Перетряхивается ремнабор. Тщательно, мягкой тряпочкой, словно дорогие ювелирные украшения, протираются хромированные части двухколесного спутника, который до поры до времени дремлет на балконе. Ну и пусть буквально через полчаса после выхода на трассу они покроются пылью и болотной грязью, но сейчас должны блестеть, как шпиль Петропавловки! Наконец, вот он, долгожданный момент: тугие шины касаются утреннего асфальта. Педали послушно приводят колеса в движение – сколько еще раз придется нажать на них – тысячу, миллион, прежде чем доберешься в тот уголок Ленобласти, куда мифический Макар телят не гонял? Велопутешествие – увлекательнейшее занятие, объединяющее многочисленных любителей активного отдыха, – только начинается…
В седле каждый четвертый
В дачной, загородной, жизни петербуржцев велосипед испокон веку занимал особое место: прогулки на яхтах и лошадях отнюдь не ограничивали досуг господ отдыхающих. Элегантные велосипеды французского или американского производства, с цельнолитыми шинами были практически неизбежным атрибутом всякого более-менее состоятельного дачника. Для мужчин – с рамой, для дам – без. Заказывались велокостюмы (без рюшей, кружев и прочих объемных форм, цепляющихся за ветки и кусты), приобреталась кожаная обувь (удобная, не стирающая ноги) – без всего этого светский выезд был попросту немыслим.
В парках и садах для велосипедистов прокладывали специальные дорожки с местами для отдыха и пикников – в общем, все условия, для того чтобы не спеша (или, напротив, на всех парах, это уж кому как интереснее) покататься в тени вековых деревьев, по берегам рек и озер. Среди дачников даже проводились соревнования: кто самый быстрый велосипедист! Приз? Конечно же, новенький комплект дефицитной импортной резины для шин и ремнабор, без которого в путь отправляется разве что отчаянная сорвиголова.
Где сейчас те велодорожки, густо опутывающие окрестности северной столицы? Давно дикой травой поросли или превратились в шоссе.
Любопытно, что если у нас всю велоинфраструктуру, сложившуюся к началу прошлого века, благополучно погубили, то за границей она постоянно совершенствуется. Лидер культовой питерской группы «Телевизор» Михаил Борзыкин рассказывал, что в Голландии, где он долгое время жил и заразился велосипедной болезнью, созданы все условия для того, чтобы люди пересаживались с личного и общественного транспорта на велики. Велодорожки – повсюду, в том числе и возле оживленных шоссе в центре городов. И чтобы машина заехала на велодорожку – такого не может быть по определению! У нас же формально велосипедист может ехать в метре от обочины (если четко следовать букве Правил дорожного движения) – но где этот метр взять на перегруженных питерских трассах?! Голландские велодорожки увязаны в одну систему: можно стартовать из центра города и спокойно выехать на природу или добраться в соседний городок на работу. Припарковаться на специальных стоянках для велосипедов. И… получить несколько дополнительных дней к отпуску или премию от работодателя за то, что ведешь активный образ жизни, укрепляешь здоровье и не отравляешь воздух выхлопными газами!
А у нас? Чтобы питерскому велосипедисту выехать за город, сегодня приходится сначала грузиться с полуразобранным великом (благо техника позволяет) в метро(!), добираться до вокзала, после ехать в электричке(!!!) до нужной станции – места сбора таких же велосипедистов-бедолаг – и лишь потом крутить педали. Ибо по городу и ближайшим окрестностям на велосипеде просто не пробиться!
Примечание
Согласно официальной статистике, в Петербурге свыше миллиона велосипедистов, но инфраструктура совершенно не развита: если в Хельсинки протяженность велодорожек составляет 1300 км, у нас их нет вообще. Когда в 2004 году в Петербург приезжал на гастроли большой фанат велосипеда Пол Маккартни, устроители концерта всерьез обсуждали с ГИБДД возможность перекрытия части Невского проспекта, на случай если сэр Пол пожелает прокатиться на велике, – иного варианта просто не было.А ведь именно этот вид транспорта становится все более и более популярным: в городе свыше миллиона велосипедистов от мала до велика, каждый четвертый в седле. В Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству в июне нынешнего года наконец-то обратили внимание на беды велосипедистов и предложили создать велодорожки в 14 городских парках и устроить их на так называемых «вылетных» трассах – Приморском, Пулковском, Петергофском шоссе и так далее. Правительство этот проект пока не обсуждало, и найдется ли возможность слегка потеснить автомобили – пока большой вопрос.
