Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Солнце на спицах, синева над головой...

Отдых в Лен.области / 19.09.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Предстартовый мандраж начинается дня за три до выезда. В который уже раз палец скользит по проселкам и тропам, начертанным на старой, потрепанной карте, проверяя давно проложенный маршрут.

Перетряхивается ремнабор. Тщательно, мягкой тряпочкой, словно дорогие ювелирные украшения, протираются хромированные части двухколесного спутника, который до поры до времени дремлет на балконе. Ну и пусть буквально через полчаса после выхода на трассу они покроются пылью и болотной грязью, но сейчас должны блестеть, как шпиль Петропавловки! Наконец, вот он, долгожданный момент: тугие шины касаются утреннего асфальта. Педали послушно приводят колеса в движение – сколько еще раз придется нажать на них – тысячу, миллион, прежде чем доберешься в тот уголок Ленобласти, куда мифический Макар телят не гонял? Велопутешествие – увлекательнейшее занятие, объединяющее многочисленных любителей активного отдыха, – только начинается…

В седле каждый четвертый

В дачной, загородной, жизни петербуржцев велосипед испокон веку занимал особое место: прогулки на яхтах и лошадях отнюдь не ограничивали досуг господ отдыхающих. Элегантные велосипеды французского или американского производства, с цельнолитыми шинами были практически неизбежным атрибутом всякого более-менее состоятельного дачника. Для мужчин – с рамой, для дам – без. Заказывались велокостюмы (без рюшей, кружев и прочих объемных форм, цепляющихся за ветки и кусты), приобреталась кожаная обувь (удобная, не стирающая ноги) – без всего этого светский выезд был попросту немыслим.

В парках и садах для велосипедистов прокладывали специальные дорожки с местами для отдыха и пикников – в общем, все условия, для того чтобы не спеша (или, напротив, на всех парах, это уж кому как интереснее) покататься в тени вековых деревьев, по берегам рек и озер. Среди дачников даже проводились соревнования: кто самый быстрый велосипедист! Приз? Конечно же, новенький комплект дефицитной импортной резины для шин и ремнабор, без которого в путь отправляется разве что отчаянная сорвиголова.

Где сейчас те велодорожки, густо опутывающие окрестности северной столицы? Давно дикой травой поросли или превратились в шоссе.

Любопытно, что если у нас всю велоинфраструктуру, сложившуюся к началу прошлого века, благополучно погубили, то за границей она постоянно совершенствуется. Лидер культовой питерской группы «Телевизор» Михаил Борзыкин рассказывал, что в Голландии, где он долгое время жил и заразился велосипедной болезнью, созданы все условия для того, чтобы люди пересаживались с личного и общественного транспорта на велики. Велодорожки – повсюду, в том числе и возле оживленных шоссе в центре городов. И чтобы машина заехала на велодорожку – такого не может быть по определению! У нас же формально велосипедист может ехать в метре от обочины (если четко следовать букве Правил дорожного движения) – но где этот метр взять на перегруженных питерских трассах?! Голландские велодорожки увязаны в одну систему: можно стартовать из центра города и спокойно выехать на природу или добраться в соседний городок на работу. Припарковаться на специальных стоянках для велосипедов. И… получить несколько дополнительных дней к отпуску или премию от работодателя за то, что ведешь активный образ жизни, укрепляешь здоровье и не отравляешь воздух выхлопными газами!

А у нас? Чтобы питерскому велосипедисту выехать за город, сегодня приходится сначала грузиться с полуразобранным великом (благо техника позволяет) в метро(!), добираться до вокзала, после ехать в электричке(!!!) до нужной станции – места сбора таких же велосипедистов-бедолаг – и лишь потом крутить педали. Ибо по городу и ближайшим окрестностям на велосипеде просто не пробиться!

Примечание

Согласно официальной статистике, в Петербурге свыше миллиона велосипедистов, но инфраструктура совершенно не развита: если в Хельсинки протяженность велодорожек составляет 1300 км, у нас их нет вообще. Когда в 2004 году в Петербург приезжал на гастроли большой фанат велосипеда Пол Маккартни, устроители концерта всерьез обсуждали с ГИБДД возможность перекрытия части Невского проспекта, на случай если сэр Пол пожелает прокатиться на велике, – иного варианта просто не было.

А ведь именно этот вид транспорта становится все более и более популярным: в городе свыше миллиона велосипедистов от мала до велика, каждый четвертый в седле. В Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству в июне нынешнего года наконец-то обратили внимание на беды велосипедистов и предложили создать велодорожки в 14 городских парках и устроить их на так называемых «вылетных» трассах – Приморском, Пулковском, Петергофском шоссе и так далее. Правительство этот проект пока не обсуждало, и найдется ли возможность слегка потеснить автомобили – пока большой вопрос.

