Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Восточный синдром

Власть / 04.08.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Престижный север. Перспективный юг. Дремлющий восток. Такие три условные зоны (с точки зрения загородного домостроения, разумеется) можно выделить на карте Ленинградской области.

Северное направление, как и несколько лет тому назад, по-прежнему в фаворе. Южное оживает, инвесторы все активнее работают здесь, учитывая, что вот-вот замкнется КАД — кольцевая автодорога, и к недалекому 300-летию Царского Села за счет бюджета будет реанимирована инфраструктура. А вот восток в лице Кировского, Тосненского, тем более Волховского районов, за исключением отдельных приближенных к Санкт-Петербургу территорий, ажиотажным спросом не пользуется.

Но это, смеем заверить, явление временное…

Здесь Екатерина встречалась с Потемкиным

То, что на современной карте загородного домостроения восточные районы обозначены лишь редкими вкраплениями коттеджных поселков, разбросанными территориями ИЖС и скромными, не избалованными архитектурными излишествами садоводствами — явление вполне закономерное. Северное побережье Финского залива еще с позапрошлого века считалось курортной, рекреационной зоной для элитной публики. Юг — вообще «царским», ибо все загородные резиденции императорских особ строились именно на южном побережье. А вот восток почему-то выпал из этого престижного «ожерелья», красующегося вокруг северной столицы.

Хотя если копнуть поглубже, выяснится, что и восток с точки зрения загородного отдыха был не менее популярен, чем север и юг.

­­В городе Отрадное Кировского района, например, как знак величия Российской империи в период царствования матушки-Екатерины возвышался дворец Пелла. Правда, Павел I повелел дворец разобрать и отправить кирпич на строительство Михайловского замка, но по рисунку Кваренги можно убедиться, что это строение ничуть не уступало Гатчинским и Павловским вотчинам. А на противоположном берегу Невы стоял построенный знаменитым архитектором Старовым замок любимчика Екатерины — Григория Потемкина. Императрица и встречалась со своим фаворитом в стенах этого замка, от которых остались одни воспоминания. Сейчас вокруг руин потемкинской загородной резиденции теснятся дачи и коттеджи, которые все активнее вторгаются в зону дворцовой постройки. Весьма символично, между прочим. В Тосно, Любани, Марьине, Новолисине и многих других местечках сохранились остатки загородных владений приближенных императорского двора.

Что привлекало знатных господ на востоке? Природа (озера, леса), возможность отдохнуть вдали от сырого Петербурга. А еще — охота. Охота в лесах, где не переводились дичь и дикий зверь, была, если верить первоисточникам, потрясающая. Представители династии Романовых любили побродить с ружьишком меж вековых сосен и елей… Во многих усадьбах, ныне поросших травой, хозяева принимали продрогшего на охоте императора со спутниками. Согласитесь — отличный загородный отдых в исконно русском духе!

Но после революции восточные районы стали развиваться исключительно как аграрно-индустриальные. Во время страшных боев, когда фашисты рвались к Ленинграду, загородные резиденции были разрушены, восстанавливать их, как «царские» музеи-заповедники, посчитали ненужным. Хотя многие имения являли собой образцы загородной архитектуры… Восток стал маловостребованным сельскохозяйственно провинциальным придатком города на Неве.

Примечание

Кировский район занимает площадь 2574 кв. км. Постоянно проживающих — 83,8 тыс. человек, в летнее время население увеличивается в несколько раз за счет дачников и садоводов. От Санкт-Петербурга до Кировска — 33 км. Тосненский район занимает площадь 3585,4 кв. км. Население его — 72,6 тыс. чел. От Санкт-Петербурга до Тосно — 53 км. Площадь Волховского района — 5016,4 кв. км, население — 95,2 тыс. чел. От Санкт-Петербурга до административного центра — 122 км. Наиболее освоенным с точки зрения дачного отдыха считается Кировский район, в котором много садоводств.

В советские времена здесь были раскроены многочисленные садоводства для тружеников заводов и фабрик, желающих покопаться на грядках да посидеть под шиферной крышей утлого домишки, собранного из того, что удалось умыкнуть на родном производстве. В какой-то мере печать той, советской, эпохи Кировский, Тосненский и Волховский районы сохраняют до сих пор.

Четвертое дорожное кольцо избавит от глухой провинциальности

Неудивительно, что цены на загородную недвижимость даже во время начавшегося всеобщего бума здесь оказались более чем скромные. В 2004 году сотка земли в Никольском, например, стоила 100(!) долларов, и покупатели в очередь не становились. Отличный двухуровневый дом с участком отдавали за 5000 у. е. и готовы были сбросить цену, лишь бы нашелся охотник. Но желающие не спешили, атакуя Курортный район.

