Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

От бумажной утопии к бионической феерии

Проектирование / 02.12.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Современные здания часто поражают наблюдателя необычными очертаниями, которые варьируются от простых геометрических форм до текучих биоморфных сооружений или кажущихся незаконченными построек, откуда ушли строители, забыв леса и краны. Подобные изыски чаще встречаются в общественных зданиях, чем в частных домах, что неудивительно, так как в жилище человек ищет спокойствия, а потому оно весьма консервативно. Но и тут можно встретить эксперименты с пространством.

Несмотря на то что существующие технологии строительства не могут не влиять на облик здания, у архитектора всегда есть возможность построить дом, хоть чем-то да отличающийся от соседних. По мере либерализации общества традиционные ценности и образ жизни сменяются свободой выбора и каждый может быть тем, кем ему хочется. Это самовыражение не могло не сказаться и на облике построек. Даже самые изысканные и вычурные здания барокко или модерна вписываются, если присмотреться, в рамки привычных форм, а текучий декор — всего лишь декор. Современная же архитектура, кажется, пытается воплотить в бетоне, металле, дереве и стекле все «бумажные» архитектурные утопии прошлых веков.

Примечание

«Бумажной архитектурой» называют архитектурную графику и фантазии, которые никогда не были воплощены в реальных строениях, а часто их построить невозможно в принципе.

Сложно сказать, в какой степени применяемые материалы ограничивают стиль и форму здания. Разумеется, их возможности играют огромную роль в создании дома, хотя бы потому, что определяют многие его характеристики. Но, к счастью, сегодня выбор материалов для постройки весьма обширен и можно найти наиболее подходящий. К тому же нередко для похожих конструкций используют принципиально разные материалы (при том условии, что они подходят по своим характеристикам). В некоторых случаях кирпич заменяют пенобетоном, а металлические фермы — деревянными. То, что строится сегодня с использованием армированного бетона или клееного дерева, в принципе невозможно возвести с использованием технологий прежних веков. Однако это не мешает и современным архитекторам строить здания традиционного облика, даже если они не лишены изыска. С другой стороны, гигантские купола соборов эпохи Возрождения строились из вполне традиционных материалов — камня или кирпича. А их размер и впечатление, которое они производят, ничуть не уступают современным «падающим» стенам.

Можно сказать, что в традиционной архитектуре главенствовали рисунок и узор, а сегодня важнее форма и цвет: картина сменилась скульптурой, обычно абстрактной.

Бумажные утопии прошлого

Начиналось все, как всегда, с набросков, сделанных гениями. Первыми дошедшими до нас архитектурными утопиями считаются рисунки знаменитого итальянского архитектора и художника-графика XVIII века, мастера архитектурных пейзажей, Джованни Баттиста Пиранези. В своих гравюрах он воображал и показывал фантастические, невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции. Пиранези изображал невероятные здания-города в ренессансном стиле, его вымышленные постройки были насыщены колоннами, арками, лестницами и переходами, причем все это было колоссального размера и в большом количестве (думается, что и его работами вдохновлялся художник Морис Эшер).

Чуть позже французский архитектор-классицист Клод-Никола Леду разрабатывал непрактичные, визионерские замыслы «идеального города» в Шо. Его наброски носили откровенно утопический и даже сюрреалистический характер: к примеру, дом садовника был в виде громадной правильной сферы, дом терпимости — в виде фаллоса и т. д.

Как теперь выясняется, фантазии великих мастеров прошлого вовсе не такие нереальные, как казалось ранее, а архитекторы, рисовавшие их, опередили свое время на столетия. Эти рисунки вдохновляли как архитекторов, так и художников.

Уход архитектуры от традиционных, веками проверенных форм начался в XIX веке, в эпоху эклектики. Тогда стали допустимыми комбинации самых разных исторических стилей. К тому же новые технологии, такие как металлические опоры и перекрытия, позволяли строить то, что дотоле было невозможно. Именно из такой комбинаторики в начале XX века «выплавился» знаменитый модерн, который называют последним из «великих стилей». То есть стилей, определивших лицо эпохи.