Один – в болота, другой – в горы
И вот что удивительно: инфраструктура в полном загоне, а велосипедная жизнь в окрестностях Питера бьет ключом. Главное – выбраться за город, а уж там все дороги открыты. По разным оценкам, от трех до пяти тысяч велосипедистов в уик-энд утюжат шинами трассы, проселки и тропы Ленобласти. У каждого своя специализация, свой конек, свой, если хотите, кайф.
Особую касту составляют велотуристы, которые, погрузив на багажник палатку, продовольствие и спальный мешок, катят, например, из Питера в Мурманск. Или даже… в Оренбург! Для них главное – расстояние, смена впечатлений, проплывающие мимо столбы, отмечающие километраж. Поездка до Выборга для таких «монстров» – легкая разминка.
Другим ближе велоориентирование. Выезжают в какой-нибудь интересный уголок, допустим на линию Маннергейма, которую проходят, следуя заданиям, получаемым на контрольных пунктах (КП). А эти самые КП – в бывших дотах, дзотах и окопах! Главное – не сбиться с маршрута.
Велоралли – тоже любопытная штука, сочетающая и велоориентирование, и туризм. Обычно продолжается оно два-три дня, в течение которых участники то месят шинами грязь болот, то переправляются через реки, то на скорость мчатся по шоссе.
Те, для кого чем труднее – тем лучше, выбирают кросс-кантри – езду по сложной пересеченной местности: лесам, болотам, лугам да полям, каковых в Ленобласти хватает. Забираются в такую глухомань, где не то что на велосипеде, на свои двоих трудно пройти. Совсем недалеко, в районе Белоострова, подобное счастье можно сыскать в изобилии.
А любители погонять по горам? Отчаянные ребята, готовые лететь на своих маунтин-байках с большим ходом подвески хоть с Памира, лишь бы тропа покруче была. Именуется это занятие даунхилл, хотя и в гору там тоже гоняют – на время, кто первым придет на вершину.
Есть и велоэкстремалы, которые без запаски и ремнабора, на обычном велике, не отягощая себя лишним грузом, катят на свой страх и риск километров 150–200 по сложной трассе. Высший шик – пройти и не сломаться. Сломался – возвращается на базу кто как может. Довелось как-то пересечься с такого рода экстремалом на Приозерском шоссе: у него скорости выбило, велосипед на подъемы не шел, а починить, естественно, возможности не было. Перед любым подъемом, даже самым малым, этот странник слезал с седла и толкал велик. Другой бы от безысходности давно сник – у этого же глаза светились не то от счастья, не то от чего другого. Что и говорить: у каждого поклонника велосипеда свой кайф…
Примечание
Велосипед обойдется от 300 до 2000 долларов. Комплектующие – от флягодержателя и мигалки до велокомпьютера, определяющего скорость, и системы GPS, позволяющей ориентироваться на местности через спутник, – до 150 долларов. Шлем – 30–50 долларов, одежда со светоотражающими элементами – до 200 долларов, ремнабор в зависимости от комплектации – от 150 долларов.Время, когда все ездили на одинаковых велосипедах «Кама», давно прошло, сейчас каждый выбирает машину по себе, по своим пристрастиям. Для того чтобы поучаствовать в даунхилле, нужен специальный горный велосипед, так называемый маунтин-байк, а обычная трассовая модель не выдержит перегрузок – развалится. Да и конструкция у нее не подходящая для горных трасс. Но зато на мунтин-байке по шоссе не слишком-то погоняешь – для этого лучше всего сити-байк, легкий велосипед модифицированной системы «туринг», сочетающей в себе легкость хода по любым дорогам с прочностью и большой грузоподъемностью.
Фирменные, полностью укомплектованные системами навигации маунтин- или сити-байк могут стоить и под две тысячи долларов, однако по собственному опыту могу заверить, что с дорогами Ленобласти легко справится и обычный трассовый велик, с надписью «Made in China» и купленный на зимней распродаже за девять тысяч рублей. На такой зверь-машине ваш покорный слуга ездил и на Лосевский порог, где собираются байдарочники, и под Сосново, на озеро Лампушку, где проходит бард-фестиваль памяти Высоцкого, и на Божье озеро, что расположено на границе Курортного и Выборгского районов, где поклонники The Beatles отмечают день рождения Ринго Стара, – и никаких проблем (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!).
Без системы электронной навигации в принципе можно обойтись – сойдет подробная топографическая карта. И местное население, как показывает практика, в беде не оставит – короткий путь укажет.
