Начнем с транспортной доступности. По трассе от Санкт-Петербурга до Лаппеенранты и Иматры (Сайменский регион) примерно 250 км, а до Хельсинки — чуть меньше 400 км. Если оставить за скобками пробки на границе в предпраздничные дни, на автомобиле до дачи в Финляндии можно добраться за пять-шесть часов. Перед поездкой полезно посмотреть на очередь автомобилей на Торфяновке или Брусничном с помощью веб-камер сайта Дорожного управления Финляндии (http://alk.tiehallinto.fi/alk/frames/kelikamerat-frame.html). Обозначения: Торфяновка — Vt 7 Vaalimaa, Брусничное — Vt 13 Nuijamaa. Камеры развернуты в сторону Финляндии, фотографии обновляются каждые 10 минут.
Теперь об экологии. В приукрашивании заботы о природе Финляндия не нуждается — она мировой лидер по экологическим показателям окружающей среды во многих международных исследованиях (среди них показания Йельского университета). Согласно последнему рейтингу журнала Forbes, Финляндия занимает третье место в списке стран, благоприятных для здоровья человека. Рейтинг основан на данных ООН, ВОЗ и Всемирного банка и учитывает количество медицинского персонала на душу населения, уровень детской смертности, продолжительность жизни в стране, степень чистоты воздуха в городах, распространенность туберкулеза и ряд других факторов.
Забота об экологии и здоровье населения не мешает финнам строить и продавать загородные коттеджи даже рядом с национальными парками — запрета на это нет. Например, в уникальном природном районе Финляндии Коли, славящемся еще и культурными ценностями. Сейчас там современный туристический центр, где можно хорошо отдохнуть, покататься зимой на лыжах и сноуборде.
Что же касается безопасности, то Ленобласти до Суоми удручающе далеко. У нас на родине хуже всего приходится состоятельным владельцам участков вне границ коттеджных поселков, которым нужно идти на множество ухищрений, чтобы превратить свое родовое гнездо в неприступную крепость. Охраняемые периметры поселков, конечно, гарантия. Но если посмотреть правде в глаза, большинство отечественных коттеджных поселков все больше напоминают осажденные крепости или своеобразные гетто для богачей — с неприступными заборами, камерами наблюдения и суровыми церберами у ворот. Это, конечно, замечательно, что о спокойном сне за высокими стенами заботятся так серьезно, но, как ни крути, получается, что хорошо обеспеченные россияне вынуждены прятаться от сограждан скромного достатка. А если высокие заборы между дотируемыми сельскими поселениями и пышущими богатством коттеджами по чьей-то злой воле неожиданно исчезнут, то, как все уверены, случится русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Возвращаясь к Финляндии, становится ясно, что отсутствие жесткого социального расслоения — очевидное благо для тех, кто хочет растить детей не в «гетто для богачей», а там, где нет поводов прятаться от соседей и бояться гулять в лесу за пределами участка.
От Лапы до Лапландии
Каждый финн мечтает жить в своем доме, причем недалеко от мегаполиса, рядом с лесом и на берегу озера. Петербуржцам эти мечты тоже не чужды — должно же быть что-то общее у соседей. Но есть и специфическая «поправка»: близость не к городу, а к российско-финляндской границе.
Петербуржцы, приобретающие в Финляндии дома для отдыха, предпочитают коттеджи и земельные участки, расположенные в пределах ста километров от российско-финляндской границы, на территории Восточной Финляндии: районы Миккели, Савонлинны, Иматры, Лаппеенранты. Иматра и Лаппеенранта («старожилы» из Петербурга называют ее по-свойски «Лапой») расположены на берегу Сайменских водоемов, и возможность иметь городской дом у воды всегда привлекает сюда покупателей. Зона притяжения в Иматре — спа-отель-аквапарк. Котка с морскими пейзажами и прилегающее к ней рыбное место Пюхтаа в разливе реки Кюми притягивают тех, кто стремится в сторону Хельсинки и кому необходим выход в Финский залив (например, яхтсменов). К наиболее популярным у петербургских покупателей местам можно добавить Савонранту в районе бассейна Саймы, окрестности Хельсинки, города Лахти и Сюсьму в окрестностях озера Пайяни.