Один – в болота, другой – в горы

И вот что удивительно: инфраструктура в полном загоне, а велосипедная жизнь в окрестностях Питера бьет ключом. Главное – выбраться за город, а уж там все дороги открыты. По разным оценкам, от трех до пяти тысяч велосипедистов в уик-энд утюжат шинами трассы, проселки и тропы Ленобласти. У каждого своя специализация, свой конек, свой, если хотите, кайф.

Особую касту составляют велотуристы, которые, погрузив на багажник палатку, продовольствие и спальный мешок, катят, например, из Питера в Мурманск. Или даже… в Оренбург! Для них главное – расстояние, смена впечатлений, проплывающие мимо столбы, отмечающие километраж. Поездка до Выборга для таких «монстров» – легкая разминка.

Другим ближе велоориентирование. Выезжают в какой-нибудь интересный уголок, допустим на линию Маннергейма, которую проходят, следуя заданиям, получаемым на контрольных пунктах (КП). А эти самые КП – в бывших дотах, дзотах и окопах! Главное – не сбиться с маршрута.

Велоралли – тоже любопытная штука, сочетающая и велоориентирование, и туризм. Обычно продолжается оно два-три дня, в течение которых участники то месят шинами грязь болот, то переправляются через реки, то на скорость мчатся по шоссе.

Те, для кого чем труднее – тем лучше, выбирают кросс-кантри – езду по сложной пересеченной местности: лесам, болотам, лугам да полям, каковых в Ленобласти хватает. Забираются в такую глухомань, где не то что на велосипеде, на свои двоих трудно пройти. Совсем недалеко, в районе Белоострова, подобное счастье можно сыскать в изобилии.

А любители погонять по горам? Отчаянные ребята, готовые лететь на своих маунтин-байках с большим ходом подвески хоть с Памира, лишь бы тропа покруче была. Именуется это занятие даунхилл, хотя и в гору там тоже гоняют – на время, кто первым придет на вершину.

Есть и велоэкстремалы, которые без запаски и ремнабора, на обычном велике, не отягощая себя лишним грузом, катят на свой страх и риск километров 150–200 по сложной трассе. Высший шик – пройти и не сломаться. Сломался – возвращается на базу кто как может. Довелось как-то пересечься с такого рода экстремалом на Приозерском шоссе: у него скорости выбило, велосипед на подъемы не шел, а починить, естественно, возможности не было. Перед любым подъемом, даже самым малым, этот странник слезал с седла и толкал велик. Другой бы от безысходности давно сник – у этого же глаза светились не то от счастья, не то от чего другого. Что и говорить: у каждого поклонника велосипеда свой кайф…

Примечание

Велосипед обойдется от 300 до 2000 долларов. Комплектующие – от флягодержателя и мигалки до велокомпьютера, определяющего скорость, и системы GPS, позволяющей ориентироваться на местности через спутник, – до 150 долларов. Шлем – 30–50 долларов, одежда со светоотражающими элементами – до 200 долларов, ремнабор в зависимости от комплектации – от 150 долларов.

Время, когда все ездили на одинаковых велосипедах «Кама», давно прошло, сейчас каждый выбирает машину по себе, по своим пристрастиям. Для того чтобы поучаствовать в даунхилле, нужен специальный горный велосипед, так называемый маунтин-байк, а обычная трассовая модель не выдержит перегрузок – развалится. Да и конструкция у нее не подходящая для горных трасс. Но зато на мунтин-байке по шоссе не слишком-то погоняешь – для этого лучше всего сити-байк, легкий велосипед модифицированной системы «туринг», сочетающей в себе легкость хода по любым дорогам с прочностью и большой грузоподъемностью.

Фирменные, полностью укомплектованные системами навигации маунтин- или сити-байк могут стоить и под две тысячи долларов, однако по собственному опыту могу заверить, что с дорогами Ленобласти легко справится и обычный трассовый велик, с надписью «Made in China» и купленный на зимней распродаже за девять тысяч рублей. На такой зверь-машине ваш покорный слуга ездил и на Лосевский порог, где собираются байдарочники, и под Сосново, на озеро Лампушку, где проходит бард-фестиваль памяти Высоцкого, и на Божье озеро, что расположено на границе Курортного и Выборгского районов, где поклонники The Beatles отмечают день рождения Ринго Стара, – и никаких проблем (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!).