А вот что действительно портит удовольствие от путешествия, так это водители-беспредельщики, которым «подрезать» велосипедиста – что окурок в окно выкинуть. От них спасение – зеркало заднего вида днем и мигалка ночью.
Съездим на веломасленицу?
Велоспорт – занятие тусовочное. Так или иначе, все группируются по увлечениям, специализации и выезжают на «покатушки» в горы или сельскую местность. Есть виртуальный клуб «Вело-Питер», на сайте которого можно легко найти товарищей по страсти и по электронной почте договориться об очередном выезде. Например, вывешивается в Интернете объявление типа: «Такого-то числа еду на Ладогу, в район Владимирской бухты, ищу попутчиков. Встречаемся там-то и там-то, контактный телефон такой-то». Созвонились, обговорили детали маршрута, состыковались и поехали.
Однако несколько раз в течение года встречаются все вместе: и трассовики, и поклонники даунхилла, и экстремалы, и фанаты кросс-кантри. Сообща открывают сезон – эта традиция сохранилась еще со времен существования отделения велотуризма Ленинградского туристического клуба. В те времена велотуристы ездили на электричке в Выборг, а оттуда уже своим ходом возвращались в Питер – так и открывали сезон. Потом стали ездить по маршруту Петербург–Зеленогорск и обратно, затем по более сложной трассе Питер–Кронштадт–Ломоносов–Питер.
Открыли сезон – и разъехались каждый по своим маршрутам. Но ненадолго, потому что в День города за пределами Петербурга (каждый год в новом месте) проходит весенний слет, цель которого – общение и легкая разминка в велоориентировании и кросс-кантри.
В самую длинную и самую белую ночь велосипедисты собираются у «Медного всадника». Зрелище – неописуемое: несколько сотен великов с мигалками издалека кажутся огромной стаей мотыльков, порхающих вокруг памятника… Организаторов несколько, каждый объявляет через мегафон свой маршрут, велосипедисты в зависимости от степени подготовленности выбирают нужный и разъезжаются группами. На рассвете все снова встречаются, но уже за городом, на берегу озера, в водах которого и совершается обряд коллективного принятия водных процедур.
Примечание
Новичкам лучше всего начинать осваивать велосипед на удобной 50-километровой трассе от Васкелова до Зеленогорска или отправиться вместе с турклубом в велопутешествие по Карельскому перешейку с автосопровождением. Обо всех грядущих коллективных веломероприятиях и очередных «покатушках» на территории Ленобласти можно узнать, заглянув на сайт www.velopiter.spb.ruНо все это уже, как говорится, в прошлом, туда вы опоздали.
А вот на глобальный фестиваль «Вело-Питер», который пройдет в выходные где-нибудь в середине сентября на поляне у озера Верхолино (железнодорожная станция Орехово), вполне можете попасть. Палатку на багажник – и вперед. И не стоит стесняться, если вы малоопытный новичок: там рады каждому, подходящая трасса найдется – не бойтесь. Это самый масштабный велофестиваль в Северо-Западном регионе. Время, правда, не слишком-то располагающее к лесному отдыху в палатках, но тут уж ничего не поделаешь: именно 15 сентября 1801 году крепостной кузнец Артамонов прикатил на своей «двухколесной тележке» из Верхотурья в Москву – на Ходынское поле, с тех пор этот день считается днем рождения велосипеда. К нему и приурочен фестиваль.
В первый фестивальный день обычно проводят кросс-кантри и даунхилл, во второй – велоориентирование и фигурную езду с препятствиями. Вечером – песни у костра, футбол, гонки с завязанными глазами и тому подобные увеселения.
А зимой что? Велик на консервацию до следующей весны? Не спешите, потому что у вас есть возможность поучаствовать в веломасленице: поесть блинов, погонять по снегу и принять участие в уникальных соревнованиях. Например, в медленной езде по льду. Или в гонках с «ватрушками», когда один участник команды усиленно крутит педали, стараясь продраться сквозь снежные заносы, а другой сидит в «ватрушке», привязанной к багажнику велика, и усиленно гребет руками. Под занавес сжигают чучело – а какая без этого масленица?
Между прочим, именно зимой развиваются такие необходимые велосипедисту навыки, как умение ездить по мягкому грунту и удержание равновесия. Кроме того, зимние трассы – отличное средство для развития силы ног. Не заметите, как весна наступит, а с ней и открытие нового велосезона!