Примечание

Архитектура отрывалась от реальности постепенно, следуя развитию технологий строительства и проектирования. Сегодняшние фантастические постройки — результат долгой вековой эволюции той архитектуры, которую принято называть современной. Причем многое, что за последние годы реализовано в бетоне, дереве, металле и стекле, стало лишь воплощением самых смелых идей «бумажной архитектуры» — конечно, с учетом стилистических особенностей эпохи, сменившегося духа времени и существующих технологий.

Итальянец Антонио Сант-Элиа подхватил эстафету архитектурных фантазий в начале XX века. К сожалению, ему было не суждено воплотить свои замыслы в реальность — он погиб во время Первой мировой войны. Но его проекты повлияли на развитие архитектуры в XX веке. До сих пор здания на рисунках выглядят современно.

Не всем архитекторам русского авангарда удалось воплотить свои проекты в жизнь. Яков Чернихов и Иван Леонидов построили буквально по одному зданию. Яков Чернихов — канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик» в Петербурге, а Иван Леонидов — лестницу в Пятигорске. Но их проекты и эскизы, кажется, предвосхитили всю архитектуру второй половины XX и начала XXI века. Там можно найти и изломы деконструкции, и ванты хай-тек, и бионические формы… Не зря архитектуру советского конструктивизма так ценят современные архитекторы — идеи, впервые появившиеся в фантазиях первой половины века, стало возможным воплотить в материале во второй.

Без сомнения, и первые здания были не бесформенными. Просто их форма — как наружная, так и помещений — традиционна и привычна, а кроме того, не столь сильно удивляет. Попытки освободить здания от привычных форм предпринимались неоднократно. Эксперименты начались еще в эпоху барокко, а расцвет пришел в период модерна. Впрочем, и готические соборы не отличались скромностью облика.

Первые изыски современности

Смелые эксперименты с формой начались в эпоху модерна. Француз Эктор Гимар и бельгиец Виктор Орта экспериментировали с объемами зданий. Комната с плавно переходящим в стены потолком в парижском особняке Гимара или ажурные стеклянно-металлические козырьки, нависающие над входом в парижское метро, не оставляют равнодушным никого. Российский модерн не отставал. Чего только стоит знаменитая во всем мире лестница в особняке Рябушинского постройки Федора Шехтеля в Москве.

В зданиях каталонца Антонио Гауди, прославивших Барселону, вариации форм почти бесконечны. Основными чертами его стиля были использование большого количества керамики при отделке зданий и — главное — необычайно вычурные детали. Почти все его здания удивляют биоморфными эркерами, балконами, трубами, лестницами и интерьерами. Эта квинтэссенция стиля модерн не кажется слишком уютной, поскольку посетитель здания оказывается как бы в чреве фантастического чудовища. А башни знаменитого собора Саграда Фамилиа чем-то похожи на группу грибов.

Примечание

После декадентства модерна наступил период, когда все прогрессивное человечество увлеклось строительством новой жизни, поэтому и пришла мода на упрощение и удешевление отделки зданий. Типичные для конструктивизма и функционализма чистые формы с минимумом мелких деталей, стены, пересекающиеся под прямыми углами, почти не оставили места для вычурных нюансов, подобных тем, что прославили модерн.

Обсерватория Башня Эйнштейна, построенная в Потсдаме архитектором Эрихом Мендельзоном, является революционным для своего времени зданием; ее можно назвать переходной от модерна к функционализму. В этой бионической постройке угадываются черты обоих стилей. Кстати, постройка Мендельзона есть и в нашем городе — силовая станция текстильной фабрики «Красное Знамя».

После Второй мировой войны экзотическими формами увлеклись Ле Кюрбюзье в Европе и Индии, Фрэнк Ллойд Райт в США и Оскар Нимейер в Бразилии. Прежде эти архитекторы строили очень яркие и качественные, но все-таки относительно традиционные здания. Капелла в Роншане, созданная Ле Корбюзье, и музей Гуггенхайма в Нью-Йорке по проекту Райта стали еще одним прорывом в архитектуре странных форм. Нимейеру повезло построить целый город — столицу Бразилии с именем страны.

