Владелец дома Виктор Ермаков одновременно выступает в роли прораба и проектировщика. Строитель с многолетним стажем, великолепно разбирающийся в различных технологиях возведения домов, он считает этот проект попыткой создать нечто новое в стройиндустрии: многие технические и архитектурные решения дома абсолютно неформальные. В основе проекта технология монолитного домостроения. Несмотря на то что в городской среде подобный способ явно лидирует, за городом он встречается довольно редко, что связано с высокой стоимостью технической оснастки и оборудования и, как следствие, более дорогим строительством. Поэтому сразу следует сказать, что рассматриваемый проект был реализован благодаря личному энтузиазму владельца и вопреки немалым затратам.
Примечание
Конструкция из монолитного железобетона представляет собой отнюдь не стандартный вариант. Начать с того, что стены толщиной 45–50 см выполнены по принципу термоса, с двойным утеплением: помимо традиционного рулонного материала утеплителем в данном случае служит воздушная прослойка. Полости в стенах используются еще и как технологическое пространство для прокладки инженерных сетей.
В трубах внутри стен, в угловых колоннах квадратного сечения 0,5 х 0,5 м, прочность которых многократно превосходит требования СНиП, запроектирована система слива дождевой воды. В промежуточных колоннах, расположенных по фасадам, проложена система вентиляции. Надо сказать, что раньше вентиляционные стояки в домах делали в стенах. В наше время для упрощения процесса и удешевления сметы строительства архитекторы проектируют вентиляционные шахты отдельно.
Фундамент представляет собой буронабивные сваи диаметром 0,5 м. В доме пять уровней. Два из них в подвальном помещении, где на разной высоте устроены зона хранения и технический этаж с системой разводки ливневых каналов и бытовой канализации. Кроме того, на объекте предполагается дренаж для отвода грунтовых вод: дренажные колодцы, к которым подведены трубы, расположены по четырем углам дома.
Следующий уровень — это первый этаж дома. Здесь планируется размещение гостиной залы. Несущие колонны выполняют главным образом декоративную функцию, поскольку монолитная конструкция здания имеет более чем достаточный запас прочности. Тут же будут кухня, санузел, небольшой тамбур при входе и прихожая-холл, из которой по лестнице можно попасть на верхние этажи.
Второй этаж включает в себя две спальные комнаты, санузел и небольшой холл-гостиную, откуда лестница ведет на третий этаж, представляющий собой пространство под оранжерею, окруженную по периметру балконом с балюстрадой. Кровельная оранжерея выполнена из сварного металлокаркаса в сочетании с поликарбонатом. По сути, третий этаж расположен на плоской крыше из монолитного железобетона.
С точки зрения архитектуры плоская крыша очевидно противоречит дому с классическими прототипами: отсутствие фронтона идет вразрез с обликом традиционной постройки. Следовало бы назвать еще одно несоответствие, а именно небольшие оконные проемы. Однако подобную деталь вполне можно объяснить замыслом автора создать сооружение по образу цитадели. Своеобразной компенсацией «недочета» выступает архитектурный декор, в изобилии присутствующий в оформлении фасадов. Конструктивно поддержать заданную классицистическую стилистику призван огромный балкон второго этажа, расположенный с северной стороны.
Примечание
Строго говоря, в основу проекта дома положена гораздо более ранняя архитектурная традиция. Композиционно постройка выполнена по типу дома-корабля, характерного для соборной архитектуры Петербурга петровского времени. Формально к эстетике начала XVIII века отсылают оконные проемы — они невелики, со сложным решетчатым профилем. Собственно, символическое сходство дома с кораблем продиктовано и его местонахождением — под небом Петербурга. О традиционной атрибутике города напоминают также декоративные львы.
Цветовая гамма выдержана в розово-белых тонах. Такое несколько неожиданное для загородной постройки сочетание автор объясняет, прибегая к различным аллегориям.
В. Ермаков: «Дом расположен в уютном лесном садоводстве с необычным названием «Марс». Подобную космическую топонимику привнесли военные связисты, организовавшие это поселение. С одной стороны, Марс — это планета, которую, как мы знаем, называют Красной. Алые стены как бы подчеркивают марсианское происхождение дома. С другой стороны, Марс — это еще и бог войны в греческом пантеоне. А конструкция дома явно намекает на способность противостоять натиску врага в случае военных действий. Кроме того, цвет стен, безусловно, напоминает о боевых действиях, проходивших здесь, о людях, об эпохе, ознаменованной красным. Розово-алым цветком дом распустился на вспаханной войной земле; проросший из семян бетонных дотов, в изобилии разбросанных в этих местах, он унаследовал от них монолитность».
