Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Соль земли русской

Власть / 14.11.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В толще веков теряется ее начало, а земля до сих пор полна нераскрытых тайн. Что это за место такое, Старая Ладога, и что оно значит для всех нас? Старше она других древнерусских городов или нет – точно не знает никто. Никто, кроме тех, чьи погребальные курганы разбросаны по округе, да Седого Волхова – реки, которая, в отличие от реки времени, умеет течь вспять.

Да, такое бывало не раз. Озерные системы Ладоги и Ильмень-озера порой действуют как сообщающиеся сосуды. Когда уровень Ладоги резко поднимался, Волхов нес ее студеные воды на юг, словно стараясь остудить буйные новгородские головы во времена судьбоносных событий.

Археологические раскопки последних десятилетий позволяют утверждать, что Ладога с первых страниц своей истории была крупным портовым центром. Первые следы строительной активности датируются не позднее 753 года. Вполне возможно, что все начиналось с лоцманского поселка. Сперва местные жители кормились от купеческих щедрот, проводя небольшие суда через самые опасные на реке пороги. Они же снабжали купцов провизией, оружием и необходимыми в пути вещами.

Примечание

В конце VIII века Ладога становится известна как ключевой населенный пункт на пути «из варягов в арабы». Этот путь соединял (через Волгу) Балтийское и Каспийское моря. Знаменитый же путь «из варяг в греки», через Днепр в Причерноморье и Византию, был освоен столетием позже.

Впервые в летописных источниках Ладога упомянута в 862 году в числе древнейших городов Руси, вместе с Изборском, Муромом, Полоцком, Белоозером, Ростовом и, конечно же, Новгородом, куда легендарный конунг Рюрик перенес столицу после 864 года. Как известно, княжить он пришел в Ладогу после смерти словенского князя Гостомысла. Поэтому первый княжеский стол Руси (как мы ее определяем, ассоциируя с этнической или профессиональной группой пришельцев) здесь.

Во времена Рюрика многоязыкий торговый град процветал и славился торжищем, ремесленниками, оружейниками, лоцманами, имел большие гостевые дома для заморских купцов, зимовавших здесь перед выходом в Балтику. Почему Рюрик избрал Новгород, до сих пор горячо спорят.

Почти в любой стране в разные исторические промежутки можно найти два города, претендующих на первенство. Как правило, это политический центр и торговый город-порт. Вот и Новгород с Ладогой во времена Рюрика находились примерно в одной «весовой категории». Оба были портами на одном и том же водном пути, оба разноязыкими. В Новгороде выбирали князей и развивали ремесла, а в пограничной Ладоге держали основной гарнизон, также развивали ремесла и устраивали самое главное торжище.

Продолжателем дела первого русского князя стал его сродственник Вещий Олег. Ладога, ее жители (теперь уже и варяги) по-прежнему защищали новгородские земли от угрозы с севера. В 882 году Олег повелел построить каменную крепость, которую через семьдесят пять лет после его смерти, в 997 году, разрушили норвежцы.

Как известно из новгородской летописи, Олег умер в Ладоге, в солидном возрасте, от укуса змеи. По народной легенде, знаменитый витязь похоронен на берегу Волхова в самом большом кургане. Как правило, это первый туристический ориентир из трех основных (еще часть крепости ХVI века и храм св. Георгия XII века), который жаждут увидеть наши сограждане. А кто в этом виноват? Конечно же, Пушкин. Жаль, что поэт не посвятил подобную балладу князю Александру Ярославичу, в жизни которого Ладога тоже значила немало.

Кстати, сопки, как их называют археологи, скорее всего, служили родовыми святилищами, и в них изначально никого не хоронили, а возможно, сжигали на вершинах тела усопших или предавали земле подле. Их появление относят к рубежу IX и X веков. Во всяком случае, Олег, по Пушкину, не любивший волхвов, вполне мог быть христианином, похороненным традиционно. Он может лежать в земле Ладоги, а может в киевской (по другим источникам).

Но вернемся к Александру Невскому. В его время Ладога, будучи вторым по величине и значимости городом Новгородского государства, пережившая несколько осад, имела мощную каменную крепость, заложенную посадником Павлом в 1114 году. При нападении шведов в 1164 году крепость устояла, а враг был отогнан к реке Воронеге и там наголову разгромлен. Этой победе обязана своим появлением церковь св. Георгия – самый древний каменный храм на территории Северо-Западной Руси (1165–1166 гг.).

Когда новгородские князья шли воевать, вече решало: дать им объединенные дружины и ополчение или нет. Если ответ был отрицательным, то в поход шли добровольцы – отдельные бояре со своими отрядами и те, кто к ним примыкал. Ладожане с посадниками обычно принимали участие во всех походах, так как первыми встречали врага и зависели от помощи новгородцев. Кроме того, князь мог рассчитывать на отряды вассальных народов: води, ижоры, карелов (еще Вещий Олег ввел практику набора в свою дружину воинов из финноугорских народов).

Когда князь Александр в 1240 году решил выступить с малой дружиной против вошедших в Неву шведов, Новгород войска не дал, но ладожане не подвели. Они помнили, как когда-то вовремя подоспевшие новгородцы спасли город и помогли их дедам разбить шведов. Предки оказались очень дальновидны, поставив каменный храм – напоминание об общей победе.

