Еще недавно наличие той или иной инфраструктурной составляющей, а также характеристика инженерных коммуникаций были определяющими факторами выбора коттеджного поселка при условии равной удаленности от города и сходной стоимости квадратного метра. Нельзя сказать, что сегодня эти требования игнорируются, но вот что радует: одним из важнейших критериев при покупке коттеджей стала архитектура зданий и концепция всего поселка. Древнее китайское проклятие «Жить тебе в эпоху перемен» нынешним поколением россиян оценено по достоинству. Но не все перемены тягостны. Например, то, что сегодня происходит с коттеджными поселками в Подмосковье, скорее радует, чем огорчает. Покупатели стали более требовательны к пространству, в котором им надлежит жить, и это пространство уже не идентично интерьерному или ограниченному приватной территорией вокруг дома. Потенциальным владельцам загородного дома важно, по каким улицам они будут ходить, какие виды будут открываться из их окон, и т. д. и т. п.
Геннадий Стерник, профессор кафедры экономики и управления городским строительством РЭА им. Г. В. Плеханова, кандидат технических наук, главный аналитик РГР, сертифицированный РОО оценщик недвижимости, комментирует ситуацию следующим образом: «Перемены разительны. Я с 2001 года занимался вопросом архитектурных предпочтений сограждан, и должен сказать, что шесть-семь лет назад, пожалуй, только единицам было понятно, насколько важна архитектурная составляющая проекта. Покупатель не был готов к нестандартным решениям, не обращал внимания на концепцию окружающего пространства. Я разговаривал с людьми, перечислял стили, называл имена известных архитекторов — никакого отклика. Сейчас ситуация в корне изменилась. В поселках и элитного, и среднего класса архитектура как критерий стоит на первом месте, и только самые дешевые на сегодняшний день проекты поселков могут обойтись без оригинальной архитектурной концепции, при этом ликвидность их будет очень низкой. В высоком же ценовом сегменте обязательны не просто красивые дома, а наличие некой «фишки», изюминки, которая сделает поселок индивидуальным».
Примечание
Таким образом, архитектура стала обязательным элементом для позиционирования коттеджного поселка на риелторском рынке. «Фишками» при этом могут стать самые разные вещи: прежде всего, оригинальная концепция; затем материалы, из которых построены или которыми отделаны дома; непосредственно конструкция дома и, как веянье времени, интересные ландшафтные решения. Часто все это переплетается, так что довольно сложно отделить одно от другого; иногда что-то из целого списка особенностей проекта становится яркой доминантой.
Одна из наиболее популярных тем для архитектурных решений коттеджных поселков — образы старой Европы. Они действительно бесконечно трогательны, и воплощение на российских просторах маленьких европейских городов их чаще всего бывает удачным и пользуется повышенным спросом. О том, что поселок воспроизводит европейские архитектурные традиции, обычно свидетельствует его название, например: «БеНиЛюкс», «Новая Голландия», «Скандинавия». Помимо подражания европейским мотивам, тенденция последнего времени — наличие той самой «фишки», о которой говорил г-н Стерник. И примеры таких находок есть в Подмосковье.
Один из них — проект «Бельгийская деревня» от «Лоджик-Риэлти» (победитель конкурса «Поселок года-2004» в номинации «Поселок года класса De Luxe», обладатель двух золотых премий конкурса «Поселок года 2006» в номинациях «Лучшая архитектурная концепция года» и «Поселок года класса De Luxe»). Сам проект начался с бельгийского кирпича. В Бельгии используют до восьмидесяти видов кирпича, разного вида и размера, изготавливаемых ручной формовкой. Кладка в этом случае обретает необходимый историзм, традиционность, не возникает эффект новодела. Изначально из бельгийского кирпича построили здание в Москве, на Плющихе. Несмотря на то что использовался не совсем тот метод кладки, который задумали архитекторы, постройка выгодно выделялась на фоне прочих. После этого родилась идея создать целый поселок в духе Северной Фландрии. В нем крайне трудно будет найти одинаковые дома. Алексей Иванов, эксперт отдела маркетинга, говорит: «Мы используем девять типовых проектов домов, не похожих друг на друга, комфортных и довольно большой площади (самый маленький проект — 347,2 кв. м, это дом Брюгге), и отделываем их более чем десятью видами кирпича. Очевидно, что получается огромное количество вариантов, и это обеспечивает необходимую индивидуальность каждому коттеджу». Общая территория поселка также включает интересные ландшафтные разработки. Так, планируется сад Европы, с парками Франции, Греции, Голландии и т. д. Дома разнесены на приличное расстояние, с верхних этажей каждого дома открывается вид либо на озеро, либо на лес. У покупателя есть право видоизменять дом (в разумных пределах), что-либо достраивать, согласовывая вносимые изменения с архитектором. Запрещено переделывать только забор — он будет у всех одинаковый, в одном архитектурном стиле.
