Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

О газе, стоках и дорогах

Власть / 16.09.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В далеком прошлом остались времена, когда петербуржцы, приобретая дачу, не слишком-то задумывались над тем, подведен ли газ, есть ли водопровод, каково качество дороги, ведущей к вожделенному «домику в деревне», и, простите, насколько эффективно функционируют поселковые очистные сооружения. А зачем? Главное – есть четыре стены и крыша над головой. Остальное – мелочи. В наши дни инфраструктурная составляющая имеет принципиальное значение при выборе места для строительства загородного дома, ибо комфорт (если, конечно, владельцы дома не экстремалы) должен быть на городском уровне.

Загородная инфраструктура – сфера весьма затратная, и решение многих вопросов ее совершенствования замыкается на городском, областном и даже федеральном уровне, что вполне объяснимо: ведь если 500-метровую «своротку» от трассы к коттеджному поселку застройщик может проложить своими силами, то шоссе, пересекающее сразу несколько районов и обслуживающее тысячи дачников, ему не по плечу. И ветку газопровода не протянуть. Власти Ленинградской области, на территории которой и находится большинство дач и коттеджных поселков, равно как и руководители городских пригородных районов, никогда специально не строили свои перспективные планы в расчете на любителей загородного отдыха – главный упор делался на повышение качества жизни местного населения. Но косвенно это шло на пользу как частным дачникам, так и застройщикам. Политика была предельно прозрачной: пригороды и область должны стать рекреационной зоной, предназначенной для комфортного отдыха и времяпрепровождения – под это и строились планы развития инфраструктуры.

Но прошедшим летом все могло поменяться. Сначала слухи, что президент Владимир Путин не дает «добро» на третий губернаторский срок Валерия Сердюкова, который, кстати, и был основным генератором идей по части инфраструктурного развития. Затем громкое заявление губернатора Петербурга Валентины Матвиенко о том, что город и область должны объединиться в один регион. Госпожа Матвиенко сказала даже, что этот процесс фактически уже начался, специалисты работают над основными параметрами перспективного плана будущего единого региона. Соответственно, начались разговоры о возможной кардинальной смене курса. Но все образумилось. Сердюков стал губернатором, Матвиенко на его инаугурации словом не обмолвилась об объединении, сказав лишь, что для миллиона питерских дачников и членов их семей Ленобласть давно стала домом родным. Полномочный представитель президента в СЗФО Илья Клебанов расставил все точки над «i», сообщив, что в условиях гласности и демократии каждый человек волен высказывать свои мысли вслух, а объединение Питера и области – отнюдь не задача первостепенной важности для страны. На том все слухи о кардинальной смене курса и прекратились.

Примечание

В Ленинградской области почти 11 тыс. км автомобильных дорог, из них лишь 11% – федеральные, остальные – территориальные. Плотность автодорог достигает 127 км на 1000 кв. км, что в несколько раз больше, чем в среднем по России. Но качество дорожного покрытия здесь значительно хуже, нежели в соседней Европе.

В программной речи сразу после инаугурации губернатор Валерий Сердюков коснулся такой важной инфраструктурной составляющей, как дороги. По некоторым из них можно пробиться разве что на внедорожнике. Большинство трасс, за исключением, пожалуй, «Скандинавии», являют собой удручающее зрелище: узкие двухполоски с разбитым вдрызг покрытием. В течение ближайших пяти лет губернаторства Сердюкова объемы финансирования дорожного строительства ежегодно будут увеличиваться на 20 процентов. Уже сейчас реализуется программа дорожного строительства, рассчитанная на период до 2010 года. На первом этапе, в течение ближайших двух лет, построят асфальтобетонные дороги до муниципальных образований первого уровня и населенных пунктов, в которых проживают не менее ста человек. К 2010 году замкнется кольцо КАД – доступ к загородным домам вне зависимости от того, в каком районе они находятся, станет намного проще. Сегодня, глядя на карту будущего КАД, можно убедиться, что все развязки выходят на дороги, ведущие к местам массовой коттеджной застройки. Через три года (при оптимальном сценарии развития событий) начнет функционировать ЗСД – западный скоростной диаметр, который свяжет южные и северные пригородные районы посредством туннеля под заливом. К 2012 году завершится строительство СПАМ – скоростной платной автомобильной магистрали, соединяющей Москву и Петербург, параллельно будут реконструированы все прилегающие к ней дороги, проходящие по территории Пушкинского и Тосненского районов. По словам губернатора Валерия Сердюкова, перспективы дорожного развития области весьма радужные.

С газом – порядок, с водой – проблемы

С газоснабжением, можно сказать, вопрос решен. Особенно повезло в этом плане пригородным районам: согласно договору с «Газпромом», газовый монополист взялся за работу на этих ранее проблемных участках. Обкатали пилотный проект на Петроградском районе Санкт-Петербурга и двинулись на окраины. В настоящее время дочерняя структура «Газпрома» успешно проводит газификацию Курортного района, на очереди – Петродворцовый. Все котельные будут переведены на газ, голубым топливом обеспечат все населенные пункты. Основную трубу прокладывает компания, разводку до дома или коттеджа оплачивает хозяин. Что касается областных районов, здесь также нет причин для уныния: федеральный центр взял под контроль строительство магистрального международного газопровода из Выборга по дну Балтики, который станет альтернативой газопроводам, проходящим по территориям стран ближнего зарубежья. С пуском газопровода, что должно случиться к завершению третьего губернаторского срока Сердюкова, область получит такой объем газа, который позволит обеспечить им самые отдаленные уголки.

