Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Приграничные земли

Власть / 02.12.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В последнем в текущем году выпуске «ЗО» мы заканчиваем цикл обзоров, посвященных периферийным территориям Ленинградской области, таким, до которых девелоперы пока не добрались. На сей раз речь пойдет о северо-западной и северной части Выборгского района, которые еще не слишком хорошо изучены и освоены петербуржцами. Однако и там есть множество интересных мест.

Завыборжье разительно отличается от привычных для Карельского перешейка ландшафтов: вытянутые песчаные холмы (морены) сменяются здесь скальными грядами, пейзаж все больше напоминает финско-карельский. С точки зрения геологии как раз по линии Выборг—Приозерск проходит южная граница Балтийского щита — гигантской гранитной столешницы, северный край которой обрывается норвежскими фьордами. Эта скандинавская принадлежность всегда оказывала влияние на жизнь Завыборжья. Оказывает и сейчас.

Приграничные края долго были настоящей глухоманью — всего в паре километров от хельсинкской трассы можно заблудиться в глухой тайге. Причина такой необитаемости крылась не только в большом удалении от областного центра, но и в статусе погранзоны, которая начиналась сразу за Выборгом.

Режим пребывания здесь был очень непростым, а уж недвижимость могли приобрести только проверенные люди с местной пропиской. Первые предложения продаж в Завыборжье начали появляться в самом начале 1990-х годов, в виде специфических для бывшей финской территории «фундаментов». Так называли любые останки строений, которые можно было оформить в аренду на 49 лет для ИЖС или под фермерское хозяйство через местный сельсовет. Чаще всего в роли «фундаментов» выступали разрушенные коровники, которые, в отличие от жилых домов, финны строили из гранитных глыб. Этих «фундаментов» выборжане скупили огромное количество; некоторые из них перепродаются и сейчас. Конечно, быстрее всего нашли постоянных хозяев участки, расположенные по берегам озер и Выборгского залива. При подъезде к любому мало-мальски красивому водоему, скорее всего, вы натолкнетесь на шлагбаум и вывеску «Частная охраняемая территория». Чаще всего владельцы двух или трех расположенных рядом домов объединяются и создают своеобразный мини-поселок с единой энергетикой, канализацией и системой безопасности. Жизнь в этих стихийно возникших и не обозначенных ни на каких картах поселениях довольно спокойная — и местные власти, и контролирующие органы о них словно забыли. Немало объектов недвижимости здесь построено с различными и порой весьма серьезными нарушениями природоохранного законодательства — в лесах первой категории, в водоохранных зонах, в заказниках, без архитектурных и геодезических согласований… И насколько можно судить по публикациям в СМИ, областные власти об этой проблеме (как и о более глобальной — «самострое») знают, но драконовских мер применять не собираются. Во-первых, чаще всего владельцы недвижимости не виноваты, что им выделили участки в неположенных местах, а во-вторых, количество нарушителей исчисляется тысячами, а то и десятками тысяч, поэтому всех покарать не хватит сил, а делать это избирательно — значит встать на тропу войны со всеми и заслужить обвинения в несправедливости.

Стихийность — ключевое слово для описания рынка недвижимости за Выборгом. Собственно, и рынка-то как такового нет: большая часть предложений приходит спонтанно. Чаще всего это те самые «фундаменты», дома в поселках и деревнях, дачные участки.

Завыборжье подразделяется на несколько секторов естественными и искусственными преградами. Большая часть обжитых участков тяготеет к шоссейным дорогам. Западный сектор вытянут вдоль главной автотрассы региона — М10, или «Скандинавии», ведущей к таможенному посту в Торфяновке. Развитие прилегающих земель происходит под влиянием именно этого транспортного коридора, по которому в год проезжает несколько миллионов машин. Придорожные поселки вроде Кондратьева полностью переключились на обслуживание трассы. Интересно, что так было всегда: нынешнее шоссе почти точно повторяет маршрут древней Королевской, или Русской, дороги, вдоль которой села и деревни существовали как минимум с XIII века.

Примечание

Светогорское шоссе может претендовать на звание одной из худших дорог России. По сути, это еще довоенная дорога, не рассчитанная ни на современные скорости, ни на существующий трафик. К многочисленным горкам

и поворотам добавляются чудовищные ямы в асфальте.

Древние легенды этих земель рассказывают о сражениях викингов, о замке шведского колдуна Кнута Поссе, а вот археологические находки на дне Выборгского залива — это уже достоверный факт.

