Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Теплые стены каркасных домов

Каркасные, панельные, щитовые дома / 29.12.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Хватит ругать каркасное домостроение! Это данность нашей цивилизации. Такая же, как технология строительства пирамид из гигантских каменных монолитов в древние времена, утраченная ныне. Или возведение уникальных по прочности и красоте конструкций из керамического кирпича, коей уже не одно тысячелетие. Или деревянное зодчество прошлых веков, не требовавшее гвоздей (наверное, по причине их недоступности)…

Именно в домах с выверенным, рассчитанным каркасным конструктивом, в которых промежутки между силовыми стойками и перемычками заполнены утепляющим материалом, а наружная облицовка может быть абсолютно любой, в первой половине XXI века нам предстоит и жить, и работать, и отдыхать. Впрочем, наше издание специализированное, и в первую очередь нас интересует практика загородного домостроения. И там каркасные постройки приобретают все больше сторонников. Между тем даже самые совершенные технологии в руках не слишком цивилизованных исполнителей есть зло.

Для начала скажем, что с каркасным строительством в обозримом будущем нам придется сталкиваться всюду: и в городе, и за его пределами, и в жилищном, и в промышленном строительстве. Правда, каркасы, равно как стеновые ограждения и утепляющие вставки, могут быть разными. Каркасы делают из древесины (сырой, высушенной, клееной), собирают из металлоконструкций, отливают из монолитного бетона в переставной опалубке. От этого технология не теряет права называться каркасной. С утепляющими вставками ситуация такая же. Пространство между силовыми элементами можно утеплять вспененными полимерами (дешевым пенопластом или менее демократичным экструдированным пенополистиролом) либо превращенными в волокно минералами (всем известны торговые марки базальтовой ваты и стекловаты). Встречаются и экзотические (во всяком случае, пока) предложения, например заполнение полостей пенящимися материалами на основе газобетона с помощью передвижной установки. Наружная и внутренняя облицовка может быть любой: от тех же полимеров, цветом и фактурой имитирующих разные материалы, до плит из натурального мрамора. Но все технологии обязаны быть экологичными (то есть не должны причинять вред здоровью и жизни пользователей) и подчиняться основным законам физики. Иными словами, мы подводим читателя к мысли, что при всем богатстве выбора форм и материалов проектирование и строительство каркасного дома не терпит дилетантизма.

Если верить данным основных загородных застройщиков (см. обзор на с. 26), то треть частных домов, возводимых в наших пригородах, — каркасные. На деле их значительно больше, потому что и каменные, и деревянные дома имеют немало каркасных элементов (например, стропильные конструкции мансардных этажей). Каркасное домостроение известно нашим дачникам уже полвека: еще в сталинские времена дачные дома строились на основе дощатого каркаса, а в качестве насыпного заполнителя использовался шлак. Эти строения оказались и вполне ремонтопригодными, и достаточно теплыми, для того чтобы не одно поколение коротало в них зимние уик-энды под треск дров в печке. В сегодняшней даче- и домостроительной практике широко распространены три «подвида» каркасных домов.

1. Дом-платформа первого поколения

Речь идет о самом массовом в наших дачных поселках и садоводствах способе частного домостроения. Методики проектирования и строительства дома по технологии «платформа» разработаны и подробно описаны нашими соседями — финнами, переведены на русский язык и порой без ссылок на первоисточники описаны во многих отечественных пособиях для застройщиков. Чаще всего по этой технологии (точнее, в соответствии с ее азами) частные дачные дома сооружают кустарным способом — своими силами. К работе под руководством будущего домовладельца привлекаются сформированные по принципу сборной СССР бригады гастарбайтеров, расквартированных по соседству с садоводством или дачным массивом. Именно эта «метода» берется на вооружения небольшими строительными компаниями, не имеющими собственных производств и приобретающими материалы на ближайшей к стройбазе. Между тем технология дома-платформы вполне рациональна, и, вооружившись ею, финны полвека успешно решали острейшую жилищную проблему в условиях тундры. Каркас формируется на ровном фундаменте (он может быть и столбчатым, и ленточным, и плитным — в зависимости от местных условий и кошелька домовладельца) прямо на месте. Вначале делают полы и обвязку первого этажа, потом каркасные стены, на которых возводят платформу — основание следующего этажа.

