Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Престижный отдых а-ля рус

Отдых в Лен.области / 29.02.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Северо-Западный регион как будто создан для того, чтобы сюда приезжали из разных уголков земного шара полюбоваться памятниками старины, красотами природы, отдохнуть душой и телом. И туристическая отрасль здесь давно и прочно встала на ноги.

Однако время всегда требует перемен: в хо­де 17-й де­ловой встречи профессионалов турбизнеса «Интурфест’2008», состоявшейся в Санкт-Петербурге в начале февраля, была представлена принципиально новая маркетинговая политика продвижения региона на мировом туристическом рынке. Немаловажное место в ней уделено загородному отдыху на территории Ленинградской области и деревянному домостроению а-ля рус.

В войне рекламных бюджетов нужна только победа

Для начала несколько слов о ситуации в целом. Как сообщил корреспонденту «ЗО» перед открытием «Интурфеста» вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Корнеев, в последнее время на Северо-Западе наметился ряд положительных тенденций. Во-первых, активно развивается деловой туризм, причем продолжительность высокого сезона, в течение которого представители бизнес-сообщества приезжают на форумы, конгрессы и съезды, увеличивается. Во-вторых, количество отечественных туристов только за последний год возросло на пять процентов. «Заграница во многом утратила ореол загадочности — наши туристы возвращаются в Россию, правда, возвращаются более опытными и искушенными туристами, знающими, что такое качественный сервис», — заметил господин Корнеев. В-третьих, туроператоры фиксируют рост интереса к эко- и агротуризму (об этом мы поговорим отдельно, ибо тема непосредственно касается Ленобласти и деревянного домостроения). Наконец, значительно расширилось количество культурных и разного рода событийных мероприятий: только в 2007 году только в Петербурге состоялось свыше 250 фестивалей! «Мы не хотим быть регионом-однодневкой. Наша задача — борьба за постоянных клиентов, а им не в последнюю очередь интересны событийные вещи», — подчеркнул вице-президент РСТ.

Но не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. На мировом туристическом рынке, по образному выражению Сергея Корнеева, развернулась самая настоящая война рекламных бюджетов. На сегодняшний день одна у. е., вложенная в рекламу какого-либо туристического продукта, дает 15 у. е. в качестве прибыли! Именно на усиленной, агрессивной рекламе «приподнялись» такие ранее малоизвестные массовому туристы страны, как Индия, Турция и Китай. Мы в этой условной войне пока проигрываем. Изменился и сам турист. «Все больше людей едут не с целью посетить какой-то конкретный музей, а в дестинацию Петербург. Для них город и его окрестности — одна большая «игровая площадка». И контингент не тот: раньше в основном приезжали американские пенсионеры, сейчас — представители европейского среднего класса с семьями и детьми», — подметил вице-президент РСТ.

Люди уже не хотят пассивно потреблять некий продукт, который им предлагает туристическая фирма, им хочется самим принять участие в формировании этого продукта — исходя из своих желаний и финансовых возможностей. Для этого необходимо ознакомиться с теми возможностями, которые есть в выбранном регионе, сформировать некий эксклюзивный туристический пакет — и получить удовольствие по полной!

Примечание

В Госдуму направлен законопроект, облегчающий систему регистрации иностранных туристов. В настоящее время для регистрации иностранцев необходимо направлять уведомления об их прибытии из отелей в органы миграционного учета — процедура получается громоздкой и неудобной. После принятия закона российским отелям вернут право самостоятельно регистрировать подданных других государств.

Чтобы не только сохранить, но и укрепить позиции на рынке, РСТ выработал новую маркетинговую политику. Если раньше города и веси нашего региона продвигали себя на мировом рынке самостоятельно (Петербург рекламировал белые ночи и Эрмитаж, Новгород — Кремль, Республика Коми — национальный парк), отныне региональный туристический продукт будет продвигаться в целом. Определили «якорные» проекты, которые могут заинтересовать туристов: в Санкт-Петербурге — городской карнавал, Международный Дягилевский фестиваль и грядущее 300-летие города Пушкина, в Ленинградской области — агротуризм в сельских домах, в Калининграде — поселок Янтарный (с музеем янтаря) и этнографическо-ремесленный центр «Рыбацкая деревня», в Архангельске — фестиваль джаза на Соловках и т. д. Задача — разрекламировать регион, показать все его достоинства. И заманить путешественника. А уж он сам решит, как составить свой маршрут. Один захочет посетить музей Петербурга, потом съездить на рыбалку в Карелию и под занавес — побродить по Новгородскому кремлю. Второй пожелает ознакомиться с красотами северной столицы, но жить — за городом, на природе. Третий предпочтет сплавиться на байдарке по Лосевскому порогу, съездить в Великий Новгород полюбоваться древнерусскими иконами и посетить новую экспозицию Эрмитажа.

В спа-отелях пожили — добро пожаловать в избу!

На мировом туристическом рынке начинают активно продвигать агротуризм в Ленинградской области. На выставках, презентациях и в туристических офисах, которые разместятся в самых крупных странах мира и российских регионах, потенциальным клиентам станут показывать, как это здорово — пожить недельку-другую на природе, в рубленом доме. Бродить босиком по утренней росе, пить не свежевыжатый апельсиновый сок, а парное молоко, нежиться не в спа-бассейне, а в русской бане...