На островах и мысах не редкость старинные укрепления.

Всюду, где М10 подходит поближе к заливу, берега уже освоены. Особенно на землях сельских поселений — в Подборовье, Чулкове, Большом Бору. Здесь легче было получить участки, и поселки представляют собой довольно эклектичную картину: в центре стоят классические покосившиеся и посеревшие от времени деревенские развалюхи, а по окраинам гордо высятся современные коттеджи.

Наряду с этим сохраняются труднодоступные и вообще недоступные участки побережья. Дело, как всегда, упирается в дороги — старые финские грунтовки очень обманчивы: можно ехать по ним несколько километров абсолютно нормально, а потом вдруг наткнуться на непроходимую топь. Зато водные маршруты осваиваются активно.

Сейчас почти все прибрежные поселения снабжены причалами (чаще всего тоже незаконными). Кстати, заправки для катеров в Выборгском районе отсутствуют — инвесторам есть о чем подумать.

В западном секторе предложений немного — большая часть участков там принадлежит выборжанам, а смена владельцев происходит чаще всего по знакомству. Еще один весьма специфический ресурс западного сектора — острова. Их здесь, в шхерной части Выборгского залива, сотни. Правда, в основном это просто скалы, торчащие из воды, но есть и крупные, десятки гектаров. Побережье, заросшее тростником и кустами, летом представляет собой настоящие джунгли. Здесь проходит так называемый северный, или рыбацкий, фарватер — действительно, в этой части залива рыба ловится хорошо. Пока что лакомый кусок недоступен покупателям: большая часть островных земель относится к федеральной собственности. Это либо леса, либо всевозможные государственные объекты вроде маяков, либо водоохранная зона — маленькие острова она покрывает целиком, есть и находящиеся в погранзоне... Рано или поздно торговцы недвижимостью доберутся и до них, но главной проблемы — энергетической и инженерной — им, по всей видимости, не решить.

Западный сектор отрезан от остальной части Выборгского района железнодорожной веткой, ведущей к границе, и в десяти километрах за нею Сайменским каналом, территория вдоль которого арендована Финляндией. Эти две магистрали не пересекаются поперечными автомобильными дорогами, поэтому изрядная часть выборгских земель выпадает из оборота в силу абсолютной транспортной недоступности. Следует учитывать, что на месте нынешних лесов и болот у финнов были луга и пашни, которые они последовательно и умело осушали. В последние шестьдесят с лишним лет этим никто не занимается, и гидрологический режим здесь совершенно непредсказуем.

Северный сектор ограничен Сайменским каналом и озерно-речной системой Вуоксы. Здесь тоже есть транспортная ось — Светогорское шоссе (А124), но оно не играет столь значимую роль, как торфяновская дорога в западном секторе. Местная дорожная сеть довольно развита, поэтому и населенные пункты расположены равномернее. Но Светогорское шоссе поистине может претендовать на звание одной из худших дорог России. По сути, это еще довоенная дорога, не рассчитанная ни на современные скорости, ни на существующий трафик. К многочисленным горкам и поворотам добавляются чудовищные ямы в асфальте. Шоссе периодически чинят, но транзитный большегрузный транспорт разбивает его за два-три месяца. Сейчас говорят о кардинальной реконструкции с расширением, но когда у областных властей найдутся на это средства — неизвестно.

Название всех крупных населенных пунктов здесь заканчиваются на «-горск», и это неспроста. Действительно, начиная от Краснохолмских озер тянутся одна за другой длинные скальные гряды, вытянутые с юго-востока на северо-запад. Высота некоторых достигает 50–70 м, и такие для наших плоских краев вполне могут считаться горами. (Кстати, к северу от Выборга начинается общее повышение местности; Светогорск выше уровня Балтийского моря почти на 100 м). Между грядами часто встречаются озера: как и скалы вокруг, это наследие ледникового периода. Многие озера соединены протоками, которые в древности входили в водную систему Вуоксы. Именно здесь люди впервые обосновались на выборгской земле, здесь проходил древнейший торговый путь (и здесь нашли самую древнюю в мире рыболовную сеть, сплетенную 8,5 тыс. лет назад).