В отечественной практике для строительства каркаса чаще всего используют брус и полубрус сечением 150 х 150 и 150 х 75 мм, «вяленую» (то есть слегка подсушенную) обрезную доску, гвозди и металлические уголки для соединения основных узлов. Такое строительство имеет и неоспоримые преимущества, и серьезные недостатки. Плюсами можно считать относительную дешевизну и нетребовательность к условиям работы на стройплощадке. К сожалению, российский Северо-Запад изобилует заболоченными территориями и вязкими почвами: такова плата за чистый и насыщенный кислородом лесной воздух. Бывает, что подъемному крану и тяжелому грузовику к месту стройки просто не подъехать, а «убивать» лесной покров нежелательно (природу надо «приручать» постепенно). В этом случае дом-платформа, который можно собрать в четыре руки на облегченном фундаменте, оказывается самым правильным решением.

Главный, а порой непреодолимый минус технологии — опять же, ее доступность, а точнее, зависимость от добросовестности и квалификации исполнителей. В течение 50 лет, прошедших с момента, когда финны начали активно разрабатывать и пропагандировать каркасное домостроение, технологии не стояли на месте. В частности, для силовых элементов, перекрытий и перегородок у них сегодня регламентируется использование материалов разного качества. Для сортировки пиломатериалов применяется электронная дефектоскопия, а в любом гипермаркете строительных товаров можно приобрести все конструктивные элементы будущего дома и комплект материалов в строгом соответствии с проектной документацией. У нас каркасы чаще всего делают из сырой древесины, которая примитивным способом сортируется в момент погрузки на пилораме (видимый невооруженным глазом брак откладывают в сторону). Именно по этой причине балки часто прогибаются, каркас «ведет». Если же добавить к нарушениям технологии еще и ошибки проектирования — прощай, технологичная конструкция, над оттачиванием которой трудились европейские строительные институты. Перекошенный каркас прочностью напоминает карточный домик, швы между утеплителем и стойками неминуемо расходятся.

Несколько слов об утеплении таких домов. Как правило, для этого используют плитные материалы на основе базальтовой ваты либо блоки пенопласта, которые вставляют враспор в ячейки каркаса. В последнем случае ошибки в нарезке коректируют, заполняя небольшие щели монтажной пеной. При строгом соблюдении технологии дом действительно будет держать тепло. Хотя оба варианта имеют среди строителей как сторонников, так и противников. В частности, с пенопластом работать легче — он не вызывает аллергии и не подвержен намоканию, а также не сползет со стен, оставив в ячейках каркаса полости. Но высокая пожароопасность не позволяет использовать его в помещениях, отапливаемых печами и каминами. Для поборников точности в формулировках отметим: современные пенополистиролы сами по себе не поддерживают горение, но при пожаре могут наполнить помещение едким дымом, поэтому СНиПы требуют изолировать пенополистирольные утеплители от сгораемых конструкций, например, слоем штукатурки либо гипроком.

2. Второе поколение: домокомплект

В дачных массивах Карельского перешейка, то есть расположенных недалеко от границы, встречаются каркасные дома второго поколения: «фирменный» каркас из клееных элементов приобретен в Финляндии вместе с проектом, привезен к месту будущей стройки и уже у нас, в России, укомплектован всем тем, что удалось найти у специализированных дилеров и на окрестных базах стройматериалов.