К слову сказать, проблема избавления от уродливого глухого забора тоже может стать изюминкой проекта. Так, например, в поселке «Графские пруды» будут сделаны максимально открытые заборы из легких стальных конструкций или кованых решеток, чтобы из каждой точки жители смогли любоваться девственной красоты лесом и видом искусственного пруда в центре поселения. При этом по «обороноспособности» такие заборы не уступают глухим деревянным или каменным — они оборудованы камерами видеонаблюдения, оптическими, индукционными датчиками и т. п.
Возвращаясь к образам старой Европы, надо отметить, что не только материал может придать «самость» коттеджному поселку. Интересный эффект дает использование нового архитектурного формата, в результате появляются такие ранее не знакомые россиянам виды домовладений, как вилетты, компаунд, кластеры, квадрохаусы, охотничьи домики, жилые курорты, ранчо. Применительно к реминисценциям на тему европейской архитектуры интересен проект «Ильинка» — первый в России поселок лэйнхаусов, ставший победителем 5-й Ежегодной национальной независимой премии за достижения в области загородной недвижимости «Поселок года-2008» в номинации «Лучший поселок малоэтажной застройки».
Примечание
Лэйнхаус сочетает все преимущества загородного дома с комфортом городской квартиры. Это нечто среднее между коттеджами и таунхаусами. В переводе с английского — «дом в переулке». Загородный дом, являющийся частью архитектурного ансамбля, созданного с учетом высоких стандартов жизни. При этом архитекторами очень удачно используется образ уютной Европы.
Каждый ансамбль компактен, в нем от двух до пяти лэйнхаусов. В «Ильинке» шесть оригинальных проектов лэйнхаусов (Ливерпульский, Мюнхенский, Туринский, Рижский, Венский и Софийский), по-разному скомпонованные, они всякий раз выглядят неповторимо. Площадь домовладений от 350 до 500 кв. м; дома отличаются не только архитектурным обликом, но и цветовой гаммой, и внутренней планировкой. Интересно, что любая сторона дома выглядит как фасадная. У каждого лэйнхауса есть цокольный этаж площадью около 90 кв. м. Ансамбли лэйнхаусов с ухоженными газонами и цветниками то образуют небольшие камерные группы, то стоят вдоль улочек и переулков, протянувшихся среди деревьев и аккуратно постриженных кустов. Первое впечатление — западноевропейский городок, сохранивший все основные черты исторической застройки. Дома стоят на небольших участках — от двух до семи соток, и это помогло решить проблему рационального распоряжения дефицитной подмосковной землей, которая в 11 км от МКАД особенно дорога.
При всей трогательности европейской архитектуры искушенному покупателю и этого мало. Самых продвинутых можно «купить» только исключительно «высокой» архитектурой. Именно такие стали целевой аудиторией при разработке резиденции «НОВОЕ M.O.N.A.K.O.V.O.» (вторая очередь строительства проекта «M.O.N.A.K.O.V.O.» от компании «Миэль–Загородная недвижимость»). Автор проекта комфортабельного современного поселка на берегу Икшинского водохранилища — известный архитектор Александр Цимайло, черпавший вдохновение в трудах культового американского архитектора начала ХХ века Фрэнка Ллойда Райта. Имя Райта и стало той самой «фишкой», которая так необходима сегодняшним коттеджным поселкам. Каждое здание поселка индивидуально и органично вписано в природный ландшафт (характерная черта архитектуры Райта). Респектабельный стиль и классические традиции модернизма воплощаются в натуральных материалах — дереве и кирпиче. Цокольные части зданий выложены из натурального камня (гранита, сланца), деревянные элементы коттеджей выполнены из лиственницы; фасад в немецком облицовочном кирпиче не выцветет и сохранит свой первоначальный вид более ста лет. Еще одной изюминкой проекта стала развитая спортивная инфраструктура — в поселке есть благоустроенный пляж и яхт-клуб. А сего в 10–15 минутах езды расположены лучшие горнолыжные курорты, гольф-клуб, конноспортивные и стрелковые комплексы.
