Коттеджный поселок — особое слово в архитектуре и в ландшафтном дизайне. Разумеется, если мы говорим о цивилизованном варианте такого поселения, где есть единый генеральный план застройки и разработана единая архитектурная концепция. Современные девелоперы пришли к пониманию, что дополнительным плюсом коттеджного поселка становится наличие ландшафтного дизайна. Однако существуют значительные различия между озеленением и благоустройством и ландшафтным дизайном и архитектурой. Приходится признать, что в России пока еще доминирует первое, а дизайну, и тем более ландшафтной архитектуре, подразумевающей серьезные и масштабные проекты, уделяется крайне мало внимания.
На текущий момент во многих регионах страны, и в частности в Подмосковье, в секторе коттеджных поселков наблюдается ситуация, когда предложение превышает спрос. И, как это часто бывает у нас в стране, «несчастье» помогло «счастью», под которым в данном случае мы подразумеваем развитие ландшафтного дизайна. Получается, что на рынке загородной недвижимости те проекты, в которых есть интересные и креативные архитектурно-ландшафтные решения, имеют ощутимое преимущество в глазах покупателя. Постепенно эта тенденция должна перекочевать во все регионы и стать нормой жизни для застройщика — такова мировая практика, и вряд ли в этом вопросе Россия пойдет каким-то своим путем.
Опыт запада
Во всем мире для девелоперов ландшафтный дизайн уже давно стал частью проектов не только жилой, но и коммерческой недвижимости. Затраты на проектирование и исполнение ландшафта окупаются повышением маркетинговой привлекательности и капитализации объекта и, как следствие, увеличением цены аренды или продажи.
Основные задачи, которые решает ландшафтная архитектура: создание единой среды обитания и особого образа и стиля жизни, сохранение культурного и исторического духа местности, соблюдение принципов гармонии с окружающей средой и основ устойчивого развития.
За рубежом ландшафтному дизайну как академической дисциплине обучают в архитектурных колледжах и высших учебных заведениях. В России ремесло озеленения и благоустройства можно освоить только на курсах непрофильных вузов. И если российская архитектурная школа имеет свои достижения и традиции, то в ландшафтном дизайне россияне делают первые шаги, перенимая и осваивая зарубежный опыт. В Великобритании в 1929 году создан Королевский ландшафтный институт, который объединяет сейчас более 5000 профессиональных участников отрасли и ставит целью повышение роли ландшафтного дизайнера и архитектуры в целом в создании рукотворной окружающей среды для обитания человека.
Каким видится ситуация в области ландшафтной архитектуры в нашей стране западным специалистам в этой области? На этот вопрос, заданный представителями компании «Просперити проджект менеджмент», ответил Рандл Сидлей, руководитель международной компании ландшафтных архитекторов Randle Siddley Associates: «В России явно прослеживается тенденция все большего вовлечения ландшафтных архитекторов в проекты. Девелоперы стали понимать, что, помимо архитектуры здания, важно создать у входящего клиента первое впечатление. В этом ландшафт играет важнейшую роль, к тому же за счет него можно достичь более высокой значимости архитектуры».
Великобританию россиянам можно взять за образец в области ландшафтной архитектуры. Как ни странно, но климат этой страны не так уж сильно отличается от климата Северо-Западного региона России: та же влажность, во многом сходные почвы и пр. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов общую тенденцию потепления, хорошо заметную по двум последним зимам, — все это свидетельствует о снижении климатических рисков при реализации ландшафтных проектов в европейской части России. И наконец не так важно — какие растения будут расти в саду, — при сегодняшнем разнообразии сортов растений можно найти адекватную замену почти всем представителям царства Флоры, подменяя теплолюбивые виды морозоустойчивыми. В ландшафтном дизайне куда важнее соблюдение принципов решения пространства, чем конкретные кусты и деревья, и в этом его принципиальное отличие от озеленения.
