и Петродворце вновь заговорили как о дачном районе. Реконструирован и открыт Константиновский дворец, возле которого возвели коттеджный городок для высоких гостей. Неудивительно, что активизировались желающие поселиться неподалеку. На данном направлении заявлены проекты коттеджных поселков, в основном класса de lux, с участками по 20–24 сотки. И здесь стоимость земли уже почти сравнялась с Курортным и Всеволожским районами.
Примечание
Петродворцовый район Петербурга расположен на территории 11534 га, население — 79,6 тыс. человек, расстояние до Петергофа — 29 км. Наряду с Гатчиной, Пушкином и Павловском — один из самых востребованных на южном направлении, прежде всего благодаря соседству с Константиновском дворцом и Петергофом. На части свободных территорий, примыкающих к строящемуся южному полукольцу КАД, предполагается развивать малоэтажное строительство.Транспортные проблемы несколько лет назад были очень серьезными, что связано с постоянными «пробками» из-за правительственных кортежей и ожидания перед переездами прохода электричек. К 300-летию Петербурга дорогу на Стрельну и Петродворец реконструировали. К саммиту 2006 года также провели необходимые работы. А в декабре минувшего года здесь начали строить вторую южную очередь КАД. Дорога пройдет по территории Ломоносовского района Ленобласти, Ломоносова, Петродворцового и Красносельского районов Петербурга — от пересечения с автомобильной дорогой Санкт-Петербург–Сосновый Бор (район железнодорожной станции Бронка) до федеральной автомобильной дороги «Нарва». Общая протяженность второй очереди КАД — 36, 4 км, из которых 8,8 пройдут по Санкт-Петербургу, остальные — по Ленобласти. Полностью кольцевая должна начать работать в 2010 году, хотя дорожники уверяют, что готовы сдать ее и к 2009 году. Согласно утвержденному зонированию, на восточных, прилегающих к дороге территориях, планируется малоэтажное строительство в недорогом сегменте. На западных территориях — общественно-деловая застройка, терминалы и сервисные центры. Что получает в ближайшей перспективе владелец загородной недвижимости? По КАД можно будет легко добраться в Ломоносовский район из любой части Петербурга. А если к 2010 году город построит и Западный скоростной диаметр, интерес к которому на состоявшейся в Лондоне презентации проявили самые серьезные инвесторы, то по мостам и подводным туннелям можно будет в считаные минуты попасть в северную часть Петербурга, а оттуда через развязку — на трассу «Скандинавия».
Придется ли перекапывать 450 километров земли под канал?
Конечно же, нельзя не упомянуть и Гатчинский район, где вокруг собственно районного центра и в элитной Вырице есть коттеджные поселки. Спрос — традиционно высокий, цены — как и подобает элитным участкам. На данном направлении хотя и не предполагается реализовать столь масштабные «дорожные» проекты, но тем не менее, наезженная Киевская трасса будет модернизироваться с заменой дорожного полотна, планируется построить транспортный обход Гатчины.
Примечание
Ломоносовский областной район занимает территорию в 1919,1 кв. км, население — 116,8 тыс. чел., расстояние от Петербурга до Ломоносова — 40 км. На сегодняшний день — самый дешевый район на юге (сотка земли на границе с Волосовским районом — до 150 долларов). К 2010 году, с пуском южного полукольца КАД, инвестиционный рейтинг района вырастет.Таким образом, в течение трех–пяти ближайших лет (если в стране не случится макроэкономических катаклизмов, из-за которых масштабные дорожные проекты придется «притормозить»), мы получим отличную транспортную инфраструктуру в южном от Санкт-Петербурга направлении, которая с учетом строительства дорог в муниципальных образованиях первого уровня позволит избавиться как минимум от одной из двух российских бед. К этому времени северные районы, которые пока занимают лидирующие позиции по части строящихся коттеджных поселков, могут утратить свой «наступательный порыв» и уступить место в рейтингах югу — особенно невостребованным ныне территориям. С пуском трасс и развитием инфраструктуры, что взаимосвязано, эти земли могут попасть в зону интересов застройщиков коттеджных поселков.
Примечание
Гатчинский район, занимающий территорию 2850,3 кв. км с населением 114,9 тыс. человек традиционно пользуется популярностью у застройщиков. Реконструкция Киевского шоссе сделает его еще более доступным.И на этой позитивной ноте закончить бы повествование, но оно будет неполным, если не упомянуть еще об одном, не просто амбициозном, а сверхамбициозном транспортном проекте. А именно — идее проложить судоходный канал длиной 450 км от Ладоги до Финского залива через Волхов, Кириши, Лугу, Кингисепп. Означенный канал пересечет четыре федеральные трассы: «Кола» (Петербург–Мурманск), «Россия» (Петербург–Москва), «Нарва» (Петербург–Ивангород) и Киевское шоссе, а также несколько дорог регионального значения.
Какое количество земель придется изъять для «стройки века», как она отразится на лесах, реках Оредеж, Волхов и Луга, каким образом изменится транспортная составляющая после пуска канала — остается пока только гадать. Вокруг проекта ходит много кривотолков, но кроме желания областных властей проложить канал, который по самым скромным прикидкам обойдется в миллиард долларов, никаких конкретных решений на федеральном уровне пока не принято.