Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Проблемный остров

Власть / 05.09.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Шлиссельбургская крепость «Орешек» давно вошла в российскую историю и культуру. Это наша слава и гордость, ну и, конечно, памятник федерального значения. А памятники, к сожалению, со временем ветшают и, если за ними не ухаживать, попросту разрушаются. Каково же положение дел в крепости, некогда игравшей ключевую роль на водных артериях Северо-Запада?

Когда князь Юрий Данилович, внук Александра Невского, основывал эту крепость в XIV веке, она была стратегическим объектом — одним из форпостов обороны земли Русской. И когда мы отвоевывали ее у шведов в начале XVII века, она занимала не последнее место в оборонительной системе Российской империи. В те годы, понятно, и башни, и куртины, и бастионы поддерживались в нормальном состоянии и жизнь размещенных там гарнизонов худо-бедно была налажена.

Потом крепость сделалась памятником, а участь памятника — незавидная, надо сказать. Никакой прямой пользы он вроде бы не приносит, а значит, и заботиться о нем — дело не первой важности. Доблесть наших предков, умения строителей, эхо исторических событий — все это эфемерно, нас куда больше занимает, скажем, «Охта-центр», где усядется его величество «Газпром» и осыплет город неслыханным денежным дождем.

Пока, впрочем, такой дождь не проливался, на крепость «Орешек» — уж точно. Как было приблизительно подсчитано, на самый полный комплекс восстановительных и реставрационных работ в крепости требуется ни много ни мало 250 миллионов в звонкой зарубежной валюте. Сумма гигантская, особенно для сферы культуры, так что об одномоментном ее выделении и думать не приходится. Между тем нужда в средствах есть, и острая, поскольку положение крепости, в которой серьезных работ не проводилось давно, хуже осадного.

Нельзя сказать, что крепостью вообще не занимались. Во времена советской власти — при всем нашем неуважении к ней — восстановительные работы велись, основной их объем пришелся на 70–80-е годы. За это время были отреставрированы три башни, прясла между башнями Головина и Государевой, старая и новая тюрьмы, проведена консервация церкви Иоанна Предтечи и осуществлены другие работы.

Потом, как мы помним, наступили лихие девяностые, когда памятники больше сносили с постаментов, нежели восстанавливали, и те процессы разрушения крепости, которые не успели остановить, теперь сделали свое черное дело.

Во-первых, работает безжалостное время, во-вторых, климат там особый — он суровее, чем в городе, и активно способствует разрушению построек. В некоторых местах стало просто опасно ходить, поскольку есть риск падения на голову отвалившегося камня или кирпича. А в других местах, которые всегда были привлекательными для туристов, становится уже нечего показывать. Преувеличивать разруху не стоит, конечно, но чреватые травмами места в крепости есть, о чем свидетельствуют как специальные таблички, так и устные предупреждения служителей музейного комплекса.

Примечание

Крепость «Орешек» построена на острове – со всеми вытекающими из этого расположения последствиями. Самая первая задача — доставка на остров работающих там людей и туристов в настоящее время далека от решения, поскольку нерегулярные рейсы музейного катера 1968 года постройки решением назвать никак нельзя. Это плавсредство не отвечает не то что комфортным, а элементарным требованиям к судам такого типа, что явно не способствует притоку туристов и созданию нормальных условий труда.

Поневоле вспомнишь советское время, когда из поселка им. Морозова в Шлиссельбург с заходом в крепость курсировал вполне комфортабельный пассажирский теплоход «Тургенев». А ведь на остров требуется доставлять не только людей, но и грузы, стройматериалы и т. д. И тут всплывает другая специфическая трудность. Допустим, вы закупили два грузовика цемента или фуру кирпича. Но парома-то нет, нужно все это перегружать на многотонную баржу, аренда которой стоит таких денег, что ремонтные работы становятся нерентабельными.

Островное положение сказывается и на развитии инженерных коммуникаций на острове, где в настоящий момент нет даже водопровода. Вода привозная, канализация отсутствует, поскольку нет очистных сооружений. В былые годы задействовали городскую канализацию, но теперь в том же Шлиссельбурге возможности очистных систем исчерпаны, и подключение к ним, пока во всяком случае, невозможно. Так что бытовые неудобства испытывают и те, кто работает на территории комплекса, и туристы.

Проблем добавляет еще и то, что музейный комплекс крепость «Орешек» де-факто находится на территории Кировского района Ленинградской области, а де-юре является филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга, в ведение которого он перешел в 1965 году. Казалось бы, крепость — предмет заботы всей России, и два субъекта федерации должны соревноваться за право его беречь и восстанавливать. Увы, никакого соревнования нет и в помине, все расходы берет на себя город, а наша отнюдь не бедная Ленобласть скромно отмалчивается.