Коттеджи на берегу озер в Иматре, Лаппеенранте, Савонлинне, Миккели, Савонранте в регионе Саймаа стоят от 250 до 1500 тыс. евро. В стоимость уже включены участок и береговая зона. На цену влияет размер земельного участка, наличие в собственности береговой линии и инфраструктура. Помимо этого, у покупателя есть возможность выбора: приобрести готовый коттедж либо земельный участок для строительства дома.
Тем, кто рассчитывает на недорогой и экономичный вариант, тоже есть что подыскать. И если сравнивать цены на участки, то вот что получается: под Питером (в 25 км, Всеволожский р-н) 7–10 соток стоят от 30 до 35 тыс. евро, и это только земля. А в Финляндии 80 соток с домом 40 кв. м в 25 км от Лаппеенранты можно купить за 47 тыс. евро.
В последнее время петербуржцы стали покупать больше домов и квартир в Хельсинки. В числе покупателей сотрудники представительств российских и транснациональных компаний, работающие или часто бывающие по работе в Финляндии, а также те, кто приобретает жилье с целью сдачи в аренду и пользуется им только две-три недели летом.
По данным риелторов, в последнее время петербуржцы все чаще проявляют интерес к районам за Полярным кругом, а также по всему пути следования поезда Москва—Хельсинки, в центральной Финляндии. Но этот спрос пока носит хаотичный характер. Намечается тенденция повышения внимания к Лапландии и столичному региону. Петербуржцы с большим удовольствием покупают не только новые финские дома, но и, например, построенные в 1950–1960-х годах и находящиеся сейчас в прекрасном состоянии благодаря уходу. Хорошо продаются и участки.
Правовые нюансы
С 1994 года в Финляндии отменены ограничения на приобретение недвижимости иностранцами, поэтому официально этот процесс для россиян и для финнов одинаков. Но в реальности разница все же существует, и она связана в основном со степенью информированности российских и финских покупателей о правах и обязанностях сторон и роли риелтора в совершении сделки.
К сожалению, сейчас интернет-сайты многих фирм, предлагающих «услуги по сопровождению сделок для россиян», дают устаревшую информацию по ограничениям прав иностранных покупателей и налоговым положениям. Более того — эти фирмы зачастую не имеют права заниматься риелторской деятельностью. И соответственно, не несут никакой юридической ответственности.
Покупателям полезно будет знать, что финский риэлтор не просто продает объект — он обязан защищать права продавца, отвечая материально в случае ошибки. Риелторская деятельность в Финляндии лицензируется, как продажа оружия или лекарств. Лицензия выдается фирме губернским управлением при условии, что в фирме работает специалист, имеющий диплом-лицензию Торговой палаты. Регистр риелторских компаний, имеющих лицензию, публикуется на сайте губернских управлений. Финны имеют привычку заглядывать в этот список и 90% сделок с недвижимостью совершают при участии риелтора.
Приобретение домов и участков как в городской среде, так и за ее пределами регулируется земельным кадастром. При покупке дома в городской черте нужно обратить особое внимание на статус земельного участка: находится он в частной собственности или арендован у города (стандартный срок аренды составляет 50 лет, часто есть право выкупа или продления аренды на новых условиях).
Для подписания купчей в Финляндию можно и не ездить. Достаточно доверенности и присутствия нотариуса. Если дом стоит на арендованной земле, нотариат не нужен, если участок в собственности — обязателен. До регистрации права собственности на дом надо уплатить налог на переход денежных средств — в течение полугода после сделки. Это 4% стоимости за дом или 1,6% — за квартиру. Если прошло полгода, а новый владелец все еще не расплатился с государством, пошлина автоматически удваивается.
Собственность регистрируют в уездном суде. Покупатель должен представить свой паспорт, купчую и квитанцию об уплате госпошлины. Если дом расположен на арендованной земле, то еще и переоформленный договор аренды. Суд выносит решение о регистрации. Отказать в ней могут, если суд сочтет цену сделки завышенной. Стоимость регистрации в уездном суде — 65 евро, вне зависимости от собственности объекта.