В качестве примера поселка, оригинальностью облика обязанного прежде всего ландшафтному дизайну, можно привести Millennium Park, который был признан «Поселком года-2007» в номинации «Лучший коттеджный поселок класса de luxe». На сегодняшний день это один из лучших образцов комфортной загородной среды в Подмосковье. Территория 285 га поделена на семь кварталов в разных архитектурных стилях. Система искусственных каналов шириной до 12 м и общей протяженностью более 5 км и роскошный парковый ансамбль более 30 га превращают жизненное пространство в царство комфорта. Срок окончания строительства Millennium Park — 2009 год.
Творцами оригинальных ансамблей становятся лучшие архитекторы Москвы, а также знаменитые персонажи архитектурного мира за рубежом. Без услуг архитектурного бюро не может обойтись ни один проект. Владимир Яхонтов, заместитель генерального директора компании «МИЭЛЬ – Загородная недвижимость», считает, что российские застройщики все чаще обращаются за разработкой проектов в иностранные архитектурные бюро. Сегодня россиянам предлагают свои услуги немцы, англичане, ирландцы и многие другие. Если бюро не аккредитовано, его сотрудничество с заказчиком ограничивается разработкой мастер-плана. Мастер-план — это изображение генплана с рекомендациями архитектора по архитектурной концепции домов. На его основании аккредитованные специалисты создают проект планировки с посадкой домов, раскладкой коммуникаций и разработкой рабочей документации. Такой проект выполняется только отечественными специалистами. Размер гонорара архитектора зависит от его профессионального уровня и уровня проекта. Стоимость услуг иностранца может начинаться от 50 тыс. дол. за мастер-план. Планировочные проекты стоят около миллиона долларов. Готовые проекты — как иностранные, так и отечественные — обычно обходятся не меньше 2500 дол. При этом надзорные органы архитекторам руки не связывают. Проекты корректируются лишь в соответствии со строительными нормами и правилами, которые учитывают качество фундамента, материалов, грунта, плотность застройки и т. д.
Конечному потребителю сегодня, безусловно, важно имя проектировщика. Ценится и качество воплощения в жизнь всего, что было придумано архитекторами. Существующий огромный выбор поселков с разными концепциями позволяет рассматривать покупку загородного дома как проявление вкуса, а не как принятие навязанной застройщиками данности, что было всего лишь несколько лет назад.
Слово экспертам
Стерник Г. М., Цветков Д. В. и др.[br]
«Исследование предпочтений потребителей на коттеджном рынке подмосковья методом опроса экспертов».[br]
«МИЭЛЬ–Недвижимость», 2004[br]
По мнению 23 экспертов, давших оценку соотношения спроса на типовой и индивидуальный проект коттеджей, доля клиентов, согласных приобрести коттеджи, возведенные по типовым проектам, составляет в среднем 38,9%. Большинство опрошенных (61,1%) предпочитают коттеджи, построенные по индивидуальному проекту. Из 25 экспертов 22 указали, что имеются покупатели, интересующиеся фамилией архитектора или названием проектной мастерской. При этом доля таких покупателей ими оценена в пределах 0,0–70% (в среднем 19,2%). Наиболее знакомы потенциальным владельцам коттеджей такие фамилии архитекторов, как Асадов, Башкаев, И. Барене, Радьшин, Сихурулидзе.
Вкусы покупателей в отношении архитектуры коттеджей достаточно неоднозначны. Вопрос о том, какие же архитектурные стили считаются в настоящее время наиболее модными среди покупателей коттеджей, дал следующие результаты: наибольшую долю в спросе (50,76%) занимают коттеджи, построенные в классическом стиле. Второе место (17,80%) занимает европейский стиль. За ними следуют коттеджи в стиле модерн — 10,23% покупательских предпочтений. Немного меньше доля в спросе (10,98%) коттеджей, построенных в американо-канадском стиле, и 3,79% предпочтений в спросе покупатели отдали псевдорусскому стилю, 3,79% дворцовому и другим стилям по 1,14–0,76%. Интересно заметить, что в первой половине 90-х гг. в структуре коттеджной застройки Подмосковья превалировали коттеджи, выполненные в основном в дворцовом, средневековом замковом и северо-европейском, скандинавском стилях. Таким образом, вкусы покупателей коттеджей меняются в направлении более строгих стилей, становятся рациональнее и выдержаннее.