Речь пойдет не о самолетах или вертолетах, которые уже появляются в арсенале некоторых состоятельных господ и леди (в Голливуде, например, личный самолет есть чуть ли не у каждой звезды), а о сверхлегких летательных аппаратах, или, как их обычно сокращенно именуют, СЛА.
Над землею без моторчика
Начнем, как водится, с терминов и классификаций. Сверхлегкие летательные аппараты обычно подразделяются на безмоторные (самые известные — дельтапланы и парапланы) и моторные (дельталеты, или, иначе, мотодельтапланы, мотопарапланы, аэрошюты (паралеты), автожиры). Обратите внимание: парашюты, воздушные шары и аэростаты, а также модели летательных аппаратов к сверхлегкой авиации не относятся.
От названий летательных аппаратов произошли и названия видов спорта. Это дельта- и парапланеризм (соответственно, полеты на безмоторных аппаратах), а также так называемый СЛА-мотоспорт, предполагающий полеты на моторных летсредствах.
Более всех остальных неискушенному в летных делах человеку известны, как правило, дельта- и парапланы. Еще бы! Спуститься с ветерком (и обычно на пару с инструктором) предлагается на многих горных курортах. Но все-таки представлять себе, что за зверь такой безмоторный летательный аппарат и понимать принципы его устройства — разные вещи.
И пара-, и дельтаплан, как уже говорилось, — безмоторные аппараты, то есть их пилот путешествует в небе, лавируя на потоках воздуха. Чем же различаются эти летательные средства? Во-первых, «внешностью». Дельтаплан (назван по имени греческой буквы «Δ» — дельта) напоминает треугольник. Параплан же скорее похож на парашют в форме полумесяца (кстати, название «параплан» расшифровывается как «парашют планирующий»).
С конструктивной точки зрения дельтаплан представляет собой три трубы, между которыми натянуто полотно легкой, но плотной и прочной синтетической ткани. Пилот находится в специальной подвеске (типа парашютной) и держится за трапецию — конструкцию из других трех труб, фиксируемую в пространстве специальными тросиками. Управление полетом осуществляется за счет перемещения тела относительно точки подвески. В связи с отсутствием руля направления изменение направления движения в горизонтальной плоскости возможно только координированным поворотом, то есть созданием крена и последующим увеличением подъемной силы. Дельтапланерист отрывается от земли, удерживая аппарат двумя руками за боковые трубы трапеции. Приземляется на ноги.
Параплан имеет мягкое (в отличие от жесткого дельтапланового) крыло, надувающееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемная сила создается благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком. Вперед параплан движется под действием силы тяжести. Именно она поддерживает определенную скорость.
Парапланерист летит сидя, а не в горизонтальном положении, как пилот дельтаплана с подвесной системой.
Примечание
По аэродинамике крыла и летным характеристикам дельтаплан превосходит параплан. Другими словами, в сходных погодных условиях дельтаплан улетит дальше (рекорд дальности полета на дельтаплане — 700 км, на параплане — только 423). Кроме того, и движется он быстрее (средняя скорость примерно 75 км/ч, у параплана — 34 м/ч). Выигрывает дельтаплан и в плане безопасности. Хотя парапланы так похожи на спасительный парашют — это всего лишь иллюзия надежности.
Приглядитесь внимательнее: парашют типа «крыло» — прямоугольной формы, а параплан — эллипсовидной. Параплан намного длиннее парашюта за счет вытянутого купола. У параплана гладкая аэродинамически чистая поверхность с тонкими стропами, а парашют состоит из нескольких секций, и поэтому крыло его не такое гладкое. В отличие от парашюта, параплан не падает медленно вниз, а летит.
Благодаря жесткому крылу, которое не складывается под действием турбулентных потоков, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены воздействиям внешней среды. Гибкое же крыло параплана при определенных условиях может сложиться, что не позволит продолжать полет. Правда, пилотов инструктируют, как вновь сделать крыло «летабельным».
Впрочем, опытные инструкторы не устают повторять: ни параплан, ни дельтаплан не опасны сами по себе. Опасность заключается только в переоценке начинающим пилотом своих возможностей, а это следствие неправильного обучения.
С точки зрения удобства транспортировки и хранения с парапланом, конечно, проще, чем с дельтапланом. Потому как он компактнее и легче. Вес спортивного параплана со всей необходимой экипировкой обычно не превышает 30 кг, в то время как аналогичная комплектация спортивного дельтаплана доходит до 50 кг. Да и габариты первого — 1,5х1,5 м, а второго — минимум 2,5х0,5 м в «коротком» транспортировочном пакете или 0,3х6 м в «длинном».
Хотя, надо заметить, если у вас есть автомобиль, проблема снимается. И параплан, и дельтаплан без труда можно уместить на верхнем багажнике.