Без системы электронной навигации в принципе можно обойтись – сойдет подробная топографическая карта. И местное население, как показывает практика, в беде не оставит – короткий путь укажет.

А вот что действительно портит удовольствие от путешествия, так это водители-беспредельщики, которым «подрезать» велосипедиста – что окурок в окно выкинуть. От них спасение – зеркало заднего вида днем и мигалка ночью.

Съездим на веломасленицу?

Велоспорт – занятие тусовочное. Так или иначе, все группируются по увлечениям, специализации и выезжают на «покатушки» в горы или сельскую местность. Есть виртуальный клуб «Вело-Питер», на сайте которого можно легко найти товарищей по страсти и по электронной почте договориться об очередном выезде. Например, вывешивается в Интернете объявление типа: «Такого-то числа еду на Ладогу, в район Владимирской бухты, ищу попутчиков. Встречаемся там-то и там-то, контактный телефон такой-то». Созвонились, обговорили детали маршрута, состыковались и поехали.

Однако несколько раз в течение года встречаются все вместе: и трассовики, и поклонники даунхилла, и экстремалы, и фанаты кросс-кантри. Сообща открывают сезон – эта традиция сохранилась еще со времен существования отделения велотуризма Ленинградского туристического клуба. В те времена велотуристы ездили на электричке в Выборг, а оттуда уже своим ходом возвращались в Питер – так и открывали сезон. Потом стали ездить по маршруту Петербург–Зеленогорск и обратно, затем по более сложной трассе Питер–Кронштадт–Ломоносов–Питер.

Открыли сезон – и разъехались каждый по своим маршрутам. Но ненадолго, потому что в День города за пределами Петербурга (каждый год в новом месте) проходит весенний слет, цель которого – общение и легкая разминка в велоориентировании и кросс-кантри.

В самую длинную и самую белую ночь велосипедисты собираются у «Медного всадника». Зрелище – неописуемое: несколько сотен великов с мигалками издалека кажутся огромной стаей мотыльков, порхающих вокруг памятника… Организаторов несколько, каждый объявляет через мегафон свой маршрут, велосипедисты в зависимости от степени подготовленности выбирают нужный и разъезжаются группами. На рассвете все снова встречаются, но уже за городом, на берегу озера, в водах которого и совершается обряд коллективного принятия водных процедур.

Примечание

Новичкам лучше всего начинать осваивать велосипед на удобной 50-километровой трассе от Васкелова до Зеленогорска или отправиться вместе с турклубом в велопутешествие по Карельскому перешейку с автосопровождением. Обо всех грядущих коллективных веломероприятиях и очередных «покатушках» на территории Ленобласти можно узнать, заглянув на сайт www.velopiter.spb.ru

Но все это уже, как говорится, в прошлом, туда вы опоздали.

А вот на глобальный фестиваль «Вело-Питер», который пройдет в выходные где-нибудь в середине сентября на поляне у озера Верхолино (железнодорожная станция Орехово), вполне можете попасть. Палатку на багажник – и вперед. И не стоит стесняться, если вы малоопытный новичок: там рады каждому, подходящая трасса найдется – не бойтесь. Это самый масштабный велофестиваль в Северо-Западном регионе. Время, правда, не слишком-то располагающее к лесному отдыху в палатках, но тут уж ничего не поделаешь: именно 15 сентября 1801 году крепостной кузнец Артамонов прикатил на своей «двухколесной тележке» из Верхотурья в Москву – на Ходынское поле, с тех пор этот день считается днем рождения велосипеда. К нему и приурочен фестиваль.

В первый фестивальный день обычно проводят кросс-кантри и даунхилл, во второй – велоориентирование и фигурную езду с препятствиями. Вечером – песни у костра, футбол, гонки с завязанными глазами и тому подобные увеселения.

А зимой что? Велик на консервацию до следующей весны? Не спешите, потому что у вас есть возможность поучаствовать в веломасленице: поесть блинов, погонять по снегу и принять участие в уникальных соревнованиях. Например, в медленной езде по льду. Или в гонках с «ватрушками», когда один участник команды усиленно крутит педали, стараясь продраться сквозь снежные заносы, а другой сидит в «ватрушке», привязанной к багажнику велика, и усиленно гребет руками. Под занавес сжигают чучело – а какая без этого масленица?

Между прочим, именно зимой развиваются такие необходимые велосипедисту навыки, как умение ездить по мягкому грунту и удержание равновесия. Кроме того, зимние трассы – отличное средство для развития силы ног. Не заметите, как весна наступит, а с ней и открытие нового велосезона!

В избранном В избранное
1145
Предложения