К 2006 году, когда на севере фактически не осталось свободной земли, цены на востоке поднялись в 3–5 раз. И неожиданно для многих появились элитные уголки. В Саблине просили уже 1500 долларов за сотку, в Глинках, неподалеку от Павловского парка — 3500 «зеленых» — в семь раз больше, чем в году 2004-м!

А город Отрадное, что на границе с весьма востребованным Пушкинским пригородным районом, вообще окрестили «сверхновой звездой на рынке загородного домостроения». Риелторы вдруг обратили внимание, что Отрадное — в 23 км от Петербурга, место — отличное, инфраструктура — тоже. За сотку 1500 долларов — в 2006-м участки шли влет!

Возле Отрадного, кстати, стали строить первый на востоке коттеджный поселок.

Массированного прорыва на рынке загородного домостроения, правда, не случилось. Почему? Ответ на этот вопрос очевиден.

Примечание

По Тосненскому району проходит федеральная трасса «Россия», по Кировскому и Волховскому — трасса Санкт-Петербург—Мурманск. Состояние покрытия оставляет желать лучшего, а дороги, отходящие от федеральных трасс в глубь районов, давно нуждаются в капитальном ремонте. До места назначения можно также добраться по железной дороге, в навигацию — по Неве.

Плюс восточных районов — удаленность от мегаполиса (как это ни странно), первозданная природа и уникальная аура. Отсюда (если иметь в виду Старую Ладогу) начиналась Русь, здесь немало действующих монастырей, есть удивительные памятники истории, фрагменты стоянок древнего человека… А бродя по местным лесам, можно наткнуться на культовые камни — не только на дичь и зверя. Полноценный отдых, релаксация — гарантированы.

К сожалению, минусов намного больше. Дороги, даже федеральная Мурманская трасса, пребывают в плачевном состоянии. Добраться до загородного дома — задача не из простых даже для имеющих внедорожник. Инфраструктура оставляет желать лучшего — в некоторых удаленных уголках по сию пору проблемы с газом и электричеством.

К тому же во всем ощущается глухая провинциальность. Отправляясь на дачу, человек рассчитывает не только на городские удобства в четырех стенах, но и на привычный сервис. Съездить в лесной ресторанчик, поиграть в гольф, покататься на водном мотоцикле. Наконец, закупить все необходимое в сетевом супермаркете… Ничего подобного на востоке нет: чуть отъехал от кольцевой — и как будто попадаешь в российскую глубинку, где-нибудь в Свердловской или Оренбургской области.

Поэтому спрос не столь велик, как в обжитых районах, да и предложений совсем не много. Цены, тем менее, следуя тенденциям рынка, растут в геометрической прогрессии.

Отрадное по-прежнему в лидерах: сотка инженерно подготовленной земли в хорошем месте стоит уже 250 тыс. рублей, дом, в зависимости от жилой площади и размера прилегающего участка, — от 16 до 22 миллионов, и, судя по динамике последних двух лет, это не предел. В Кировске цены на землю — от полумиллиона за 100 «квадратов». В отдаленных деревнях сотку пока можно приобрести за 40 тыс., готовый дом — за два-три миллиона.

Тосненский район практически не отстает от Кировского: сотка земли в Тосно — от 420 тысяч, дом — от 10 миллионов. В Саблине, правда, можно еще найти готовую дачу за три миллиона. Даже в Волховском районе «за просто так» землю уже не раздают: сотка земли в садоводстве Новой Ладоги — от 15 тысяч, в самом Волхове — 350 тысяч, приличный дом в Лодейном Поле дешевле чем за пять миллионов никто не отдаст.

Примечание

Первая кольцевая дорога замкнется в 2009–2010 годах. Второе кольцо планируют проложить между КАД-1 и «бетонкой» — военной дорогой, переданной Минобороны на баланс области. Третье кольцо пройдет по самой «бетонке», четвертая КАД — по южным и восточным районам Ленобласти. Пока на рассмотрении в областном правительстве находится проект строительства второго кольца. Финансирование возьмет на себя федеральный бюджет.

По мнению председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области Валерия Кима, с которым довелось общаться автору этих строк, депрессивными с точки зрения малоэтажного домостроения восточные территории можно назвать лишь условно — настоящий прорыв случится в ходе реализации областного Генплана, рассчитанного до 2025 года. Согласно этому документу, по южным и восточным районам Ленобласти пройдет еще одна — четвертая по счету — кольцевая дорога, которая даст толчок развитию районов.

Транспортная доступность увеличится в разы, появится сервис на уровне того, что мы имеем в районе ныне действующей КАД. При этом обещано сохранить природу в первозданном виде и даже, следуя зарубежному опыту, натянуть вдоль трассы специальную оградительную сетку, дабы уберечь дикого зверя от ДТП!

Генеральный план предполагает не только прокладку КАД, но и малоэтажное строительство в зоне, прилегающей к дороге. Тогда и глухой провинциальности конец, и районы не будут числиться в аутсайдерах загородного домостроения.

В избранном В избранное
1503
Предложения