Как обычно, ранней весной у садоводов возникает масса вопросов организационного характера, ответы на которые мы получили, пообщавшись со специалистами.
Граница — на замке
Сначала — о бумажных делах. В свое время садоводы (а большинство из них пенсионеры с весьма скромными доходами) были возмущены необходимостью проводить межевание участка и составлять кадастровый план. Самостоятельно это сделать практически невозможно, услуги коммерческих компаний недешевы. Правление Союза садоводов России поставило вопрос на уровне федеральных законотворцев, и были внесены поправки. По словам специалиста организационного отдела управления по развитию садоводства и огородничества Петербурга Ольги Кривошеевой, это совсем не означает, что о межевании можно забыть. Если у садовода нет конфликта с соседями, можно самостоятельно составить план участка, указать его границы, согласовать границы со всеми соседями и отдать этот документ для регистрации и получения кадастрового номера. Но если хотя бы один сосед не согласует границу участка, придется заказывать топогеодезическую съемку, проводить размежевание, согласование, готовить полный пакет документов и решать конфликт в судебном порядке.
Примечание
В пригородных районах Санкт-Петербурга и на территории Ленинградской области зарегистрировано три тысячи садоводческих массивов, которые занимают площадь около шестидесяти тысяч гектаров. В некоторых крупных массивах летом проживает до ста тысяч человек, однако садоводства до сих пор не имеют статуса сельских или временных поселений.
Конфликтов, надо сказать, немало. Их истоки, как полагает госпожа Кривошеева, надо искать отнюдь не в склочности характера отдельных собственников земли, а в не таком уж далеком и безмятежном советском прошлом. Когда все вокруг было общим, земля не стоила ни копейки, садовые участки огораживали на глазок, тропинки прокладывали где удобно, «прихватывали» землю в непосредственной близости от водоемов. Когда землю оценили (причем не в рублях, а в условных единицах) и потребовалось восстановить границы участков, как того требует закон, началось выяснение отношений по принципу: «Я здесь всегда укроп выращивал, а вот по этой дорожке еще мой дедушка за водой ходил!»
«Конечно, составление полного пакета документов обходится дорого, фирмы в зависимости от особенности выполняемых работ берут от 8 до 15 тыс. рублей. Но зато у садовода будет полная гарантия, что участок можно передать по наследству или продать. При этом проблем не возникнет», — поведала Ольга Ивановна.
А вот оформлять участок в собственность или нет — решать самому владельцу. Даже если заветные шесть соток не приватизированы, никто с них не выгонит.
В области платят, в городе — нет
Далее — о денежных тратах, к которым надо готовиться уже сейчас. Баллотируясь в Государственную Думу, председатель Союза садоводов России Василий Захарьящев в предвыборной программе заявил о необходимости освобождения садоводов от всех налогов, прежде всего — от налога на землю. По заверению Михаила Большакова, помощника депутата Захарьящева и руководителя пресс-службы Союза садоводов России в одном лице, Василий Иванович намерен приложить максимум усилий для выполнения предвыборной программы.
Пока же ситуация такова: от уплаты налога на землю освобождены пенсионеры, садоводства которых находятся в пределах Санкт-Петербурга. В области налог на землю оплачивают, причем в каждом районе установлена своя шкала. Управление по развитию садоводства пытается как-то урегулировать эту проблему с региональным руководством, дабы минимизировать налог или отменить его вовсе, перенаправив высвободившиеся средства на развитие инфраструктуры садоводств, но пока — безуспешно.
С электричеством — тоже парадоксы, но уже несколько иного плана.
«Посмотрите, что получается. Стоит огромное садоводство, тысячи участков, а рядом с ним — крохотное село на несколько десятков дворов. Садоводы платят за киловатт 1 руб. 86 коп., а жители сельского поселения — почти в два раза меньше. А все потому, что садоводства не имеют статуса сельского или временного поселения. Эту проблему также придется решать на федеральном уровне», — поведал Михаил Большаков.
Примечание
В 2007 году Ленинградская область потратила 1 млрд 700 млн руб. на развитие энергоснабжения региона. Практически завершено строительство подстанции для устойчивого электроснабжения Волхова, выполнены работы первого этапа реконструкции подстанции в Выборге. Благодаря усилиям «Ленэнерго» в прошлом году в области снизилось количество отключений электричества.
