Старый канал будет окончательно засыпан, дамба полностью перекроет залив. Планируется, что осенью начнется движение судов по новому каналу, заполненному водой еще в мае. А в течение 2009–2010 годов должны быть завершены работы по строительству тоннеля, шестиполосной трассы и развязки, соединяющей КЗС с кольцевой автодорогой. И вот тогда вся система заработает в полную мощь. Другой вопрос — негативное влияние комплекса на экологию Финского залива, которое так беспокоит жителей загородных домов и коттеджных поселков, расположенных на побережье.
Береженого бог бережет
Для начала краткий исторический экскурс. О защите Петербурга от катастрофических наводнений задумались сразу после того, как основатель города, государь-император, вынужден был собственными руками вытаскивать подданных разных сословий из вод разбушевавшейся Невы. В XVIII веке ученые мужи вполне серьезно обсуждали проект господина Миниха, предложившего каждый остров окружить небольшой самостоятельной дамбой. Впоследствии поступали предложения «поднять» острова до безопасной отметки элементарной подсыпкой земли. Логика была проста: коль скоро столицу государства Российского сумели возвести на болотах, неужто землицы, которой в государстве изрядно, не подбросим? Чуть ниже вы убедитесь, что в этих предложениях был здравый смысл. И как знать, чем бы все обернулось, если бы со всей Руси в Петербург погнали мужиков с телегами — ради подвозки земли.
Но прожекты были сданы в архив, а в 1824 году, после того как случилось очередное наводнение (вода в Неве поднялась на 421 см и погибло 14 тыс. человек, ущерб городу составил 20 млн рублей — сумма астрономическая по меркам XIX века!), был проведен международный конкурс, в котором победил инженер Петр Базен. Он предложил возвести дамбу от Лисьего Носа до Ораниенбаума — практически на том самом месте, где она сейчас.
Началось проектирование гигантского инженерного сооружения. Ученые работали засучив рукава, так как к тому времени уже успели заметить печальную закономерность: губительные для Петербурга (так называемые катастрофические) наводнения случаются раз в сто лет, в двадцатые годы каждого века. Следующее должно было произойти совсем скоро. Но началась Первая мировая война, затем был Октябрьский переворот 1917 года, и о проектных разработках забыли. Что касается прогноза, он оправдался — в 1924 году произошло страшное наводнение: по проспектам на лодках плавали, музейные экспонаты вытаскивали из воды и сушили на солнышке все, что осталось от великолепной живописи…
Примечание
Согласно данным управления по строительству КЗС, в случае катастрофического наводнения и подъема воды на пять метров в зону затопления попадет весь исторический центр современного Санкт-Петербурга, если, конечно, город не будет защищен дамбой. Под водой окажутся кварталы от Фонтанки до Лесного проспекта, Арсенальная и Свердловская набережные, район Смольного. В зону затопления попадут 15 станций метрополитена, 560 школ, Шереметьевский, Аничков дворцы, Александринский театр, Пассаж, Гостиный двор.
Подсчитав убытки, руководство города дало распоряжение НИИ коммунального хозяйства разработать советский проект дамбы, который на деле мало чем отличался от царского. В 1932 году проект был готов, но спустя два года убили Кирова, который поддерживал строительство КЗС, — начались репрессии, строительство заморозили. Точнее, и не начинали. Затем война — тем более не до дамбы.
После Великой Отечественной войны НИИкомхоза вновь вернулся к инженерным выкладкам своих предшественников, в 1952 году проект направили лично товарищу Сталину, попросив два миллиарда рублей на строительство, дабы колыбель революции не затопило. Но через год Сталин умер, и проект снова положили под сукно!
И только 2 августа 1979 года, с учетом того, что следующий потоп в городе на Неве случится где-то между 2020 и 2024 годами и остается не так уж много времени, было принято правительственное постановление о строительстве дамбы. Однако начались ожесточенные споры относительно возможности нежелательных экологических последствий для Финского залива и дельты Невы. Потом опять не до стройки: распад страны, экономический кризис. Лишь в 2002 году дело наконец сдвинулось с мертвой точки.
Сейчас можно вздохнуть спокойно: через 10–12 лет город не затопит по самую верхушку неоновых реклам, катастрофа нам не грозит.
Хотя… От чего мы защищаемся, будет ли оно, супернаводнение 2020–2024 годов? На этот вопрос не смог точно ответить даже Валентин Мелешко — доктор физико-математических наук, директор главной обсерватории имени Воейкова, которого автор этих строк имел удовольствие слушать во время «круглого стола» «Погода в XXI веке». Климат планеты в целом и Северо-Западного региона России в частности меняется, отмечается потепление, и невесть как этот процесс отразится на гидрофизической обстановке в Финском заливе. Изменение климата может привести как к полному исчезновению угрозы наводнений, так и к повышению этой угрозы, причем не только осенью, но и летом и даже зимой.
Как говорится в таких случаях, береженого Бог бережет.
