Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Эксперты на выезде

VIP-недвижимость / 06.12.2007

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Я всегда с недоверием относился к соревнованиям и конкурсам, в которых невозможно определить победителя при помощи количественных характеристик (голов, очков, секунд). Действительно, как можно из ряда красавиц выделить самую-самую? Или из дюжины абсолютно одинаковых, записанных в студии песен в «фанерном» исполнении одинаковых певиц выбрать лучшую песню фестиваля?

Я всегда полагал, что победил тот, кто больше «заслал» экспертам, жюри или тому, кто в закрытом помещении принимает решение либо озвучивает результат, который нужен какому-нибудь «большому папе».

Когда меня пригласили в экспертные советы обоих прошедших в этом году в Санкт-Петербурге конкурсов на лучший коттеджный поселок, я подумал, что быть экспертом — это, конечно, почетно. Но, кроме того, это бремя ответственности за результат, а также реальная возможность потерять собственное лицо в случае принятия необоснованного навязанного или нашептанного кем-нибудь решения. Задачка оказалась довольно сложной: из очень разных поселков выбрать лучший по довольно-таки расплывчатым и неформализованным критериям. Поэтому процедуру пришлось максимально формализовать, использовав некоторые механизмы, почерпнутые из разных областей знаний.

Идея

Конкурс на лучший в своей номинации коттеджный поселок — есть нечто среднее между выбором самой эффектной цветочной композиции и формальной процедурой подсчета баллов в фигурном катании: предполагается, что судьи не только ориентируются на собственные вкусы и пристрастия, но и хорошо представляют предмет обсуждения и одинаково воспринимают формализованные признаки, по которым производится оценка. Выбор победителя должен быть обоснованным, а также предусматривать возможность представления аргументации всем заинтересованным сторонам и просто любопытным.

При этом в случае разногласий среди членов экспертного совета решение не должно определяется большинством голосов. Именно по причине отсутствия формализации критериев необходимо стремиться к консенсусу путем обсуждения и доказательства обоснованности своего мнения. При разногласиях и спорах возникает необходимость изменить или уточнить формулировки номинаций или описывающих их критериев, но это можно сделать только к следующему конкурсу. Таким образом, у организаторов появляется необходимый опыт, которого пока не хватает.

История с географией

До сих пор на рынке малоэтажного и коттеджного строительства мы были свидетелями и участниками четырех таких соревнований. Дважды проводился конкурс с помпезным названием «Ежегодная национальная независимая премия за достижения в области загородной недвижимости», учредителем которого является продюсерский центр «Гранд Лайф» (назовем его «московский»), и дважды — «Лучший коттеджный поселок Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Общественное признание», организованный Ассоциацией «Загородная недвижимость» («питерский»).

Всякий раз число участников несущественно превышало число номинаций. Эксперты и жюри не особенно ломали голову, решая, кому присудить тот или иной приз. В прошлом году случился казус: практически на всех участников хватало призов и номинаций. Хорошо или плохо? Можно, конечно, позубоскалить относительно «раздачи слонов» всем пожелавшим их получить. Но после изучения круга победителей становится понятно, что ситуация вполне объективна: действительно, с такими трудно было тягаться. Кто считает иначе, пусть первый бросит в экспертный совет камень и предложит свой вариант победителя, даже не принимавшего участия в состязании.

Процедура

Сначала претенденты предлагают экспертному совету презентацию материалов о своем поселке. Презентация — это рассказ, который сопровождается фильмом, информационными и рекламными материалами — всем, что обычно предлагается потенциальному покупателю коттеджа. В результате создается первое и весьма важное представление о существующем, строящемся или проектируемом поселке. От качества материалов зависит формирование позитивного впечатления об объекте у членов экспертного совета. Следующий этап — организация посещения экспертным советом поселка (или территории, где он будет построен). Как правило, за день экспертный совет знакомится с несколькими поселками, оптимизируя затраты времени на просмотры (экспертиза — это общественная работа или почетная обязанность?).

Примечание

Основной целью «полевых исследований» является подтверждение соответствия содержащихся в рекламе утверждений фактическому состоянию. Поэтому среди членов экспертного совета есть специалисты, способные сформулировать вопросы, увидеть, заметить, пощупать и оценить.

Работа не из легких, особенно не летом, когда, собственно, конкурсы и проводятся. Необходимы резиновые сапоги, соответствующая погоде экипировка и фантазия, которая позволит, например, на первоначальном этапе строительства представить будущий сад цветущим, как на фотографии из рекламного буклета. Заодно можно ознакомиться с технологиями, строительными материалами и строителями. Не все строители хотят, чтобы кто-то наблюдал процесс (как производство колбасы). Далее следует домашняя работа, когда эксперт, заполняя заранее разработанные таблицы, дает количественную оценку некоторым качественным показателям, которыми характеризуется каждая номинация.

Примечание

Разночтения в оценках и различные интерпретации обсуждаются до достижения консенсуса и принятия единогласного решения. Во всяком случае, в последний раз споры вызвала только одна номинация, и то при обсуждении не столько претендентов, сколько вопроса о принципиальном понимании термина «доступное и комфортное загородное жилье»: некоторым экспертам показалось, что при нынешних ценах говорить о «доступном» жилье неуместно.

