То, что в обиходе называют "красками", на самом деле представляет собой более широкий класс продукции. Главное понятие здесь - лакокрасочный материал (ЛКМ): так называют некую субстанцию - жидкость или порошок, которая путем соответствующих технологических операций может быть превращена на поверхности твердого тела в прилипающую к нему твердую пленку. Такую пленку называют лакокрасочным покрытием. ЛКМ разделяют на шесть видов: лаки, краски, эмали, грунтовки, шпатлевки, порошковые краски.
В настоящее время в России изготавливается около 2000 видов ЛКМ. И конечно же, разобраться в этом множестве можно лишь в том случае, если его представители будут строго классифицированы и если названия у них будут не случайными, а отражающими их сущность и назначение. Поэтому в соответствии с ГОСТом каждый лакокрасочный материал получает определенное название в виде шифра.
Шифр представляет собой последовательность групп знаков, например, "Эмаль ПФ-115 синяя". Первое слово является собственно названием лако-красочного материала (они перечислены выше). В данном случае - это слово "эмаль". Вторая группа знаков в шифре (две или три прописные буквы) указывает на химическую сущность пленкообразующего вещества. В нашем примере это ПФ, что является аббревиатурой названия "пентафталевая" - таков пленко-образователь в этой эмали. Затем следует номер эмали и ее цвет.
Российский рынок, в отличие от западного, имеет свою специфику и делится на три ценовых сегмента.
Дешевый - это, как правило, продукция отечественных производителей с невысоким, но приемлемым для потребителя уровнем качества. Цена на такие краски составляет не более 1-1,5$ за кг. Основные потребители - население с низким уровнем дохода и строительные организации, которым требуется покрасить значительные площади.
Средний сегмент включает марочную продукцию отечественных и зарубежных производителей. Уровень качества выше, нежели в "дешевом" сегменте, цена составляет 2-3$ за кг, а рассчитана эта продукция на частных потребителей со средним уровнем дохода, строительные организации, производящие отделочные работы и т. д.
В дорогой сегмент входит продукция в основном западных производителей. Уровень качества здесь наиболее высокий, а цена составляет от 3,5$ за кг и выше. Потребителями этой продукции являются домохозяйства с высоким уровнем дохода и строители-отделочники дорогих квартир.
Неудивительно, что большая часть продаж приходится именно на сегмент дешевой продукции, хотя в последнее время наметились тенденции к увеличению продаж продукции более высокого качества. Что же касается ассортимента, то на российском рынке преобладают лакокрасочные материалы на органических растворителях. Вододисперсионные краски только недавно начали приобретать популярность.
![](https://services.zagorod.spb.ru/images/articles/241.jpg)
По территориальному признаку важной характеристикой отечественного рынка лакокрасочных материалов является концентрация производства в ограниченном числе районов, прежде всего в центре и на юге России. Еще следует отметить, что в ближайшие годы можно будет ожидать роста объемов этого рынка. Основанием для такого утверждения служат, прежде всего, благоприятные прогнозы в отношении развития основных секторов экономики.
Серьезные позиции на российском рынке лакокрасочных материалов занимают зарубежные компании, например, Tikkurila, Dualest, Jobi и некоторые другие. Эти компании обладают большим опытом, солидной научной и производственной базой и потому поставляют на наш рынок очень качественные ЛКМ. Причем самых разных марок: строительные и отделочные краски для широкого круга потребителей, продукты для защиты и отделки дерева, специальные строительные краски и т. д.
Недостаток у импортных красок один: они довольно дороги. Конечно, сейчас и в России достаточно богатых клиентов и организаций (которые не экономят на покраске и отделке), но все-таки немалое число потребителей делают выбор в пользу более дешевой продукции. И тут главное, чтобы дешевизна не отражалась катастрофически на качестве.
На сегодняшний день ряду отечественных производителей красок удалось сформировать мощную производственную базу, отвечающую стандартам европейского уровня. Лидерами рынка ЛКМ в России являются три крупные компании: "Яро-славские краски", "Эмпилс" и "Текс".
Оборудование, которое используют эти производители, способно выпускать лакокрасочную продукцию очень высокого качества и таким образом заполнять все ценовые сегменты российского рынка. При этом важно отметить, что высокотехнологичное оборудование позволяет удерживать стабильно высокое качество при относительно низкой себе-стоимости продукции и обеспечивать высокую производительность труда при низких производственных затратах.
Одним из достижений наших производителей является разработка влагостойких антисептиков нового поколения "Биостоп". От стандартной продукции этот антисептик отличается в первую очередь долговечностью: производитель дает 10-летнюю гарантию сохранности любой поверхности от гниения, плесени, грибков и т.д. "Биостоп" существенно снижает влагопо-глощение древесины, в то же время сохраняя ее "дышащие" свойства, поскольку создает на ее поверхности не сплошную пленку, а кристаллическую решетку. Аналогов такой продукции за рубежом нет; при этом среди высококачественных антисептиков "Биостоп" обладает невысокой стоимостью.
Объем производства лакокрасочных материалов растет ежегодно, и существующий ассортимент продукции постоянно расширяется. Качество ЛКМ отечественных производителей - лидеров рынка - уже достигло европейского уровня, а их стоимость значительно ниже импортных аналогов. Для обеспечения высокого качества лакокрасочных материалов наши производители стараются использовать лучшие импортные и отечественные сырьевые компоненты, а также контролировать качество на разных этапах производства. Хотя задача лидеров - не только "догонять Запад", но и двигаться вперед, причем самостоятельно, для чего необходима научная база, оснащенные современным оборудованием лаборатории и т. д.
При этом важно думать о клиентах с разной платежеспособностью, ориентируясь на оптимальное соотношение цена/качество. Отечественный потребитель уже вполне оценил возможности нашего производства и качество российской продукции. Не обманывать эти ожидания и в дальнейшем - вот одна из задач, стоящая перед компаниями, лидирующими в сфере производства лакокрасочных материалов.