Владелец недвижимости в Финляндии может ежегодно жить в стране 180 дней в году, получив Шенгенскую визу. Для этого необходимо предоставить в финское консульство в Петербурге купчую, а затем ежегодно подтверждать владение справкой из местного магистрата. Приобретение недвижимости не означает автоматического предоставления вида на жительство. Однако некоторое преимущество при его получении дает владение домом или квартирой на территории Финляндии на протяжении нескольких лет. Если бывать в Финляндии наездами, содержание дома ценой 200 тыс. евро обходится примерно 1000 евро в год, а дома за 100 тыс. евро — 600–700 евро в год. Постоянное проживание требует ежемесячных затрат примерно 200 евро. При сдаче собственности в аренду законодательство предусматривает уплату налога в размере 28% от прибыли.
Вся правда о русской надбавке
Покупка недвижимости в стране Суоми оплачивается через банк. Но просто так иностранцу счет в Финляндии не откроют — нужна веская причина. Приобретение недвижимости таковой в принципе считается, но на практике нередко приходится обойти несколько банков, чтобы получить разрешение на открытие счета.
Получить кредит на приобретение недвижимости могут не все иностранные граждане. Надо или работать в Финляндии, или вести бизнес. Обязательное условие — кредитная история, которой у абсолютного большинства наших соотечественников пока нет. Но петербургские риелторские компании, активно сотрудничающие с финскими коллегами, могут посодействовать в получении кредита. К примеру, некоторые банки Лаппеенранты придумали специальные ипотечные программы для русских. В остальных районах с привлечением заемных денег можно приобрести только второй объект, заложив первый. При этом кредит предоставляется в размере 60–70% от стоимости жилья под 5,5–6% годовых. Необходимую сумму разрешается переводить в финский банк со счета в российском. А можно внести наличные. Для этого их надо перевезти через российско-финляндскую границу, но не больше 10 тыс. долларов (около 8000 евро) за один раз.
Купить недвижимость в Финляндии, включая участки, можно либо через петербургские фирмы, работающие в Финляндии, либо, обратившись к финским риелторам напрямую или через веб-сайты, например (http://www.oikotie.fi/realestlist?exit=apt...rtments_forsale). Для ориентации на финских сайтах достаточно знать несколько слов на языке страны Суоми: asunnus — жилье, omakotitalo — частный дом, maakunta и etelä-karjala — регион поиска и город соответственно.
А вот чего не стоит делать, так это доверяться проживающим в Финляндии не имеющим лицензии русскоязычным посредникам, пугающих покупателей «русской надбавкой». По их словам, финны уверены, что только богатые русские приезжают к ним за недвижимостью и наличных у них куры не клюют, поэтому все местные риелторы и просто частные продавцы якобы накидывают российским покупателям как минимум 50 тыс. евро. А для того чтобы не переплачивать, лучше обратиться к «дяде Коле из Лапы», который «шпарит по-ихнему» и «уломает финика скостить цену». Практика показывает, что большинство таких знатоков — мелкие мошенники, спекулирующие на неосведомленности россиян. Камня на камне не останется от страшилок о «русской надбавке», если зайти на любой сайт лицензированных финских риелторов или обратиться к их петербургским партнерам. Цена на объект, выставленный в листинге, — это публичная оферта, следовательно, величина постоянная. Единственная «надбавка», о которой можно говорить, — запредельно высокие цены на участки и дома в суперпопулярных у российских покупателей местах, к примеру у красивейшего озера Сайма, из которого берет начало близкая сердцу петербуржцев Вуокса. Но вся фишка в том, что эта надбавка никакая не русская, а очень даже интернациональная, и многие сотни тысяч, если не миллионы евро, которые просят продавцы за дом и лакомый кусочек земли, нисколько не варьируются в зависимости от страны проживания, пола, вероисповедания или цвета кожи покупателя.
Использованы данные компаний Westhome и Biport Oy