Спасет ли искусственный промыв гниющий залив
Конечно, несомненный плюс сооружения дамбы, которая не только защищает город от стихии, но и служит транспортным коридором между Кронштадтом и «большой землей», еще и в том, что ранее закрытый, обособленный, инвестиционно-замкнутый остров стал доступен для всех — от туристов до девелоперов. Решение транспортного вопроса (особенно когда через пару лет построят развязку с выходом на восточное полукольцо КАД) даст существенный толчок развитию территории. А что же с экологией залива, устья Невы и прилегающих территорий? Если в конце 70-х — начале 80-х годов минувшего века, когда дамба лишь частично перекрывала северный пролив Невской губы, негодование общественности и экологов достигло высшей точки накала (даже Борис Гребенщиков пел о «дожде, падающем в гниющий залив»!), сейчас, когда КЗС на завершающей стадии, об экологических аспектах предпочитают не распространяться. Выступать против дамбы, как это было в перестроечное время, уже бессмысленно, но вот с природной составляющей проекта не все ясно.
В 1979 году, как раз накануне принятия судьбоносного решения, Всесоюзное общество охраны природы, получив проект дамбы на экспертизу, признало его неприемлемым, нерациональным и рискованным. А специальная комиссия РАН, которую возглавлял член-корреспондент Алексей Яблоков, изучив состояние губы и залива до начала строительства и после возведения северной части КЗС, пришла к выводу, что проект экологически не обоснован и продолжение строительства — неоправданный экологический риск. Чем были вызваны подобные категоричные суждения? Во время наводнения длинная волна сначала заходит в Неву, затем отступает в залив, мощные потоки проводят идеальную очистку губы и дельты от грязи, мусора и естественных отложений. Если дамба нарушит естественную циркуляцию воды и таких волн не будет, санитарное состояние Невской губы, которое и без того нельзя назвать идеальным, ухудшится в два — два с половиной раза! И жители города получат «в подарок» тот самый гниющий залив из песни Гребенщикова.
Примечание
Проект создания КЗС включает 11 защитных дамб, шесть водопропускных и два судопропускных сооружения. Весь комплекс был разделен на семь лотов, пять из которых реализованы за счет средств Европейского банка реконструкции и развития, два — за счет федеральных средств. Достройка дамбы обошлась 418 млн долларов.
Но ведь с наводнениями нам как-то надо бороться.
Известный петербургский ученый доктор географических наук Владимир Знаменский подсчитал, что если за период с 1703 по 1800 год при подъеме воды в Неве на 150 см город затапливало на один-два метра 76 раз, то в с 1901 по 2000 год из 143 подъемов воды только четыре вызвали затопление прибрежных территорий. Почему? Потому что уровень города ввиду инвестиционной активности постоянно повышается, сейчас планировочная отметка Петербурга — 320 см над ординаром, это как раз соответствует уровню подъема воды при катастрофическом, повторяющемся один раз в сто лет, наводнении. Господин Знаменский предложил компромиссный вариант защиты города: отказаться, пока не поздно, от западного проекта строительства дамбы и вернуться к идее подсыпки прибрежных территорий и морского края дельты Невы до безопасных 3,2 метра. Таким образом, и естественный промыв сохранится, и город от беды можно уберечь.
Ленгорсовет, озаботившись ситуацией, принял решение организовать международную экспертную комиссию, и даже нашли 400 тыс. долларов, чтобы оплатить ее работу, — уж слишком высока цена вопроса для города. Западные специалисты изучили ситуацию и пришли к выводу, что дамбу надо достраивать там, где начали, угрозы для залива и Невы нет. А загрязнение и гниющий залив — это все от того, что слабо очищаются стоки городской канализации!
Впоследствии стало известно, что подготовкой и формированием комиссии занималась дирекция по строительству КЗС, которая оплатила из своих резервов 175 тыс. долларов зарубежному подрядчику. Стоит ли при таком раскладе считать международную комиссию независимой и абсолютно объективной? Тем не менее дамбу решили достраивать. А в 2002 году, когда строительство форсировали, все разговоры об опасных экологических последствиях реализации проекта назвали спекуляцией и настоятельно рекомендовали не раздувать эту тему.
В октябре минувшего года во время пресс-конференции Владимира Когана, заместителя руководителя «Росстроя», благодаря которому строительство КЗС сейчас ведется ударными темпами, автору удалось задать вопрос относительно промывки крупных водоемов и экологической составляющей комплекса. Господин Коган, не задумываясь, ответил, что после плодотворного общения с экологами строители пришли к выводу, согласно которому залив удастся промывать с помощью водопропускных сооружений дамбы. «Водопропускные сооружения будут открываться в шахматном порядке, и сильное течение создаст эффект центрифуги. За счет увеличения проточности воды ил и тому подобные непромышленные отходы будут вымываться, вода в Курортном районе наконец-то перестанет цвести», — пообещал крупный чиновник «Росстроя». К тому же реконструируются очистные сооружения в Курортном пригородном районе, а те, что в городе, уже реанимированы.
Чем обернется замена естественного природного промыва искусственным, узнаем в самое ближайшее время. Что касается общественных экологических организаций, которые согласны с выводами специалистов РАН, изучавших спорный проект еще в советские времена, то их прогнозы далеки от оптимистичных…
Автор выражает признательность заведующей выставочной галереей Архивного комитета Санкт-Петербурга и Ленинградской области Лидии Дмитриевой за содействие в работе над материалом.