Стоит заметить, что садоводам приходится оплачивать и так называемые общие потери электричества, которые зависят от степени изношенности сетей и порядочности самих садоводов — некоторые из них просто-напросто воруют электричество. С учетом общих потерь киловатт обходится в два рубля с копейками!
Но зато произошли существенные подвижки с электрификацией садоводств. Подводку высоковольтных линий к садоводствам будет частично финансировать Комитет по энергетике Смольного, а разводку внутри садоводства опять-таки частично оплатит управление по развитию садоводства. Город к тому же становится акционером «Объединенной энергетической компании», что на руку садоводам, ибо Смольный всегда поддерживал владельцев шести соток.
И еще о приятном. Льготный проезд на общественном транспорте (электрички и автобусы), а также льготное страхование автомобилистов остаются в силе. Только тем, кто льготами пользуется, необходимо своевременно, до начала садово-огородного сезона оформить все необходимые документы. Здесь новшеств — никаких, порядок оформления такой же, как и в прежние годы.
Садовый домик или трехуровневый коттедж?
И наконец, о строительстве на садовом участке. Иные садоводства за последние годы превратились в некое подобие «вороньих слободок»: ветхие, крытые шифером хибары соседствуют с крепкими деревянными домами времен хрущевской оттепели, а через дорогу можно увидеть вполне приличный коттедж, отделанный цветным лицевым кирпичом, — совсем как в дачном поселке. Можно ли строить, а если можно, то что конкретно и с кем согласовывать?
«Существует СНИП №300297, в котором четко расписано, как должно проводиться благоустройство садоводства, какие должны быть дороги, как и что можно строить на участке, и обозначено пространственное решение. Также документ прописывает, какие деревья могут расти, на каком расстоянии должны находиться друг от друга и от соседнего участка баня, дом, какие-либо приусадебные постройки», — пояснила Ольга Кривошеева.
Контролируют соблюдение этих СНИПов в первую очередь сами садоводы, а если возникают проблемы — подключаются специалисты управления. Был, например, в минувшем году случай, когда одному садоводу показалось, что у соседа на участке растут больные деревья. В управлении по развитию садоводства, куда поступил сигнал, нашли специализированную организацию, которая занимается здоровьем зеленых насаждений, провели проверку и выдали предписание: хворые деревья уничтожить! Что касается архитектурной составляющей, то она до сих пор никак не регламентируется, все зависит а) от желания и вкуса владельца участка, б) его финансовых возможностей, в) функционального назначения шести соток. В принципе почти всю территорию можно занять под дом, рядом поставить кресло-качалку, посадить куст роз — и на этом закончить садово-огороднические дела. Но только необходимо соблюдать одно правило: постройка не должна затенять соседний участок. Если же такое случится, да еще сосед окажется несговорчивым, подаст иск в суд, — запросто могут обязать если не снести грандиозное строение, то реконструировать так, чтобы тень от него не падала на соседские грядки с морковью и огурцами.
Примечание
В Санкт-Петербурге действует целевая программа развития садоводческих товариществ, рассчитанная до 2010 года. Одна из основных задач программы — реформирование садоводств в благоустроенные населенные пункты. Для решения этой задачи город ежегодно выделяет средства на развитие инфраструктуры садоводств.
Уровень развития садоводческих массивов различен, по оценкам специалистов, пока в Ленобласти нет ни одного образцово-показательного садоводства, которое можно было бы взять за некий эталон. Вопросы электрификации, водоснабжения, вывоза мусора решаются на паритетных началах: половину расходов берет на себя бюджет, половину — собственники участков. Но до сих пор нет ни одного садоводства, в котором был бы проведен газ (в лучшем случае используют баллоны), и нигде нет централизованной канализации. А без этого — какое поселение образца XXI века?
По мнению Михаила Большакова, все инфраструктурные проблемы садоводств и впредь придется решать совместно: бюджет плюс собственники земли, — чтобы через три года превратить садово-огороднические массивы в благоустроенные населенные пункты.