Увы, такой бизнес, как комплектация домов для частного заказчика, сегодня в нашем регионе неразвит, однако в ситуации, когда армия владельцев незастроенных участков растет в геометрической прогрессии, у него большие перспективы. Поэтому говорить о таких домокомплектах применительно к Ленинградской области приходится в сослагательном наклонении.

Хорошо, когда можно выбрать проект, приобрести набор документации с полным перечнем необходимых материалов, отправиться с ним в отдел комплектации специализированного строительного супермаркета, где в соответствии со списком отгрузят все элементы готового каркаса, окна, двери, облицовочные плиты и точно, «в граммах», отмерят требуемый объем доски и вагонки для обшивки, кровельного покрытия... Все необходимые комплектующие вплоть до электрических розеток поступают в контейнерах со складов поставщиков прямо к вам на стройплощадку, где все это встречает бригадир с проектом и перечнем комплектующих в руках: все по книжкам — и никаких остатков, излишков и обрезков, которые придется вывозить или сжигать. Последние остаются непосредственно на месте производства и подвергаются переработке. Из щепок и опилок делают облицовочные плиты и топливные брикеты.

Примерно так строят дачные дома в Европе многие представители среднего класса, желающие сэкономить. У нас подобный педантизм применительно к строительной комплектации почему-то не приживается. Наверное, потому, что отечественные домо-владельцы если не стеснены в средствах, то предпочитают дом «под ключ». А если стеснены — экономят на всем, включая качество, и готовы прочесывать все магазины и стройбазы в поисках уцененных неликвидов.

3. Дом с конвейера

Сегодня окрестности Петербурга застраивают каркасными домами не только бригады гастарбайтеров. Есть целый ряд уважаемых компаний, поставивших производство каркасных домов на конвейер. Поточность производства, впрочем, не означает, что дома получаются одинаковыми, как хрущевки: многие архитекторы, чьи решения односемейных коттеджей стали бестселлерами на рынке готовых проектов, «затачивают» свои разработки и под каркасные технологии.

Основа стены каркасного дома заводского изготовления — «сэндвич»-панели. Эти изделия, производство которых поставлено на поток, тоже бывают разными. Производители порой экспериментируют и с вариантами облицовки, и с утепляющими вставками, но, оставив за рамками сегодняшнего обзора многочисленные технологические подробности, отметим, что именно здесь контролю качества уделяется первостепенное внимание. И «сэндвич»-панели, и каркасные конструктивы, выпускаемые в заводских условиях, просто обязаны соответствовать ГОСТам и СНиПам.

К вопросу о качестве

Каждый будущий домовладелец идет к реализации мечты о доме своим путем. Один — строит сам, с помощью родных и соседей; другой — только управляет стройкой, а разные бригады и компании выполняют определенные виды работ; третий — заключает договор со строительной организацией, которая обязуется построить дом «под ключ». Сказанное не означает, что в последнем случае дом состоится, а в первом — нет. Более того, не все строительные организации обеспечивают заявленное в рекламе качество.

Один из ключевых вопросов, связанных с каркасным домостроением, — теплосбережение. Порой частный заказчик отказывается от каркасного дома в пользу, к примеру, рубленого или каменного только потому, что, по его словам, «это хлипкая конструкция, которая продувается всеми ветрами». Ну а компании, производящие каркасные дома, любят рисовать в рекламных буклетах гистограммы, показывающие, что 10 см применяемого ими эффективного утеплителя заменяют чуть ли не полутораметровую кирпичную кладку. Истина, как водится, лежит где-то посередине, в чем довелось убедиться, «подписав» строителей и домовладельцев на эксперимент.

В редакции «ЗО» решили протестировать свежепостроенные дома при помощи тепловизора — довольно-таки дорогого измерительного прибора, демонстрирующего на мониторе все утечки тепла. Мы предложили представителям нескольких строительных организаций показать товар лицом, чтобы доказать покупателям, что они строят качественно.

