Е жемесячный журнал несовершенен тем, что с момента написания статьи до ее просмотра читателем проходит немало времени и материал уже не столь злободневен. Особенно страдают этим публикации первых номеров года, выходящих после тяжких новогодних каникул, во время которых работники умственного труда из органов государственной власти нежат свои тела в теплых водах экваториальных государств, а граждане, оставшиеся в стране, повышают норму потребления чистого алкоголя на душу населения. А в кризисные периоды скорость устаревания информации выше.
Кризис подкрался внезапно, что особенно заметно на фоне состоявшихся в прошлом году многочисленных помпезных мероприятий — форумов, конференций, презентаций, выставок, объединенных их отношением к недвижимости и длинноногими девицами с цветными шариками в руках. Сейчас вряд ли кому придет в голову знакомиться с содержательной частью заявленных там докладов. Но сказанное не отрицает пользы обмена мнениями. Например, в ноябре в редакции состоялся «круглый стол», на который мы пригласили менеджмент — наших рекламодателей. Тема четко не формулировалась: участники пришли поговорить о наболевшем. Почти все сказали, что дела идут хуже, чем раньше, а от кризиса никто не выиграл —
ни покупатели, ни девелоперы, ни строители. Объемы продаж упали, сотрудников «слегка» сокращают, особого оптимизма на публику по поводу будущих доходов никто не высказывал, цены вместе со спросом, скорее всего, снизятся, а концепции некоторых поселков придется пересматривать. Поговорили хорошо, душевно и откровенно — не для прессы, выпили кофе с коньячком, закусили и разошлись. Но некоторые выводы можно сделать из документально подтверждаемого источника: присутствующим были розданы листики с вопросами, на которые отвечали только те, кто хотел. Конечно, выборка (у меня 22 анкеты из 40 розданных) невелика, но представительна.
На мой взгляд, кризис — проблема менеджмента (не физических лиц, а управления вообще). Судя по всему, с этим делом плохо. Мало кто читает умные книжки об этом, а ведь их полно на полках в магазинах. Еще один штрих: на одной из недавних встреч с ведущими специалистами рынка загородной недвижимости, организованной другим журналом — «родственником» по тематике, из глубины зала прозвучал вопрос: «Что такое риски?» Естественно, вопрос задал я, но загадочное слово употребляли все, кто вещал из президиума. Так вот, вопрос всех смутил —
ответа никто не знал. Вот и результат. Пока все идет хорошо, мало кто думает о плохом.
Хорошая жизнь закатывалась незаметно. Весь год было видно, что предложение на рынке растет непомерно спросу; при этом цены продолжали повышаться. Спрос умело формировался подконтрольной строителям прессой и им же заглядывающими в глаза чиновниками, в том числе так называемыми экспертами, которые убеждали население, что недвижимость всегда в цене. В этом смысле ценообразование на рынке загородной недвижимости выгодно отличалось железной логикой: весьма убедительно сравнение цены нового собственного дома с инфраструктурой и земельным участком, сопоставимой с ценой плохонькой квартиры в панельном доме постройки 1970-х годов, расположенном в спальном районе. Очевидно, что если такая квартирка стоит немало, то собственный дом с землей и инфраструктурой не должен быть дешевле. И тут никакой аналитики и макроэкономики не надо, а расчеты себестоимости и нормы доходности волнуют только инвесторов.
Я думаю, что штатные пишущие аналитики подведут итоги года в процентах, долларах и рублях, но всех интересует прогноз — то есть брать ли зонтик, выходя из дома. В этом смысле весьма показательным было мероприятие под названием «Новые технологии прогнозирования в условиях нестабильности», состоявшееся в декабре в ИТАР ТАСС при участии «приглашенных ведущих российских и зарубежных аналитиков рынка недвижимости, органов власти и профессиональных объединений». Присутствующие беспомощно и заунывно терзали загрустивших журналистов цифрами статистики и макроэкономическими терминами, а свелось все к очевидному: цена на нефть упала — чего вы еще хотите? Пересказывая известные цитаты ведущих каналов ТВ, спрогнозировали, что весной, в крайнем случае осенью 2009 года все восстановится. Хотелось бы вступиться за коллег: утверждать что-то в ситуации полной экономической неопределенности сложно. Поэтому не нужно. Моя точка зрения: если кто-то сейчас скажет, что будет так-то, не указав научно обоснованной степени достоверности прогноза, — не принимайте во внимание. Случайно, конечно, можно попасть пальцем в небо.
По некоторым подсчетам, средние цены на «загород» выросли за три квартала 2008 года на 20–30%, и по тем же подсчетам — упали в четвертом квартале примерно на столько же. Если исходить из целей нацпроекта «Доступное жилье» (судя по всему, жилье подразделяется на доступное и недоступное), «загород» становится ближе к «доступности». Вот только деньги у народа куда-то делись... Причем их не стало и у бизнеса, промышленности, торговли, транспорта. И даже в банках (имею в виду учреждения финансовой системы) денег нет. Спрашивается, куда делись эти бумажки, которых еще полгода назад у многих было с избытком. Несмотря на заклинания экономистов о долларе, который «не жилец», купили на рубли долларов и заодно, в силу недоверия к рублю, сильно упавших евро.
Затаились потенциальные покупатели, не вкладывают пока в недвижимость. Ждут, когда можно будет купить дешевле. Интуиция подсказывает, что есть структуры и, естественно, физические лица, которые эти деньги аккумулируют, дожидаясь дна рынка: и ведь дождутся-таки и скупят все. А недвижимость нашим гражданам, похоже, не нужна больше, кроме обитателей коммуналок (но «утешу»: и кризис не дает им никаких новых шансов). Живем только один раз: решать «недвижимые» задачи и проблемы нам все-таки придется. Без оглядки на кризис.