Что может предложить девелопер в дополнение к оптимальному набору? Перечислим позиции, которые часто декларируют на стадии запуска проекта, но порой вычеркивают из списка до лучших времен. Комфорт в доме: горячая и холодная вода, тепло и свет. Медицинский центр и аптечный киоск с основными лекарствами. Магазин. Безопасность: пост на въезде (два пенсионера в камуфляже), видеонаблюдение, забор (такая охрана не спасет от диверсионной группы, но бомжа не пустит). Площадка молодняка — надо же куда-то девать подрастающее поколение во время занятий душой и телом: детсад и ясли — возможно, школа — уже вряд ли.
Теперь о не столь необходимом, но желательном. Косметический салон: предполагается, что скучающие жены, пока мужья на собраниях советов директоров, будут проводить свободное время в заботе о волосах, ногтях и прочих требующих инвестиций частях тела. Спортивный комплекс: бег по зафиксированной беговой дорожке — на случай непогоды, которая в наших краях не редкость. Компьютерно-пивной живот не приветствуется, зато приветствуется езда верхом, стрельба по движущимся мишеням, фехтование. Верх совершенства — гольф. Предел — яхта в близлежащей марине. Организация досуга: кулинарные курсы для домохозяек, которые должны понимать, что карамелизация — это процесс соединения протеинов и сахаров (ведь невозможно себе представить, что к свежему весеннему пармезану в приличном доме гостям подадут что-то, кроме Prosecco из Treviso). Объекты культурного наследия: усадьба великого писателя (поэта, заводчика, графа). Соседство с духами предков способствует развитию спящих до этого творческих способностей, которым в суете городской жизни не придается значение.
Пирамида — это не квадрат
Не вдаваясь в подробности высоконаучных дисциплин, отмечу, что самые крупные черты концепции поселка можно обозначить, пользуясь так называемой «пирамидой потребностей», которую предложил некий Абрам Маслов (Маслоу) в качестве иллюстрации придуманной им теории иерархии потребностей.
В соответствии с его фундаментальной разработкой, потребности человека подразделены на пять уровней. Итак, в базисе этой пирамиды — физиологические потребности, ступенькой выше — потребность в безопасности и защищенности, следующий уровень — потребность в принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке, еще выше — в уважении и признании. Венчает это сооружение потребность в самовыражении. Девелоперы, придумывающие поселки, тоже рисуют пирамиды, в основании которых потребность в жилье, удовлетворяющем основным стандартам, а на вершине — потребность в самовыражении. Никто не будет спорить, что дом — это своего рода автопортрет владельца, и в случае коттеджного поселка он составлен из стандартных, предложенных девелопером элементов, но «заточен» под хозяина интерьерами и ландшафтными изысками. Теория иерархии потребностей пережила тысячи попыток приложения к реальной жизни в качестве основы для построения системы мотивации и стимулирования, и в общем, еще никто не жаловался.
Однако, несмотря на красоту и логичность теории, должен ее опровергнуть — не прав был старик Маслов. Все перечисленное им в научных трудах не соответствует, на мой взгляд, основной мотивации современного покупателя недвижимости. Там нет понятия финансовой эффективности.
Храните деньги в загородной недвижимости
Все знают, что недвижимость — инвестиционный товар. Инвестиционная составляющая оказалась привлекательной для обширного круга граждан России, которые в эпоху первоначального накопления капитала стали счастливыми обладателями некоторой «денежной массы». Но если раньше индивидуум хранил сбережения в «зеленых» и внимательно следил за соотношением «рубль-доллар», то в последнее время мы видим, что такой метод хранения ликвидности нравится только министру финансов. ПИФы, облигации и прочие бумаги — удел специалистов, приобщенных к инсайдерской информации. Не будем рассуждать о коммерческой недвижимости, которая предназначена для извлечения прибыли. Речь идет о самом необходимом, сродни хлебу и зрелищам, — о жилье.
Здравый смысл требует, чтобы девелоперы, строители и лица прочих профессий зарабатывали на строительстве поселков, решая тем самым важнейшую социальную проблему. В квартиры тех, кто уедет за город, въедут другие — так по цепочке дойдет и до жителей коммуналок, и наш город потеряет статус их столицы. Но можно и без специальных программ посчитать, что себестоимость строительства перечисленных выше объектов будет непосильным грузом для покупателей.
Решение — на поверхности: строить новые населенные пункты в местах, приближенных к спортивно-культурно-душевной инфраструктуре, уже имеющейся на карте. Несомненно, что горнолыжные курорты, памятники культуры, природные заповедные места должны стать «завлекаловками» для продвижения поселков, строящихся не только «специально» для рыбаков, яхтсменов, почитателей гольфа, буддизма, бодибилдинга, но и для тех, кто задумается об инвестиционной привлекательности верхушки пирамиды Маслоу.