К большому сожалению, с водой не все так благополучно. Казалось бы, подземные источники ежедневно обеспечивают

4700 тысяч кубов пресной воды, в области 20 тысяч водоемов, включая реку Неву и Ладожское озеро, и сложностей быть не должно. Но! Пресная вода в подземных источниках распределена по территориям неравномерно. Например, север Волховского района практически полностью лишен подземных пресных вод, а на юге такой проблемы нет. Во Всеволожском – все с точностью до наоборот: там мало источников в южном направлении. В ряде районов, например Бокситогорском, водоносные горизонты не защищены от поверхностного загрязнения. Вода в реках характеризуется как грязная или умеренно грязная. Завидное исключение составляют разве что лесные озера. В области действует программа водохозяйственных и водоохранных работ, согласно которой ведутся работы по обеспечению качественным водоснабжением Волосовского, Тихвинского, Всеволожского и других районов. Во Всеволожском, кстати, найдено крупнейшее месторождение подземных вод, запасы которого могут обеспечить жителей области водой минимум на 25 лет!

Низкое качество поверхностных вод – результат того, что очистные сооружения в области оставляют желать много лучшего. Будем откровенны: это самый слабый на сегодняшний день элемент областной инфраструктуры. Причина? В конце 90-х годов очистные сооружения передали на баланс муниципальных образований (МО), в которых не было ни специалистов, чтобы заниматься ими, ни средств. Во Всеволожском районе очистные сооружения перегружены не менее чем в три раза, в Гатчинском – в полтора, в Приозерском – в 1,7. В результате вся грязь стекает прямо в водоемы. Или, как в Бокситогорском районе, попадает в водоносный горизонт.

Примечание

Ресурсы подземных вод питьевого качества в Ленинградской области столь велики, что перекрывают потребности в несколько раз, но распределены они крайне неравномерно. Вода в поверхностных водоемах (за исключением лесных озер) грязная или умеренно грязная.

Наконец, последнее в списке, но отнюдь не по значению инфраструктурное звено связано с вывозом мусора и твердых бытовых отходов. Здесь даже губернатор руками разводит, не зная, как еще убедить местное население и дачников пользоваться полигонами для складирования отходов. На трассах установлены знаки, предупреждающие, что свалка возле дорог и в лесу запрещена. Кое-где ведется скрытое видеонаблюдение. Ежегодно весной муниципальные образования выделяют средства, для того чтобы пустить бригады мусоросборщиков вдоль дорог и очистить от свалок прилегающий к трассе лес, но толку мало. Даже при строительстве загородной недвижимости, как уверяют руководители муниципальных образований, все отходы вывозят в ближайший лесок – и это притом что люди собираются здесь жить! Причина варварского отношения к природе очевидна: за цивилизованный вывоз мусора надо платить. Но дело, скорее, не в деньгах, а в нашем менталитете.

Все узнать и лишь потом копать

Конечно же, по прочтении вышеизложенного у владельца загородного дома могут возникнуть вполне закономерные вопросы. Инфраструктурная политика на ближайшие пять лет известна, но как узнать, когда именно к поселку подведут газ и когда появится развязка, посредством которой добираться из города можно будет много быстрее, чем сейчас? И проложат ли водопровод? Может, есть смысл, скооперировавшись с соседями, обеспечить дома водой своими силами? И стоит ли рассчитывать на цивилизованную городскую канализацию?

Давайте разбираться по порядку.

Прежде чем тратить деньги на инфраструктуру и платить частным компаниям, обещающим проложить дорогу, устроить водопровод и так далее, надо поинтересоваться у руководства муниципальных образований перспективными планами развития территорий. Не исключено, что удобная и абсолютно бесплатная дорога появится уже через год, а водопровод – еще раньше. Но если окажется, что интересующий вас инфраструктурный объект предполагается лишь в далекой перспективе и придется прибегнуть к услугам специализированной фирмы, необходимо потребовать согласования проекта в МО, чтобы не получилось, что он идет вразрез с планами освоения территорий.

Действительно, на подъездах к дачным поселкам можно встретить немало рукописных объявлений, авторы которых обещают обеспечить всем: и водой, и даже… газом! Но вряд ли стоит сразу же звонить по указанным телефонам. Дабы иметь полное представление о развитии инфраструктуры в вашем поселке (садоводстве, кооперативе и так далее), необходимо обратиться к руководителям муниципального образования первого или второго уровня – в зависимости от того, где вы проводите свой загородный досуг. Как заверили «ЗО» в областном правительстве, во всех МО имеются перспективные планы развития территорий. В них указано, когда и куда подведут газ, где пройдет водовод и в каком направлении начнут прокладку новой дороги. В соответствии с этими данными и надо корректировать свой вклад в развитие областной инфраструктуры.

Если в ближайшие годы воду ждать не приходится, конечно же, ее можно подвести своими силами, но, согласовав проект с МО, дабы труба не прошла по тому участку, на котором через год начнут строить спа-отель или придорожный ресторан: придется тратить лишние деньги для переустройства трубопровода.

В случае с газом спешить не стоит – гораздо проще, дешевле и надежнее оплатить разводку от проложенного газопровода.

А вот по части канализации и очистки стоков рассчитывать, кроме как на самого себя, любимого, больше не на кого. Автономная система с полем для фильтрации, тщательный мониторинг стоков, особенно на прилегающих к водоемам участках, – вот единственная возможность обеспечить комфортный, цивилизованный отдых на природе.

В избранном В избранное
1229
Предложения