Однако, как ответственные экспериментаторы, мы «начали с себя», в качестве альтернативы проверив собственные дачные дома, построенные по собственным же проектам. На призыв редакции охотно откликнулись представители компании «ТКДом Гатчина», где тепловизор марки Flir systems уже давно применяют при сдаче домов. К слову, именно в этой компании нам любезно предоставили этот прибор для тестирования как наших «образцовых» домов, так и домов других компаний. Кроме того, Александр Водовозов, генеральный директор «ТКДом Гатчина» предложил для исследования и объекты компании.

Наш выбор пал на дом, построенный в поселке Володарский два года назад. Это коттедж из «сэндвич»-панелей, облицованный отделочным кирпичом, снаружи выглядит безупречно. Нашему визиту хозяева несколько удивились: зачем тестировать дом, с отоплением которого, по их словам, не возникает никаких проблем.

Итак, приступаем к замерам. Как видно на мониторе, потери все-таки есть, однако каркасная технология тут ни при чем. Тепло, пусть в данном случае и не фатально, но уходит через закрытые окна и двери (на экране прибора, объектив которого наведен на дом, можно видеть красные квадраты, повторяющие контуры оконных проемов). Как бы нас ни убеждала реклама производителей стеклопакетов в том, что их изделия держат тепло, как термос, драгоценные калории уходят через окна значительно активнее, нежели через каркасные стены со стандартным утеплением. Кроме того, «мостиком холода» становится входная металлическая дверь, даже если внутри нее проложен утепляющий материал. Двойные двери в нашем климате — насущная необходимость.

Второй тестовый образец — дачный дом близ поселка Большая Ижора. Это уже не заводская сборка, а постройка, над которой трудились местные специалисты. В качестве методического пособия для бригадира использовалась книга, описывающая возведение каркаса по технологии «платформа». Ячейки каркаса утеплены вставками из пенопласта толщиной 150 мм. Откровенно говоря, хозяева жаловались, что в доме прохладно. И теперь, глядя на экран чуда электроники с гордой надписью «Flir systems», точно фиксирующего десятые доли градуса различными цветовыми оттенками, хозяин дома с грустью констатировал: да, тут Василий сплоховал — отвлекся, а тут Мустафа запенить поленился… Самыми проблемными оказались стыки между полом и стенами, а также места примыкания стропильной системы к верхней обвязке каркасной стены. На одном из приведенных здесь снимков можно увидеть, как светится фрагмент фронтона: рабочие, выполнявшие внутреннюю обшивку гипроком, попросту «забыли» положить утеплитель. Резюме: неплохая получилась дача, но, пока не устранены недоделки, она будет только летней. Конечно, дом можно сделать полноценным зимним, только его владельцам придется повозиться. Соседи, наблюдавшие за нашими экспериментами, предложили, по их примеру (вот они, «народные» рецепты, не приемлющие никакого рационализма!), расширить фундамент и обложить дом кирпичом. Такие жертвы, конечно, ни к чему. Однако в местах, которые светятся на мониторе тепловизора красным, внутреннюю обшивку придется разбирать (хорошо, что обои еще не успели наклеить).

Все увиденное и изложенное заставляет сделать следующие выводы. Во-первых, строительство каркасного дома необходимо доверять профессионалам. Во-вторых, работу профессионалов в любом случае должны контролировать другие профессионалы. При выполнении таких видов работ, как закладка фундамента, возведение каркаса, закладка утеплителя и облицовка стен, за спиной исполнителя должен постоянно стоять контролер с лазерным уровнем и тепловизором. Таким образом, дома заводского изготовления оказываются менее зависимыми от человеческого фактора, нежели домокомплекты и конструкции самостоятельной сборки.

В следующих публикациях мы обязательно исследуем качество домов из калиброванного бревна и профилированного бруса. У них встречаются совсем другие, но тоже вполне излечимые «детские болезни».

В избранном В избранное
5604
Предложения