Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Для будущих егерей и царских охот

Власть / 06.08.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Несомненно, первыми примерами столь популярной сейчас комплексной функциональной застройки были царские загородные резиденции. Российские самодержцы имели множество путевых дворцов и охотничьих домиков, где с максимальным по тем временам комфортом останавливались во время путешествий или отдыхали от государственных дел.

Подобные «места отдохновения» всегда строились с учетом царских потребностей, нужд государевой свиты и, как бы сказали теперь, обслуживающего персонала. Можно сказать, что придворные архитекторы следовали укоренившемуся за столетия правилу: все вокруг должно радовать глаз и удовлетворять прихотям. Однако в ряду помпезных загородных резиденций есть одна малоизвестная, но зато весьма демократичная и «ученая» – оттого что расположилась на территории самого настоящего кампуса.

Примечание

По существующей версии, Лисино получило свое название в честь обитавших здесь в большом количестве лис. Слово «корпус» обозначает егерский корпус – как в строительном, так и в служебном плане.

В 1834 году по инициативе министра финансов России Егора Канкрина и по личному Указу императора Николая I на территории Лисинской казенной лесной дачи было учреждено первое в России учебное лесничество как школа практической подготовки слушателей Санкт-Петербургского лесного института. При лесничестве сразу открыли специальное Егерское лесное училище.

База лесников и училище стали пользоваться благоволением царственных особ и двора, обративших внимание на ухоженность лесных массивов и обилие в них дичи. Растущее число обучающихся, научные опыты и развитие в Лисине императорской охоты потребовали комплексного переустройства поселка.

В 1853 году Николай Леонтьевич Бенуа, родоначальник блестящей плеяды талантливых художников и архитекторов, составил генеральный план строений лесничества, содержащий 23 объекта: главный каменный дом для 40 практикантов, каменный дом на случай приезда высоких гостей, флигель для служащих при лесничестве, егерское училище, дом священника, дом для мастеровых и кучерскую, лазарет, флигели для чиновников, кузницу, баню и др. В том же году 26 июня состоялась закладка комплекса, во время которой в фундамент были положены медные позолоченные доски с выгравированными надписями, золотые и серебряные монеты.

Примечание

Лисинский охотничий дворец относят к особенным удачам зодчего Бенуа, это работа-предвидение: за много лет до своего воцарения модерна в европейской архитектуре в здании проявились элементы будущего стиля.

Журнал «Нива» в свое время писал: «Лисинский лес может очаровать охотника своей девственной прелестью, да и для медведя он чистая находка: только здесь медведь пользуется некоторым покровительством закона, запрещающего жителям окрестных сел и деревень охотиться на него в казенном лесу».

Страстным охотником был император Александр II. Лисино он очень любил и приезжал в свой охотничий дворец целых восемьдесят шесть раз. С превращением в 1860 году Лисинского лесничества в «заказ» для царских охот в нем стали торить дороги к местам охоты, строить мостики через канавы, благоустраивать тропы, оборудовать площадки для глухариных токов. Кроме того, появились «зверинцы» для ланей, косуль, кабанов и ремиз (место для дичи) для серых куропаток. Из Курляндии в местные леса завозились косули, лани, фазаны; из Минской губернии – кабаны; из Ковенской губернии – куропатки; из Архангельской – северные олени. Сам лисинский лес был богат лосями, медведями, лисицами, зайцами, волками, глухарями, тетеревами и вальдшнепами.

Интересный рассказ об охотах Александра II оставил служащий егермейстерского ведомства Михайлов: «...Охоты производились каждую неделю по средам. Государь выезжал всегда вечером, по вторникам, ночлег имел где-нибудь по соседству охоты, а в среду утром после чая отправлялся на охоту; завтракал большей частью в лесу. Утром рано кухня с метрдотелем и камер-фурьером отправлялись на место охоты, выбирали по возможности открытое место, порасчистят несколько снег, приготовят стол, здесь же в стороне разведут плиту – и завтрак готов. …Государь на охоте был всегда весел, приветлив, здоров… хотя портфель, набитый докладами министров, всегда ехал с нами вместе, и государь вечером, удаляясь в свою комнату, несколько часов посвящал занятиям. Дежурный фельдъегерь утром вез уже рассмотренные доклады в Петербург».