У параплана есть еще один минус: крыло при посадке непременно касается земли и потому быстро изнашивается. Но, естественно, тут имеет значение мастерство пилота.
Управление полетом
А теперь давайте перейдем к летательным аппаратам с моторчиком. Выше мы довольно подробно описали устройство дельтаплана. Так вот, если оснастить дельта-конструкцию мотором, получится дельталет (мотодельтаплан). Обычно простейший дельталет состоит из крыла и подвески на колесном шасси. Двигатель, расположенный за спиной пилота, заставляет вращаться толкающий винт. Над передним — рулежным колесом расположена панель приборов. Возможна установка дополнительного оборудования: обтекателей, переговорного устройства, спасательной системы на основе парашюта, радиостанции, навигационного оборудования и др.
Примечание
Дельтаплан с мотором — это совсем другие скорости. При мощности двигателя 64 л. с. дельталет способен развивать от 55 км/ч (минимальная скорость) до 130 (максимальная).
Моторный вариант также есть и у параплана. Запуск и поддержание аппарата в воздухе обеспечиваются в данном случае за счет силовой установки (расположенной за спиной пилота). Воздушный винт ранцевой двигательной установки создает тягу, позволяющую взлетать с горизонтальной площадки. С одной стороны, такая установка и сложнее, и тяжелее, да еще существенно дороже простого параплана, но с другой — вы перестанете зависеть от восходящих потоков воздуха. На мотопараплане вы полетите туда, куда захотите, а не туда, куда вас понесут потоки и ветер.
Новичок может спутать мотопараплан с аэрошютом. Но похожи они только формой крыла (парашютообразного купола). Для пилота в аэрошюте предусмотрена специальная тележка, на которой установлен и двигатель. Это позволяет избежать участи Карлсона (не держать мотор на плечах) при взлете и приземлении и, кроме того, взять в путешествие существенно больший запас топлива. С другой стороны — если мотопараплан с ранцевой установкой может взлететь практически с любого места, то пилоту аэрошюта для разбега нужна ровная площадка без рытвин и кочек.
К моторным летательным аппаратам относят и автожир (гироплан). Машина с виду напоминает вертолет, даже несущий винт есть, только, в отличие от вертолетного, этот винт (также именуемый ротором) не связан с двигателем, а вращается за счет действия аэродинамических сил (воздушного потока) и выполняет функции крыла, создавая подъемную силу. Это так называемая авторотация.
Автожир гораздо дешевле вертолета, а потому популярнее среди людей с небезграничными доходами. Но может ли такую сложную машину, как вертолет, заменить легкое устройство с пропеллером?
Оказывается, гироплан безопаснее не только вертолета, но и самолета. Для самолета страшна потеря скорости — он сваливается в штопор. Автожир при потере скорости начинает снижаться. Вертолет рискует при падении оборотов несущего винта (ротора), а у автожира они в обычном полете регулируются автоматически. При отказе мотора автожир не падает, а планирует — эффект авторотации.
Где летают петербуржцы?
Мы довольно много рассказали о типах и конструктивных особенностях летательных аппаратов — пора уже переходить от слов к делу. Итак, где и как научиться покорять небесное пространство. Сразу скажем, хотя аппараты категории СЛА относительно недорогие (во всяком случае, в сравнении с тяжелой авиацией), отправляться после прочтения нашей статьи в магазин, а затем прямиком на горный склон не следует.
Прежде чем приобретать собственный аппарат, обязательно посетите одну из летных школ, где вас научат азам парения в облаках, объяснят все тонкости этого интереснейшего занятия и предостерегут от возможных ошибок (а любая ошибка тут, как вы понимаете, может стать роковой). Сегодня в Петербурге есть целый ряд мест, где можно научиться летать. Это, к примеру, парапланерная школа «Спорт АвиаСервис», клуб парапланеризма «Санкт-Петербург», парапланерный клуб Wingover. Научиться управлять дельтапланом можно в летно-техническом клубе «Арго». Ссылки на все эти и другие клубы можно без труда найти в Интернете.
Примечание
Обучение полетам построено ступенчато и имеет много общего с обучением вождению автомобиля. Сначала теория (а куда без нее?), потом полеты с опытным инструктором, затем самостоятельное парение в спокойную, безветренную погоду. Желающим повышать свое мастерство предложат полеты в сложных метеоусловиях (что-то вроде курсов контраварийной подготовки).
Все летные школы имеют техническую базу, постоянные места для учебных полетов, кроме того, время от времени для учеников (от 18 до 60 лет) организуются выезды в живописные уголки России и зарубежья. Так что, увлекшись дельта- и парапланеризмом или полетами на других аппаратах категории СЛА, вы не только познаете свободу птиц, но и прекрасно отдохнете.
Приятного полета!