Как поведала корреспонденту «ЗО» исполнительный директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Юлия Рыбакова, в Ленобласти разработана специальная программа поддержки агротуризма, власти работают с предпринимателями, специализирующимися в этом сегменте туристического рынка. «Мы будем поддерживать на уровне маркетинга, включать их в наши проекты. Во-первых, Ленинградская область является рекреационной зоной для Санкт-Петербурга, и крайне важно развитие именно такого вида отдыха. Во-вторых, рядом Москва, где рынок агротуризма давно перегрет, спрос очень большой, а предложений не хватает...» — сообщила госпожа Рыбакова. Она считает, что отдых на природе будет интересен как отечественному, так и зарубежному туристу. Но западным гостям потребуются качественный сервис и услуги на европейском уровне. Они с удовольствием заплатят за то, чтобы пожить в доме с резным крыльцом, полатями и настоящей русской печкой, но будут шокированы, если, отправившись в лес за грибами, увидят замусоренную поляну, и больше уже никогда сюда не приедут. Западники готовы включиться в игру: доить корову, пасти коз и даже пользоваться традиционным деревенским отхожим местом! Но при этом российская буренка должна быть ухожена, как ее голландская родственница, а пудр-клозет — сверкать чистотой.

Агротуризм, по мнению специалистов РСТ, потребует дальнейшего развития качественного деревянного домостроения в классическом русском стиле. В идеале необходимо воссоздать подворье — с большим, просторным домом из калиброванного бревна и всеми дворовыми постройками, включая сарай, хлев и непременную баню. Подобные «гостевые дома» в Ленобласти есть, но массовый турист о них не знает. Если у РСТ действительно получится заинтересовать жителей московского региона и «перетянуть» их для сельского отдыха в окрестности Петербурга, это уже будет существенный прорыв. Иностранцы — следующий этап. Потому что в настоящее время достойный их внимания агротуристический продукт только формируется.

Примечание

Развитие в Ленобласти модного в настоящее время автотуризма, по оценкам РСТ, пока вряд ли возможно, хотя места здесь весьма интересны для автопутешественников. Причина — плохое состояние дорог, отпугивающее не только западных, но и отечественных туристов, недостаточно развитый сервис и отсутствие сети придорожных кемпингов европейского уровня.

Не следует забывать, что агротуризм — «якорный» туристический проект для Ленинградской области, который может «потянуть» за собой и остальные направления, в частности военно-патриотический, экологический, историко-познавательный туризм. Ведь поселившись в доме где-нибудь в Приозерском районе, гость издалека явно захочет побродить возле древней крепости Копорье, поглазеть на захватывающие рыцарские турниры и прикоснуться к боевым машинам времен Второй мировой войны, обнаруженным поисковиками в топких ленинградских болотах.

Во время работы «Интурфеста» операторы активно обсуждали новое направление в маркетинговой политике и пришли к выводу, что это единственная возможность удержать позиции именно сейчас, когда страны Европы и Азии активно наращивают свое присутствие на мировом рынке туристических услуг.

Но маркетинговой презентацией форум не ограничился. На одном из представительных семинаров обсуждались правовые аспекты туристической деятельности. Финансовые гарантии («ЗО» подробно освещало эту скандальную историю в 2007 году, см. www.zagorod.spb.ru) уже не так тревожат бизнес-сообщество, к новым правилам игры приспособились без особых потерь. Новая тема — необходимость согласно вступившему в силу Гражданскому кодексу с 1 января 2008 года дать своему предприятию фирменное название и зарегистрировать товарный знак. Здесь масса ограничений. Например, те туристические фирмы, которые использовали в своих названиях объекты культурного наследия, памятники федерального значения, тем более названия городов, стран, регионов, обязаны при регистрации «сменить вывеску». А в логотипе компании нельзя использовать элементы государственной символики, гербов, флагов, государственных наград и т. д. Подобного рода новшество вызвало неоднозначную реакцию, но закон есть закон.

Затронули на «Интурфесте» и проблемы классификации гостиниц и качества обслуживания в сфере гостеприимства. Гостей Северо-Западного региона по-прежнему не устраивает отсутствие твердых тарифов на услуги отелей. В прошлом году РСТ вроде бы достиг с владельцами гостиниц джентльменского соглашения не поднимать цены во время высокого сезона, но, как только началось бронирование номеров на Международный экономической форум, гостиничное проживание и сервис подорожали так, что даже представители деловых кругов от удивления разводили руками. В связи с этим высказывалась мысль о более активном использовании отелей на территории Ленобласти и в ближайших к Петербургу районах. Трудность лишь в том, что пока там мало отелей достаточной для высоких гостей «звездности»...

Нельзя не упомянуть и о «круглом столе», посвященном развитию культурного туризма в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе. Основные объекты культурного показа (Эрмитаж, Петропавловка, Янтарная комната, дворцы Петергофа и Гатчины) можно пересчитать по пальцам, какими-либо новациями турфирмы не занимаются. Новых брендов создается очень мало, и продвигаются они с большим трудом. Осенью 2008 года в Петербурге пройдет Форум по культурному туризму, где эти вопросы обсудят подробнее. К этому времени новая маркетинговая политика, на которую так уповает туристическое бизнес-сообщество, уже должна принести первые плоды...

В избранном В избранное
1168
Предложения