«Прививка» ландшафтной архитектуры
Ландшафтные проекты — дорогостоящие, они требуют от девелоперов определенной смелости. Неудивительно поэтому, что первые эксперименты в этой области прошли именно в Подмосковье и, главным образом, вдоль Рублевского шоссе. Задачей ландшафтных архитекторов при разработке проектов стало доскональное изучение каждого уголка земельного участка на предмет функционального соответствия людям и окружающей среде. Проектировщики не пожалели времени на то, чтобы понять, как все проектируемое будет функционировать в интересах жителей. Удачных коттеджных поселков в итоге получилось несколько. Расскажем о некоторых из них.
Проект Millennium Park от компании Villagio Estate (бренд элитной недвижимости «Инком») сам девелопер позиционирует как подмосковную Венецию. На территории поселка создается целый парковый ансамбль (30 га), включающий пять тематических зон, объединенных пешеходными дорожками с озеленением. А искусственные каналы общей протяженностью более 5 км и шириной до 12 м подтверждают, что это не просто маркетинговое название, а реальная ландшафтная архитектура, символизирующая Италию.
Амбициозный проект Agalarov Estate от владельца «Крокус Сити Молл» и «Крокус Экспо» обладает сочетанием заповедного ландшафта и искусственно созданного, с большим озером, полем для гольфа и дорожками для верховой езды.
Для создания ландшафтного дизайна поселка Cristal Istra девелопер «МосСитиГрупп» привлек ведущее британское бюро Randle Siddley Associates. Дизайнеры создали концепцию, в которой живописный лес и река Истра заняли центральное место. Вдоль реки будет проложена набережная длиною 2 км, с тематическими площадками и помостами и пристанями, прилегающими к реке. Знаковыми элементами этой концепции являются парк с детскими игровыми полянами и ручей, русло которого в зимнее время будет использовано как лыжный и саночный склон. Парк, расположенный в центральной части жилого комплекса и связывающий его главный вход с прибрежной аллеей, был задуман и спроектирован специально для детей. Это мир детских фантазий — стилизованные игровые комплексы, горки, рокарии (где камни сочетаются с растениями), стенки для лазанья, а также подвесные канатные мостки.
Для того чтобы соответствовать архитектурным стилям застройки и разнообразить проект, ландшафтными дизайнерами, работающими в поселке Cristal Istra, были разработаны пять типовых вариантов решения приусадебных участков. Хозяева каждого конкретного коттеджа могли сделать свой выбор самостоятельно, но при этом не выходя за рамки стиля, придерживаться которого обязывают генплан и концепция ландшафта в поселке вообще. И это, по всей видимости, самый правильный путь, позволяющий избежать ситуации, когда каждый начнет оформлять участок возле дома по своему усмотрению, а в итоге получится визуализация старой поговорки: «Кто в лес, кто по дрова».
Формула успеха
Современный коттеджный поселок — это, как правило, хорошо охраняемая территория, внушающая доверие жителям и отделенная от прочего пространства. Преимуществом огромной важности, вытекающим из этой изолированности, является отсутствие необходимости строить высокие ограды между коттеджами внутри поселка. Глухой забор — большая беда ландшафтного проектирования в России, сопоставимая разве что с дураками и дорогами. Там, где заборы есть, едва ли не половина усилий ландшафтных архитекторов тратится на то, чтобы декорировать его, смягчить его громоздкую сущность и примирить с окружающей средой. Мнение Рандла Сидлея выражает общее впечатление всех иностранных архитекторов о российских загородных поселках: «Я работал во многих странах мира. Но что меня действительно поразило в России — это две крайности. С одной стороны, близость жилых домов друг к другу, а с другой — то, что дома и участки спрятаны за огромными металлическими заборами, создающими впечатление, будто человек заточен в своей собственной даче».