По одной из версий, Александр шел к берегам Ижоры через Ладогу и долго молился в церкви св. Георгия. И Бог его услышал.

Примечание

К поездке в Старую Ладогу нужно готовиться основательно. Это не то место, куда можно приехать на день. Чтобы разглядеть и почувствовать его, требуется больше времени.

Значение военного города-купца для общности народов, проживавших в Приладожье, Поволховье и Приневье, становится понятней, когда узнаешь, что в конце XII века на территории крепости и посада действовали шесть каменных храмов, украшенных фресками.

В окладных книгах конца XV века указывается, что Ладога, как и Новгород, делилась на концы. Их перечисляется пять: Климентовский, Никольский, Спасский, Богородицкий, Семеоновский. Как видно из названий, они происходят от монастырей или храмов. В разное время в городе и на посаде насчитывалось восемь церквей и пять монастырских обителей. Сегодня здесь два возрождающихся монастыря и шесть церквей. Но есть факт просто потрясающий: первый католический храм был построен в Ладоге в 1060 году немецкими купцами. Он, по всей видимости, находился на Варяжской улице. До рождения Александра Невского было еще 160 лет.

В одной статье перечислить все военные вехи Старой Ладоги невозможно. Шведы на протяжении столетий регулярно появлялись под стенами крепости и несколько раз ее захватывали. Дольше всего они владели первой русской столицей в Смутное время – целых семь лет (1610–1617).

Неискушенный любитель истории с удивлением обнаружит, что Старая Ладога припасла для него не только эхо минувших сражений, крепостные стены, могилу Вещего Олега и намоленные камни православных обителей.

В доме купцов Калязиных туристов ждет Музей купеческого быта, посетив который можно составить представление о жизни торговых людей глубинки конца XIX – начала XX века. Тогда купцов в Новоладожском уезде насчитывалось 232, а 87 из них были крупными землевладельцами. В самой же Старой Ладоге в 1913 году были семь отдельных лавок, винный погреб, гостиница и четыре чайных заведения. С тех славных времен в черте поселка остались горные выработки песчаника, в наши дни объявленные памятником природы. Эти пещеры сродни Саблинским, и в одной из них также зимует популяция летучих мышей. Местные мальчишки до сих пор ищут в пещерах золотой саркофаг Рюрика.

Примечание

Волховские берега с их природной красотой и богатейшей древней историей постоянно привлекали внимание известных живописцев. Айвазовский, Кипренский, Орловский, Рерих, Кустодиев – все они любили бывать в усадьбе «Успенское» у гостеприимных хозяев – помещиков из дворянского рода Томилиных-Шварцев.

В каменном флигеле усадьбы, ныне собственности Староладожского музея, известный меценат Алексей Томилин хранил богатейшее собрание живописи и графики, в том числе крупнейшую в России коллекцию рисунков и офортов Рембрандта, которую после 1917 года конфисковали и передали Русскому музею.

Жирный крест на процветании Ладоги попытался поставить Петр I, повелев в 1704 (по другим данным, в 1703) году основать Ладогу Новую, превратившуюся впоследствии в главный купеческий город губернии.

Все началось с судоверфи и нагнанных из северорусских городов двух тысяч работников. Сюда же царь повелел переехать на жительство многим ладожанам, а из Центральной России перебросил несколько пехотных полков. Собственно, с этого момента город и получил название Старая Ладога.

Староладожские купцы переезжали на новое место со своим храмом. В древние времена каменный собор св. Климента был главным православным приходом Ладоги. Первое летописное упоминание о нем относится к 1153 году. Во времена Петра разрушающийся храм разобрали и возвели вновь в нескольких километрах.

Священник Афанасий Васильев писал в челобитной новгородскому митрополиту Иову: «В прошлом, 1703, году по твоему архиерейскому указу и грамоте соборная церковь священномученика Климента перевезена в Новую Ладогу и поставлена, и мы, богомольцы твои, перевезлися и живем домишками, и окладного жалования нам не положено, в Старой Ладоги у нашей церкви были в приходе, и те ныне приходят в Новыя Ладоги в Николаевской Медведской монастырь».

С первых лет своего существования новый порт в устье Волхова получил статус города-гарнизона. В числе прочих здесь квартировал и Суздальский пехотный полк, знаменитый тем, что в 1763–1769 годах им командовал Александр Васильевич Суворов. Оказывается, Новая Ладога – родина знаменитого «Полкового учреждения» – правил по воспитанию «чудо-богатырей» и несению службы, составленных будущим генералиссимусом. В уютном и интереснейшем Новоладожском краеведческом музее есть отдельный зал, посвященный Суворову.

На мой взгляд, Старую Ладогу невозможно прочувствовать без Новой. Пусть формально это два разных населенных пункта, но они составляют и дополняют исторический образ русского города-крепости, соединившего Восток и Запад на своем многоязыком торжище. Без торговли и путешествий не было бы прогресса – это так же верно, как и то, что, для того чтобы любить свою Родину, нужно ее знать.

В избранном В избранное
1492
Предложения