Впрочем, существует и еще одно, не менее поэтическое объяснение выбору цвета стен: таким образом автор воплотил в жизнь свою «розовую» мечту. Белым цветом выделены конструктивные части дома, так называемые ребра жесткости, обозначенные на уровне фундамента, в верхних частях первого и второго этажей. Следует заметить, что жесткость конструкции обеспечивается не только тремя армопоясами: сами монолитные стены армированы по всей плоскости и исключительно прочны. Дом и в самом деле способен служить крепостью: можно запросто держать оборону. Подтверждением серьезности намерений владельца является небольшой колодец с питьевой водой, предусмотренный в подвальном этаже дома. Вероятно, подобное решение следует расценивать как своего рода дань детским играм в войну.
Белый архитектурный декор постройки также выполнен из армированного бетона. Это полуколонны, карнизы, оконные наличники, колонны-постаменты, плиты-пьедесталы, угловые шары и скульптурные изображения львов. Под плитами со львами можно заметить небольшие щели, являющиеся отнюдь не дефектом, а вполне функционально обоснованной деталью: в них выходят вентиляционные каналы, пронизывающие стены по всей высоте.
О своем загородном доме автор рассказывает, словно о живом организме.
В. Ермаков: «Дом самодостаточен. Для этого у него есть все предпосылки. Во-первых, время: железобетонные стены простоят очень долго, и при этом будут набирать прочность. Во-вторых, пространство — с этим нельзя не согласиться, взглянув на окрестности с верхней балюстрады. В-третьих, земля, а именно целая гора, в которую дом врос столпами своих мощных опор.
Открытый ветру и солнцу, он не боится жажды: у подножия холма, на котором стоит дом, между поросшими мхом валунами бежит ручей. Прилегающие к участку земли издавна обитаемы, подтверждением тому служат найденные неподалеку многочисленные остатки жерновов. Или та же старинная подкова, символизирующая извечный путь человека домой. Сегодня она украшает вход в одно из помещений дома со львами».
Окружающий ландшафт действительно заслуживает внимания (неслучайно стоимость земли доходит здесь до 15 тыс. долл. за сотку. Местность холмистая; при этом дом поставлен на доминирующей возвышенности, поэтому кажется словно устремленным ввысь и глядящим окнами на живописные окрестности.
Участок площадью 10 соток запроектирован тремя террасами. По словам автора, забора не предполагается, пространство должно свободно перетекать в природный ландшафт. Параллельно центральной оси дома проложена аллея, ведущая к живописному ручью с валунами, впадающему в речку Муратовку, в которой, как уверяет Виктор, до сих пор водится форель. Вторая тропинка начинается сразу за участком; всего несколько десятков метров — и попадаешь на природоохранную территорию с юридическим статусом земель общего пользования. Поэтому владельцу можно не опасаться, что по соседству с его домом в скором времени появятся какие-то постройки.
Естественный лес — березы, сосны, ели, ольха и заросли черемухи — вырос там, где чуть более полувека назад шли ожесточенные бои. Прилегающие к участку земли были изрыты окопами и воронками, сегодня они выровнены и приведены в порядок. На месте окопов и блиндажей высажены две аллеи из сосен, а ведущая сюда от дома прогулочная тропа выложена щебнем.
Владелец участка с пониманием отнесся к сохранению природного окружения, предусмотрев все возможное, чтобы стоки из дома не попали в ручей. На объекте запроектирована мощная двухъемкостная система канализации с резервуарами и отстойником. В скором времени будет решена и проблема отопления: через два года планируется обязательная газификация всего поселка. Вероятно, к тому моменту завершится строительство дома и начнутся отделочные работы. Конечно, отопление в доме можно наладить и гораздо раньше, например, с помощью газгольдера с жидким газом. Вкопанной в землю пятитонной бочки при средней эксплуатации должно хватать примерно на год. Впрочем, опытному строителю, безусловно, виднее, как поступать.
Помимо дома со львами на участке запроектированы баня и бассейн. Уже сделан небольшой фонтан с каскадами, облицованный керамогранитом, который служит не только украшением, но еще и как система фильтрации воды в бассейне. Кроме этого, на участке предусмотрен колодец. Для улучшения характеристик воды традиционным железобетонным кольцам автор предпочел засыпку гранитным отсевом-фильтром колодезной шахты на всю глубину. Внутренняя поверхность колодца выполнена из керамического кирпича и облицована керамогранитом. В оформлении надземной части сооружения можно увидеть декоративную стрелку, помогающую сориентироваться по сторонам света: она всегда указывает строго на север.
В ближайшее время на участке появится небольшой гостевой домик. Никаких иных построек не планируется. Видимо, по замыслу создателя, ничто не должно отвлекать от созерцания живописного ландшафта.
В. Ермаков: «На любом поприще, в том числе и в строительстве, многое происходит от стремления к совершенству. Хочется создать нечто надежное и незыблемое, при этом современное, но опирающееся на старые архитектурные традиции. Дом со львами во многом явился отражением моего взгляда на жилище. Кроме того, уже независимо от проектировщика, дом несет специфические черты той местности, в которой «вырастает». Созданный однажды автором, он живет самостоятельно. Как и человек, взрослеет, накапливает опыт, вырабатывает определенную философию и существует по своим законам».