Поэтому приз стал «специальным», и нашлось два заслуженных победителя: при вполне достойном уровне качественных показателей цены на коттеджи оказались относительно низкими (в поселках для постоянного проживания по сравнению не только с другими поселками, но и с городской недвижимостью). Завершается все вручением наград в торжественной обстановке.

Психология

Конкурсов и прочих соревновательных процедур становится все больше, и нет оснований утверждать, что они никому не нужны, кроме устроителей, для которых это бизнес. Участие в конкурсе напоминает участие в выставке, но только с обязательным распределением участников по призовым местам. Конкурс — это способ продвижения товара на рынок, возможность заявить о себе большому числу потребителей. Плюсы победителей очевидны, их не будем обсуждать.

Почему же тогда в выставках принимают участие гораздо больше желающих, чем в конкурсах, несмотря на ту же оплату? В чем причина настороженного отношения к конкурсам в кругах потенциальных участников? Я думаю, все дело в распространенном заблуждении: если участник конкурса в той или иной номинации ничего не выиграл, значит — проиграл. Тут фактор, скорее, психологический: публично претендовал на победу и не победил.

Но не победил не означает проиграл. Кто-то оказался лучше. Я бы сказал: еще лучше. Каждый, кто принимал участие в конкурсе, то есть рисковал не победить, получил опыт, доброжелательную критику, возможность посмотреть на себя со стороны потенциального покупателя, увидеть недостатки, сравнивая свои достижения с достижениями конкурентов.Каждый, кто не участвовал, — не рисковал оказаться побежденным, тем самым признал возможность проигрыша.

Сдается, что те, кто не принимает участие в конкурсах, реально оценивают свои шансы на победу, хорошо зная соперников — конкурентов. Боязнь рисковать, даже не поинтересовавшись предварительно списком участников, равнозначна отсутствию желания выиграть, что, на мой взгляд, есть признак слабости. Поэтому все, кто вышел на конкурс и рисковал не победить, заслужили уважение как экспертов, так и коллег и, конечно, потребителей, то есть покупателей коттеджей.

Вывод

Конкурса два, и это очень хорошо. Больше разных соревнований — больше объективной информации покупателям для принятия решений. Номинации в конкурсах (кроме Гран-при) совершенно разные, и суммарно их набирается под два десятка, поэтому конкурсы практически не перекрываются, не конкурируют, а только дополняют друг друга, к тому же проводятся в разное время.

Сегодняшняя неразбериха с номинациями, классификациями, наименованиями и т. д. только подчеркивает необходимость принятия хоть каких-то стандартов, которые позволят аналитикам, журналистам, продавцам и покупателям разговаривать на одном языке. Но это — отдельная тема.

«Национальная независимая премия за достижения в области загородной недвижимости «Поселок года» (весна 2007 года)

Состав экспертного совета:

Евгений Безлюдный («Загородное обозрение»)

Виктор Березниковский («Финский дом»)

Андрей Веселов (Penny Lane Realty)

Владимир Воробьев (Penny Lane Realty)

Алексей Герасимов («Традиция»)

Ксения Гузенко («Особняк»)

Юрий Даньшов («Флагман»)

Михаил Крючкин («Петростиль»)

Номинации

(по некоторым номинациям, основанным на московской классификации поселков, премии в 2007 году не присуждались по причине отсутствия желающих участвовать или отсутствия этого сегмента рынка в Санкт-Петербурге):

Лучший девелоперский проект

Лучший таунхаус года

Лучший район малоэтажной застройки

Лучший строящийся дачный коттеджный поселок класса Comfort

Лучший строящийся дачный коттеджный поселок класса Business

Лучший строящийся дачный коттеджный поселок класса Elite

Лучший проект дачного коттеджного поселка класса Comfort

Лучший проект дачного коттеджного поселка класса Business

Лучший проект коттеджного поселка класса Comfort

Лучший строящийся коттеджный поселок класса Comfort

Гран-при

Премия «Лучший коттеджный поселок Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Общественное признание» (ноябрь 2007 года)

Состав экспертного совета:

Леон Адамович («Виссманн»)

Евгений Безлюдный («Загородное обозрение»)

Юрий Захаров (СФ «Мера»)

Маргарита Кондрашук («СМ Коммуникации»)

Владимир Майоров (Ассоциация «Загородная недвижимость»)

Роман Певзнер («Термоклинкер»)

Владимир Петров (СФ «Русь»)

Вячеслав Тесаков («Равелин»)

Номинации

Лучшее инженерное обеспечение и максимальная безопасность

Лучшее место расположения и транспортная доступность

Лучшая архитектурная концепция коттеджного поселка

Лучшее социально-бытовое и культурно-досуговое обеспечение

Лидер продаж 2007 года

Лучшая экология коттеджного поселка

Доступное и комфортное загородное жилье

Гран-при

В избранном В избранное
1075
Предложения