Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Классика жанра: камин

Камины / 08.09.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

+7(812)313-63-61

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Вряд ли стоит убеждать кого-то в эстетической привлекательности камина. Бог с ней, с функциональностью, — в конце концов, на дворе ХХI век, давно изобретено электричество, не говоря уже о водопроводе, так что проблем с обогревом жилища мы отнюдь не испытываем. А вот камин любим по-прежнему, несмотря ни на какие блага и достижения цивилизации. Видимо, он из категории ценностей вечных: живой огонь, ограненный в безукоризненную форму из натурального камня, — удовольствие, от которого отказаться невозможно.

Наряду с готовыми моделями, предлагаемыми по каталогам многочисленными компаниями, владельцы загородных домов сегодня все чаще прибегают к услугам архитектора, проектирующего камин применительно к конкретной обстановке. Что ж, концепция авторского стиля интерьера вполне естественно предполагает и индивидуальный подход к отдельным его деталям, тем более таким важным, как камин. Ведь именно он в большинстве случаев выступает доминантой помещения, а нередко задает тон и стилистике дома в целом.

Алгоритм действий выглядит следующим образом: если автор, спроектировавший коттедж и разработавший дизайн интерьера, по тем или иным причинам не берет на себя обязательства выполнить проект камина, приходится обращаться к специалисту именно в этой области. Большинство заказчиков архитектора Марины Бачмановой — той же специальности. Впрочем, за годы творческой деятельности, посвященные созданию каминов, Марина стала довольно известным автором; выполненные ею камины украшают десятки частных коттеджей и городских квартир. А лучшая реклама, как известно, рекомендации друзей и знакомых. Поэтому к Бачмановой часто обращаются не только архитекторы, но и владельцы домов, желающие видеть в интерьере своего дома искусное произведение из натурального камня или мрамора.

Новый жизненный виток начался для Марины в 2007 году, когда окончательно назрела необходимость перемен и возникло осознанное желание пересмотреть и расширить границы своих творческих возможностей. Расставшись с фирмой «Стрелец», в которой на определенном этапе Марине стало попросту тесно, она с головой погрузилась в многочисленные частные заказы. Нынешнее место работы архитектора — компания «Граон», занимающаяся производством каминов. Сего­дня Марина может позволить себе вести жизнь свободного художника. Она не только создает новые модели и осуществляет авторский надзор в активно развивающейся фирме, но и параллельно ведет дизайн-проекты частных интерьеров.

Марина Бачманова: Действительно, с просьбой выполнить проект камина ко мне обращаются главным образом архитекторы, которые работают с интерьерами. Взаимоотношения складываются по-разному. Например, если интерьер уже готов, то моя задача — деликатно вписать камин в обстановку, в заданную автором стилистику. Понятно, что подобный путь в определенной степени ограничивает свободу художника, но даже в этом случае, как правило, удается предложить на выбор несколько вариантов эскизов.

Существует обратная ситуация, когда камин становится отправной точкой в создании интерьера. Естественно, для меня, как для автора, она предпочтительна. Это увлекательный процесс, когда архитектор превращается еще и в психолога, чтобы понять пожелания заказчиков, которые самостоятельно не всегда могут сформулировать свои требования, определиться со стилем, выразить идею. Сначала мы общаемся, выясняя симпатии и предпочтения клиента, обсуждаем, как может выглядеть тот или иной интерьер и какой камин будет смотреться в нем наиболее органично. В процессе разговора становится понятно, что тронуло, что понравилось, чего именно хочется заказчику. Когда таким образом задача проясняется, я предлагаю на выбор несколько эскизов. Как правило, на это уходит от нескольких дней до пары недель — в зависимости от вдохновения. После того как заказчик выбирает понравившийся вариант, составляется смета, договор и начинается так называемое рабочее проектирование, то есть проработка и прорисовка отдельных нюансов. Скажем, если речь идет о классике с реминисценциями барочного стиля, разрабатывается камин а-ля барокко — с розетками, валютами и прочими характерными элементами.

Надо сказать, что многие из вчерашних заказчиков приглашают архитектора Бачманову не только как специалиста по созданию авторских каминов, но и как профессионала-интерьерщика, обладающего глубоко индивидуальным видением пространства и способного предложить оригинальную концепцию его декорирования. Впрочем, это уже другая, вполне самостоятельная область творческой деятельности Марины Бачмановой, которая определенно заслуживает отдельного разговора.

В отличие от авторской разработки дизайна интерьера, создание камина — процесс коллективный, требующий участия многих специалистов. Дело в том, что архитектор-художник проектирует, по сути, лишь видимую, парадную часть камина — его портал. Но ведь настоящий камин — это не только искусство дизайна, но еще и инженерная мысль, поскольку должен не только радовать глаз, но и не доставлять проблем хозяину, то есть быть простым и безопасным в использовании.

Поэтому параллельно с художником над созданием камина трудятся архитекторы-техники, разрабатывающие конструкцию сооружения, высококвалифицированные резчики, мастера мозаики, а также специалисты по монтажу, которые отвечают за топку и дымоход.