Примечание

Для царских охот и содержания охотничьего персонала отпускались средства, которые составляли треть всех расходов на лесничество. Суммы тратились по тем временам огромные, но зато симбиоз кампуса и высочайшей забавы подталкивал развитие российской лесотехнической отрасли.

В 1884 году Лисинское учебное лесничество отпраздновало 50-летний юбилей, и одновременно состоялось «открытие памятника императору Александру II от чинов Корпуса лесничих и Лисинского учебного лесничества в память благоволения Его Величества к Лисину и многократных посещений по случаю охот».

После смерти Александра II Лисино-Корпус потеряло значение охотничьего заповедника, последние русские цари почти не посещали его. В дальнейшем часть лисинской территории служила местом охоты депутатам Государственной думы и членам Государственного совета, но и для них уже была запрещена охота на медведей и лосей. Бесконтрольная охота в 1917–1919 годы привела почти к полному исчезновению лосей и глухариных токов.

Положение изменилось после 1922 года, когда в Лисинском учебно-опытном хозяйстве, закрепленном за лесным институтом, организовали институтский кружок научного охотоведения. Заметное оживление получила эта работа в связи с открытием в 1930 году охотничье-промыслового отделения при лесохозяйственном факультете академии. В штате Лисинского охотничьего хозяйства появились заведующий и шесть егерей, был заново произведен учет охотничьих животных и птиц.

С 1933 по 1936 год академия по договору передала право производства охот «Интуристу» и ему же сдала в аренду охотничий дворец, но из-за систематических нарушений правил охоты договор с «Интуристом» был расторгнут…

Ни один уважаемый европейский учебный центр не обходится без храма. Кроме охотничьего дворца, в Лисине-Корпусе есть еще одно уникальное творение Н. Л. Бенуа – церковь, воздвигнутая в 1862 году на средства Министерства государственных имуществ. По проекту, лисинский храм имеет в плане вид римского креста, а высота каменной кладки до основания купола составляет 18 сажен, храм вмещает 600 человек. За заслуги в возведению Лисинского архитектурного ансамбля Бенуа получил второй орден Станислава 2-й степени.

Очень интересна история восстановления лисинской церкви. В 30-е годы XX столетия она была разграблена, а приход ликвидирован. Во время оккупации фашисты использовали церковь под конюшню, а после войны наши саперы разряжали и взрывали в ней мины и снаряды, найденные в округе. Но церковь, как ни удивительно, выстояла. Ее ремонт начался по инициативе местного краеведа С. А. Соловьева еще в 50-е годы (что само по себе почти чудо). Возрождение прихода на территории действующей учебной базы затянулось на многие десятилетия. Но однажды, в начале 90-х, мимо храма проезжал с матерью будущий староста (ктитор) будущей церковной общины – крупный по тем временам коммерсант. Мать попросила его помочь местным жителям восстановить храм. После смерти матери сын слово сдержал.

Как ни странно, но в современном поселке планировочная система и сеть улиц учебного комплекса в основном сохранились в первоначальном виде. Профиль поселка-кампуса также не изменился. По сей день Лисино-Корпус служит практической базой Санкт-Петербургской лесотехнической академии. В построенном Бенуа корпусе – прямоугольном здании с центральным внутренним коридором, «доме сорока практикантов» – находится Лесотехнический колледж, а охотничий дворец Александра II приспособлен под студенческое общежитие.

Примечание

Проехать в поселок на автомобиле можно двумя путями. Первый. Повернув с Московского шоссе в районе Тосно направо, проезжаете через деревню Строение, а следующий населенный пункт по трассе – Лисино-Корпус. Второй путь. Едете по дороге на Вырицу через Пионер, Форносово, Поги, у памятника погибшим красногвардейцам на треугольной развилке поворачиваете налево (урочище Косые Мосты) – и вы на месте.

Прогуливаясь по уютному, патриархальному поселку в яркий теплый весенний день, мы были очарованы продуманностью и изящностью архитектурных решений его центральной части. Это большая редкость, когда на протяжении столетий сохраняется основной комплекс задуманных архитектором как единый ансамбль построек жилого, научно-образовательного и оздоровительно-увеселительного назначения.

В избранном В избранное
1812
Предложения