Акцент на функциональность света в саду — тяжкое наследие советской эпохи. Освещение по принципу «Дорожку видно — и ладно» нельзя считать светосценарием. Между тем садовое освещение — это целый мир, способный отражать эмоции, создавать настроение, формировать радостное мироощущение. Конечно, оно не должно вступать в противоречие с функцией, не должно быть искусством ради искусства. Но и о красоте забывать нельзя. В идеале грань между функциональным и декоративным освещением практически не определяется, по крайней мере неспециалистами.
Слагаемые световолшебства
Чтобы чудо преображения придомовой территории состоялось, работать с проектом освещения должны узкие специалисты — светотехник с архитектором. Именно им наиболее очевидны и места, где следует установить осветительные приборы, и типы поставщиков света, которых на сегодняшний день не так уж мало.
Заливающее освещение — наиболее простой функциональный прием, который применяется для освещения территории или периметра участка. На высоких опорах размещают прожектор заливающего света. Часто практикуется кратковременное включение этого светоносителя лишь для создания световой дорожки, облегчающей парковку въезжающим на территорию автомобилям. Такое использование отчасти объясняется тем, что прожекторы всегда были крайне энергоемким оборудованием. С появлением экономичных светодиодных разновидностей стало возможно использовать прожекторы в темное время суток постоянно. Они нередко становятся источником цвета в ночи и позволяют высвечивать отдельные крупные объекты — «положить большое световое пятно», выражаясь языком светотехников. Если усадьба велика и состоит из нескольких строений или архитектура дома такова, что его крыша имеет сложный рельеф, такое освещение дает возможность положить несколько световых пятен и тем самым обыграть проект, причем придав ему тот самый эмоциональный окрас, который и является главной задачей грамотного освещения. В этом случае можно еще и менять цвет прожекторов, а тем самым и облик дома…
Примечание
Заливающее освещение приобретает особую актуальность в охраняемых коттеджных поселках, где хозяевам домов уже не нужно обносить участки глухим забором. Даже при отсутствии ограды границы могут быть обозначены с помощью света — прозрачная стена светового потока не защитит от проникновения, но четко очертит приватную территорию.
Таким образом, практичность и декоративность заливающего светодиодного освещения разграничить крайне сложно.
Кроме того, преимуществом любого заливающего освещения является отсутствие эффекта ослепления, характерного для источников прямого света, к которым относятся основные элементы общего освещения сада: фонари, болларды и точечные источники света. Человек воспринимает свет позитивно, только когда он не ослепляет его. Использование разнообразной арматуры и рассеивателей света (стеклянных, ручного изготовления, пластмассовых) позволяет обеспечить достойный уровень комфорта. Прямой свет не ослепляет, если распространяемый отраженный свет проходит через защитный экран или фильтр, или же источник света утоплен в корпусе светильника. Только учтя это и выбраковав некомфортные фонари, можно озадачиться поиском среди «правильного» ассортимента осветительных приборов наиболее подходящих стилистически. Подобрать можно не только нужную конфигурацию, цвет и размер плафонов, но и необходимую высоту светильников. Неудачные светильники при хорошем доме на сегодняшний день можно счесть дурным тоном, ведь светильник — та же малая архитектурная форма, как беседка или скульптура в саду. И надо заметить, что дорогие модели и служат дольше, и качество света предлагают, как правило, куда лучшее, чем дешевые.
Маркировочное освещение служит для обозначения границ того или иного участка сада посредством светового контура, выделения границ пешеходных и автомобильных дорожек или обозначения направления движения. Выбор средств огромен. Это могут быть полуметровые столбики-болларды, оптоволоконное перевернутое «звездное небо», светящаяся брусчатка и т. д. Общее требование для таких осветительных приборов — высокая степень защиты от механических воздействий. Например, ударопрочное стекло светящейся брусчатки выдерживает вес до 2000 килограммов.