От общего к частному

Каким будет камин — это определяется имеющимися условиями. Иными словами, в камине должно быть выдержано соответствие портала и возможности установки той или иной конструкции дымохода, которая имеет определенные ограничения по нагрузкам. Допустим, заказчик выбирает для своего загородного особняка огромный средневековый камин в замковом стиле. Вес такого сооружения составит две-три тонны. Это требует весьма основательного фундамента. И к тому же размера дымохода — более чем в кирпич.

И если подобный камин не был запроектирован изначально, а идея пришла в процессе строительства (а то и завершенного строительства!), заказчика зачастую приходится спускать с небес на бренную землю. Увы, в этом случае ему придется довольствоваться иными, куда менее «весомыми» стилизациями.

Безусловно, когда нет возможности установить традиционный открытый камин, выход из положения найти все-таки можно. Например — так называемая кассета.

Примечание

Кассета представляет собой чугунный прибор со стеклом, который позволяет подключиться к дымоходу меньшего диаметра. Температура в его трубе будет значительно выше, чем в трубе открытого камина, однако в пределах всех предусмотренных пожарных норм. Кассетный камин также служит для обогрева, что в ряде случаев оказывается немаловажно.

Кроме того, камин с кассетой весит гораздо меньше традиционного, поэтому не потребует устройства основательного фундамента. Кассета — это 180–230 кг плюс облицовка — столько же или чуть больше. Получается примерно 700 кг. Для сравнения: в открытом камине около 700 кг будет весить только топка.

Хотя возможности по дизайну в этом случае будут ограниченны, учитывая достоинства кассетного камина, отказывать ему в праве на существование определенно не стоит.

Впрочем, завораживающая красота открытого огня, а соответственно, открытого камина пользуется у владельцев загородной недвижимости куда большей популярностью. Поэтому в большинстве случаев на перспективу мыслящий домовладелец предусматривает создание необходимых для камина условий заранее. Тем более что, несмотря на различные новомодные веяния, преобладающим стилем загородной жизни была и остается классика. А для нее, как известно, характерны камины именно с открытой топкой, массивным П-образным порталом и солидными — по виду и по весу — отделочными материалами.

Примечание

Классика каминного жанра существует с XVIII века, когда и появился камин в России. Традиционные для того времени формы и приемы декорирования, принятые в Европе, благодатно привились на отечественной почве, став образцами для подражания в молодой российской столице. Расцвет русского барокко, а позднее и классицизма в полной мере отразился на формировании блистательного, помпезного, роскошного стиля Петербурга. Для каминов того периода характерна отделка из мрамора и натурального камня, выполненная в виде многочисленных архитектурных элементов и скульптурных изображений.

Но специалисты знают некоторые приемы и хитрости, часто позволяющие установить открытый камин и там, где на первый взгляд это невозможно. Например, уменьшение веса конструкции — в этом случае для формирования топки и дымохода используют не шамотный кирпич, а чугунные пластины. Однако, учитывая, что камин (точнее, его внутренняя часть) — «мероприятие» довольно сложное, решение о его установке лучше принять на стадии проектирования. Ведь, помимо собственно фундамента, устройство камина подразумевает грязные работы, связанные с цементной заливкой пола, выведением дымохода через кровлю и т. д. Поэтому технической частью необходимо заниматься параллельно со строительными работами. В это же время специалисты изготавливают портал, на что уходит, в зависимости от сложности, от одного месяца до года. Например, классический, так называемый «фасонный», камин — простых геометрических форм, декор которого составляют максимум пилястры или полуколонны с каннелюрами, — сооружается гораздо быстрее, чем модели со сложным резным ажуром. Установка портала производится на этапе предчистовой отделки интерьеров.

Марина Бачманова признается, что ей пришлось освоить многие «смежные» работы, в частности с металлом, создавая индивидуальные аксессуары к каминам. Материалом для дровниц, стоек со щипцами для перевертывания горящих полений, специальных вилок, чтобы ворошить угли, щеток и совков для чистки топки, мехов для раздувания огня и, конечно, непременной кочерги часто выступает бронза. Она же присутствует и в качестве элемента декора экрана — обязательного атрибута классического камина с кирпичным дымоходом и большой открытой топкой. Экран защищает напольное покрытие от летящих искр и уберегает от слишком сильного жара, к тому же придает камину стилевую законченность. Задача художника — не только придумать и нарисовать аксессуары, но и осуществлять авторский надзор за изготовлением камина.

Но параллельно с проектированием каминов Марина активно занимается живописью и керамикой. Последняя стала не просто любимым хобби: несколько лет назад архитектор профессионально участвовала в выставке петербургских авторов в амплуа художника-керамиста. На вопрос о творческих планах Марина, не задумываясь, отвечает, что их, как всегда, громадье. Что ж, так заложено природой: художник всегда стремится опережать время, боится не успеть, находится в постоянном поиске и вынашивает планы по созданию будущего своего самого главного произведения.

В избранном В избранное
2147
Предложения