Свет в окошке

И все-таки нынешний экономический подъем не мог не сказаться на положении музейного комплекса. Резкого поворота в его судьбе пока не произошло, но определенные положительные перспективы на горизонте все-таки просматриваются.

В настоящее время реставрационные работы проводятся, но лишь в рамках тех средств — около одного миллиона рублей, которые отпускаются ежегодно, начиная с 2000 года. А это мизер. Однако сейчас властям подана обоснованная заявка, которая предусматривает выделение 100 млн руб.; и есть надежда, что решение будет положительным. Лишь тогда дело наконец-то можно будет сдвинуть с мертвой точки, проведя какой-то серьезный объем реставрационно-консервационных работ. Хотя, заметим, даже для первоочередных мер требуется примерно в три раза большая сумма.

В эпоху свободного предпринимательства любая проблема, в том числе и восстановление «национальной гордости великороссов», упирается в деньги. Откуда они придут — не столь важно; руководство музейного филиала готово рассматривать разные варианты. Один — это средства из бюджета города, те самые миллионы в рублях и валюте. Другой источник дохода — это деньги от посещающих крепость «Орешек» туристов. Есть определенные планы и насчет отдельных коммерческих мероприятий, расширения оказываемых туристам услуг. Все-таки это выход в Ладогу, а значит, можно говорить о развитии яхтенного отдыха или, допустим, о размещении на территории клуба дайверов, которые желают исследовать затонувшие в Неве и Ладожском озере суда. Уже есть первый опыт проведения в крепости театрализованных исторических представлений, так называемых «реконструкций», которые также пополняют крепостную «казну». Но массовую практику таких мероприятий тормозит отсутствие элементарных удобств — ведь на территории крепости нет места даже для переодевания участников действа.

Еще один из возможных источников дохода предполагает сотрудничество музейного комплекса с бизнес-структурами. В стране вообще и в нашем регионе в частности бизнес уже давно накачал такие мускулы, что вполне способен участвовать в проектах по сохранению национального достояния. Поэтому руководство филиала всерьез рассматривает возможности частного инвестирования в данный проект и привлечения меценатов. В этом районе работает множество серьезных компаний, и, хочется надеяться, они не останутся в стороне от столь нужного и благородного дела. К тому же некоторые предложения такого партнерства могут оказаться для бизнесменов еще и выгодными. Это варианты совместной эксплуатации береговой зоны, восстановление старинных построек и создание в них отелей, ресторанов, конференц-залов.

Одним словом, средства должны откуда-то поступать. Лишь в этом случае можно будет продолжить реставрацию фортификационных сооружений, реставрацию-консервацию нумерных казарм еще петровского времени, воссоздать рядом с ними канал с мостами, отреставрировать входные водные ворота. А в итоге — обеспечить крепости достойный вид, что, конечно, и туристов привлечет.

Примечание

Причем крепость, несмотря на ее островное положение, нельзя полностью оторвать от прилегающих районов Шлиссельбурга, с одной стороны, и поселка им. Морозова — с другой. Проблемы их зачастую общие, например доставка туристов в крепость.

В этих населенных пунктах (или хотя бы в одном из них) должны быть оборудованы современные причалы, от которых мог бы отправляться в крепость современный теплоход или паром. Нерешенный транспортный вопрос является одним из главных сдерживающих факторов притока туристов. Бессмысленно даже рекламой объекта заниматься — туристы смогут увидеть крепость только с берега, доставить их на остров нет возможности. При наличии средств обеспечить музей инженерией даже в условиях острова не так сложно. Существуют современные технологии, которые позволяют утилизировать бытовые стоки в устройствах локальной канализации; что же касается водопровода, то труба вполне может быть проложена по дну канала.

В этом контексте, конечно, пассивная позиция руководства Ленобласти по меньшей мере удивляет. Пока патронаж музейного комплекса явно однобокий, хотя есть сведения, что в правительстве Ленобласти уже созрело решение поучаствовать финансами в восстановлении крепости «Орешек». Хотелось бы верить, что последуют какие-то реальные действия. Что касается подрядчиков на различного рода работы, то такие организации, к счастью, есть, производственные мощности в наличии. Перед глазами успешный опыт освоения ресурсов, выделенных для Петропавловской крепости, — сотни миллионов рублей в год. А если для головной организации нашлись исполнители, то и для филиала таковые найдутся.

В избранном В избранное
1228
Предложения