Уже позже был феерический оперный театр в Сиднее Йорна Утзона, аэропорты Эро Сааринена в США и «айсберг» Дворца Финляндии Алвара Аалто в Хельсинки, переплетение металла в Центре Жоржа Помпиду в Париже Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса (с этой постройки начался хай-тек).

В отрыв от реальности

В последние десятилетия благодаря новым материалам и технологиям строительства, а также возможностям компьютерных технологий, которые позволяют рассчитать любые конструкции, здания и сооружения, которые далеки от прямоугольных параллелепипедов, едва ли не более популярны, чем традиционные дома.

Кажется, все архитекторы, располагающие достаточными бюджетами, экспериментировали с формой. Белые «перья» и «кости» Сантьяго Калатравы парят над музеями в Валенсии и Милуоки и олимпийским комплексом в Афинах. Вообще, все здания этого архитектора воздушны и легки. Переплетения хай-тека, ставшего чуть ли главным стилем современных офисных зданий по всему миру, сменили более холодный и стандартизованный «международный» стиль. Деконструкция наиболее радикально работает с пространством, насыщая его колючками арматуры, обломками деталей и кривыми стенами. Создается впечатление, что постройки то ли собрались разваливаться, то ли еще недостроены. А иногда они предстают чудовищами, только что вылезшими из океана и превратившимися на воздухе в металл, как, к примеру, у Фрэнка Гери. Эрик Мосс любит невероятно острые углы и спицы. Австрийцы из Кооп Химмельблау экспериментируют с «бумажной архитектурой» русского авангарда, внедряя отдельные ее элементы в свои творения. Музеи, заводы и станции Захи Хадид выглядят как задремавшие гигантские существа неизвестных науке видов. Уильям Алсоп украшает здания окнами в виде клякс и поднимает их над землей на тонких и заплетающихся металлических опорах. Библиотека в Сиэтле Рема Кулхаса больше всего похожа на гигантское стеклянное оригами. «Огурец» и «ракушка» Нормана Фостера стали украшением Лондона, а высотка «Агбар» в Барселоне вызывает те же ассоциации, что и упомянутые выше наброски Леду. Жилая многоэтажка в голландском Алмере, мало того что хитро изгибается, так еще и покрыта металлической «чешуей», как броненосец... Наверное, только перечень современных зданий необычной формы займет весь номер журнала.

И даже такие, казалось бы, традиционные постройки, как храмы, тоже не остались в стороне от архитектурного безумия. Более того, церкви большинства конфессий уже давно перестали быть зданиями традиционной архитектуры. И если православные храмы или мусульманские мечети редко отличаются от традиционных церковных зданий, то католические и, особенно протестантские, церкви стали простором для экспериментов с объемами и отделкой. Бетонный шатер храма в итальянской Сиракузе возвышается над всем городом, а хельсинская церковь в скале спрятана почти целиком в гранит. Но это не мешает этим постройкам быть достопримечательностями.

Жилые дома пока тяготеют к традиционным формам. Даже ультрасовременные постройки, возведенные по индивидуальному проекту, редко отличаются от привычных нам по городским квартирам комнат. Разве что по размерам, наличию двухсветовых пространств или интересных лестниц и переходов. И в самом деле, зачем делать слишком много сложных дуг или граней в доме, где просто живут. Его задача — быть удобным для людей местом, а не аттракционом. Впрочем, число странных жилых домов исчисляется тысячами. Особенно любят такие изыски американцы.

В Петербурге тоже есть интересные образцы современных форм в архитектуре. В Сестрорецке Борис Левинзон построил дом, отсылающий одновременно и к архитектуре Гауди, и к бионическим архитектурным фантазиям. Белый цвет подчеркивает причудливые изгибы стен. Другое его здание — дом «Дельфин», стоящий на выставке коттеджей в Ленэкспо, доступен для осмотра.

В избранном В избранное
2873
Предложения