Одним из самых эффектных приемов считается освещение растительности и малых архитектурных форм на участке. Используются как минимум два основных принципа распространения света: с поверхности земли — прожекторами, переносными светильниками на остром столбике типа «спайк», и сверху — осветительными приборами, не наносящими вреда растениям. Главное требование при использовании подсветки — «невидимость» источника света: он должен быть максимально замаскирован. Как и во всяком серьезном деле, здесь масса нюансов. При подсветке больших деревьев, например, нужно учитывать форму их кроны: для раскидистых используются встроенные светильники с широким углом светового потока, для березы — источник света со средней шириной пучка, для сосны — с узким и т. д.
Освещение садовой скульптуры — особое искусство. В частности, если подсветить, скажем, фигурку льва светильником, встроенным под ним в землю по центру, не исключено, что она может и напугать кого-нибудь. Поэтому, чтобы добиться максимальной эстетичности, осветительные приборы необходимо установить с двух сторон от скульптуры, и поток света от одного должен быть менее мощным, чем от другого. Но и это еще не все: при освещении малых архитектурных форм в саду нужно учитывать их пропорции и отражающую способность материала.
Интересно проектирование малых архитектурных форм со встроенным освещением, особенно если украшения имеют светопро- зрачные элементы. Светодиоды и оптоволокно позволяют создавать сверхминиатюрную подсветку, что открывает в этой области новые горизонты.
Отдельная статья садового света — освещение водоемов. Это наиболее сложный, налагающий определенные технические требования, но в то же время благодарный прием, обеспечивающий при правильном применении удивительные эффекты. Здесь первостепенное условие — использование осветительных приборов, питающихся от напряжения не выше 12 вольт. Таковы герметичные галогенные (металлогалогенные) и светодиодные светильники. Оптимальны гибкие волоконные светодиоды, снимающие проблему контакта токоведущих частей с водой. Благодаря замечательным оптическим свойствам воды, освещение водопадов, ручьев, фонтанов, бассейнов и прудов создает удивительные по красоте ландшафтные картины.
Примечание
При организации световой сцены замечательной находкой может быть отражение наблюдаемой картины в водной глади. А для движущейся и аэрированной воды наиболее эффектна подсветка изнутри.
Освещение бассейнов открывает неограниченные возможности для воплощения любых фантазий дизайнеров. Так же, как и в архитектурном освещении вообще, здесь преобладают два основных подхода. Классический базируется на использовании мягкого, заливающего освещения, подчеркивающего естественную красоту бассейна в вечернее время и обнаруживающего все то, что скрыла бы тьма. Второй подход, так называемый световой авангард, предполагает формирование совершенно нового, феерического, отличного от дневного образа сооружения. Это своего рода театр: вода неожиданно окрашивается в необычные для нее цвета, от ярко-желтого и до розового и сиреневого; контур бассейна благодаря специальной подсветке постоянно находится в иллюзорном движении.
Освещение фасада дома является частью общего освещения с элементами маркировочного. При этом имеют значение как композиционные особенности объекта — размеры, структура, архитектурный стиль, характер пластики, а также фактура и цвет облицовочных и строительных материалов, — так и расстояние и сторона, с которых будет наблюдаться дом. Для освещения вертикальных поверхностей чаще всего используют специальный отражатель, направляющий максимум света под углом к оси прожектора.Очень тонкое дело — освещение колонн, которые характерны для домов в классическом стиле. Обычно на них направляют свет прожекторов, установленных перед фасадом. Типичная ошибка при освещении колонн — сильный световой контраст освещенной наружной части и заколонного пространства. Для освещения колонн снаружи прожекторы устанавливаются напротив фасада, и с исключением всякого экранирования. Если пространство перед зданием представляет собой пешеходную зону, осветительное оборудование следует расположить выше человеческого роста (на опоре, на ограде и т. д.). Если рядом растут деревья, необходимо учесть пышность листвы летом. Еще один способ подсветки колонн — освещение заколонного пространства прожекторами или потолочными светильниками. В некоторых случаях оно освещается ярче, чем сами колонны, — это решение противоположно дневному освещению и весьма декоративно.
Возможно бесконечное множество вариантов освещения одной и той же территории. В среднем реализация полноценного светопроекта обходится в 1500–2000 у. е. за сотку. Но эстетический эффект профессионально организованного освещения не определяется рамками экономических подсчетов — искусство не измеряется деньгами.