Естественно, и сейчас люди стараются поселиться на берегу озера. Однако сделать это непросто — старые советские садоводства почти всегда расположены вдали от воды. Есть несколько новых коттеджных поселков — в Глубоком, в Михайловском, между Каменногорском и Лесогорском, но там вся земля освоена, хозяева меняются редко и чужих стараются не пускать. В этой части Выборгского района попадаются настоящие классические фермы, затерянные в лесах. Леса же такие, что и сто метров по ним пройти тяжело. Местность сильно пересеченная, сплошь болота, перелески, темные ельники. Может поэтому, а может, и из-за того, что вокруг охотничьи заказники, в северном секторе довольно много диких животных — лосей, кабанов, лисиц. Есть и волки. Вышеупомянутые фермеры занимаются именно крестьянским трудом, и, проведя разведку окрестностей, можно найти для себя источник недорогих, но вкусных и экологически чистых продуктов: картофеля, молока, мяса и дивной копченой рыбы.

Стоимость участка немало зависит от характера окрестностей. Близость озера или красивый сосновый бор по соседству повышают цену процентов на двадцать, что свидетельствует о перемене интересов местных жителей. Теперь загородный дом уже воспринимается не как фазенда, а как место для отдыха. Завыборжье — давняя дачная вотчина выборжан, поэтому участки на этом направлении стоят почти в два раза дороже, чем в сторону Петербурга (60 тыс. руб. за сотку против 35 тыс. руб.). Но только в радиусе 10–20 км от Выборга, затем картина меняется на диаметрально противоположную. В хорошем месте здесь, как и на побережье залива, земля может стоить и 80, и 100, и 120 тысяч за сотку.

Примечание

Специфическая особенность северного сектора — непрекращающиеся разработки гранита. Местные жители давно привыкли, что два-три раза в день раздается апокалиптический грохот — это рвут камень в карьерах. Бог с ним, с шумом, но взрывная волна распространяется по всей гранитной подложке, поэтому вблизи карьеров лучше возводить сейсмоустойчивые строения.

Последний участок Завыборжья — крайний север, треугольник, зажатый между границами с Финляндией и Карелией. Это самая настоящая глухомань, населенных пунктов здесь практически нет, да и дорог всего две: одна ведет к карельской Ринтале, другая — к Тополькам и дальше к Светогорску. Дороги не нужны, потому что ездить некуда, некому и незачем. Разве что возят гранит из карьеров в Бородинском да лес в сторону Финляндии. Совхозы местные позакрывались, воинские части расформированы, и в деревнях царит непреходящая депрессия.

В связи с этим недвижимость недорогая; в 1990-е годы полуразрушенный дом можно было купить и за 200 долларов. Сейчас, конечно, цены подтянулись, но все равно относительно невысоки. Предлагают участки в красивых местах по 10–12 тыс. руб. за сотку. Вот только добираться до них проблематично.

Слово экспертам

Некоторые особенности выборгской земли

Эхо войны

Повсеместно в земле встречаются гранаты, осколки, снаряды. Особенно насыщен взрывоопасными предметами участок от Краснохолмских озер до озера Петровское и до Пальцева — здесь проходило кровопролитное сражение при Тали-Ихантало.

Приливы-отливы

Гидросистема за Выборгом тесно связана с Выборгским заливом, Вуоксой и Сайменским каналом. Река и канал отличаются нерегулярным водостоком (соответственно из-за работы ГЭС и шлюзования судов), а в заливе иногда случаются наводнения и обмеления. Как и в Петербурге, они обусловлены морскими ветрами. Уровень воды даже в озерах, удаленных от моря на 10 км, но сообщающихся с ним, может меняться на десятки сантиметров.

Погранзона

Жесткий пропускной режим отменили несколько лет назад, однако формально «тыловая» погранзона была возвращена в 2006 году. Де-юре пограничники и милиционеры могут требовать документы у всех, кто едет дальше Выборга. Граждане, имеющие дачные или садовые участки (дома) в пограничной зоне, въезжают по документу, удостоверяющему личность, при наличии справки (книжки), подтверждающей членство в дачном или садоводческом коллективе, или выданной администрацией муниципального образования (волости, поселка) справки о наличии дачного или садового участка (дома) в пограничной зоне. Члены семьи, въезжающие отдельно, должны иметь справку дачного или садоводческого коллектива (местной администрации) и документ, удостоверяющий личность.

Новые проекты

На территории Выборгского района запланировано реализовать несколько крупных проектов, связанных с пассажирским и транспортным транзитом. Это расширение железнодорожной ветки на Буслово, сопряженная с ним прокладка нового полотна Приозерск—Каменногорск, строительство Североевропейского газопровода (он пойдет от бухты Портовая в Выборгском заливе) и даже, возможно, создание судоходного канала Ладога—Балтийское море!

В избранном В избранное
3740
Предложения