Так вот, хороший ландшафтный поселок устраняет проблему глухого забора. Для того чтобы обозначить границы территории каждого конкретного коттеджа, можно пользоваться куда более мягкими приемами деления пространства. Например, невероятно актуальной становится живая изгородь. Растения для нее (а материалом для живой изгороди могут служить и деревья, и кустарники, и хвойные, и лиственные) желательно подбирать в соответствии со стилистическими тенденциями в ландшафте всего поселка.
Хороший способ очертить границы участка — создание «псевдопреград», например небольших декоративных каналов с водой. Это шутливая аналогия с глубокими рвами вокруг замков Средневековья на самом деле смотрится очень мило. Если общий стиль поселка ближе к пейзажному, то можно по краю придомовой территории сделать искусственный ручей; если же в концепции ландшафта превалируют идеи регулярного стиля, то будет лучше проложить строгие прямые каналы, что тоже может выглядеть интересно и необычно. Мостики через эти водоемы будут играть роль ворот, четко обозначая приватную территорию.
Еще один способ обособления участка — это использование освещения по границе территории либо заливающего освещения с помощью мощных прожекторов, расположенных на определенной высоте, например, на высоких деревьях. Такая граница — сугубо визуальная, и к тому же она работает только в темное время суток, но отношения в коттеджных поселках должны строиться на доверии, и поэтому такой вариант вполне приемлем.
Индивидуализация ландшафта
Ландшафтные архитекторы, работающие над проектами коттеджных поселков, озабочены главным образом, пространственным решением общественных мест. Для них крайне важно создать положительный пространственный подход. В это понятие входят и привлекательные фасады первых этажей, и хороший обзор, и продуманные дороги. Однако часть пространства рядом с каждым домом все равно остается приватной, и здесь есть возможность проявить собственный вкус.
Помимо живых изгородей, элементами российского благоустройства и озеленения, доступными новоселам коттеджных поселков, могут стать газоны, малые архитектурные формы (беседки, домики), уличная мебель. На свой вкус можно будет замостить дорожки, выбрать светильники, подобрать ассортимент растений для клумб (форма их в большей степени должна быть привязана к концептуальным ландшафтным решениям всего поселка, нежели содержание) и растительных композиций. Выбор скульптуры также придаст участку индивидуальность, особенно если подойти к этому делу без спешки, а то и вовсе заказать работу у скульпторов. Интересной тенденцией является создание живых зеленых архитектурных форм и скульптур. Проявить индивидуальный вкус можно при оформлении небольших площадок-патио, которые, как правило, запланированы в большинстве проектируемых современных коттеджей. Украшением такого патио могут стать искусственные водоемы с каскадами и фонтанами, образчики которых также можно позаимствовать у англичан: ни одна выставка в Челси (самое знаменитое цветочное шоу Европы) не проходит без демонстрации именно таких проектов, с малыми регулярными водоемами в пределах пространства для отдыха. В подобных проектах прежде всего обыгрывается такое свойство воды, как зеркальность ее поверхности; сами по себе эти водоемы предельно интересны, хотя и требуют колоссальных усилий, как для их создания, так и для поддержания в хорошей форме (чем меньше водоем, тем труднее соблюсти в нем биологическое равновесие, а значит, следует прибегать к использованию фильтров для очистки воды и альгицидов, подавляющих рост одноклеточных водорослей). Есть возможности для творчества и при озеленении вертикальных поверхностей, окон, балконов и крылечек. Вряд ли здесь потребуются согласованность действий, а также необходимость учитывать концепции соседних построек. Между тем возможности вертикального озеленения явно пока недооценены россиянами, и будущее приватного озеленения, возможно, именно за реализацией проектов, нацеленных на заполнение объема, а не площади.
Основное правило ландшафтной архитектуры, которого следует придерживаться всем — и обитателям коттеджных поселков, и тем, кто живет в отдаленном поместье, — это необходимость вписать проект частного ландшафта в окружающую обстановку, чтобы он буквально вливался в нее. Движение в этом направлении и есть истинная мода в ландшафтном дизайне всего мира.
Консультант: Алексей Поляков, компания «Просперити проджект менеджмент»