Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Тепло финского дома

Деревянные дома / 31.03.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В очередной раз приходится убеждаться в том, что наши северные соседи — финны обгоняют российское деревянное домостроение почти так же, как японцы отечественный автопром. Финские дома промышленного производства уютны, красивы и продуманы до мелочей. К слову, они и в Японии, куда уже многие десятилетия экспортируются, имеют не меньший успех, чем в Финляндии японские автомобили. В России финские дома часто стараются не импортировать, а копировать, причем, мягко говоря, не слишком успешно. Впрочем, есть и исключения: и у нас «настоящий финский деревянный дом» — устойчивый бренд в глазах тонкого слоя ценителей, в основном москвичей и петербуржцев. Сотрудники редакции «ЗО» побывали в гостях у старейшего производителя домов — на фабрике Rantasalmi Oy, что близ древнего финского города Савонлинна.

Российское и финское деревянное домостроение, при в общем-то сходных климатических условиях стран, основаны на принципиально разных платформах. Два-три года назад хитами российских каталогов проектов стали «европейские» дома с входом через просторную гостиную со вторым светом и уютными спальнями в мансардах. Но, будучи выполненными в рамках отечественных технологических решений, часто оказывались не слишком теплыми. Основная причина — отнюдь не свободная планировка, а неправильный выбор утепляющих материалов, ошибки в расчете систем отопления. Нажегшись на ошибках, российские строители опять стали предлагать заказчикам отказываться от двухуровневой гостиной в пользу привычного членения по этажам, а вместо пологой утепленной кровли рекомендовали традиционные комнаты с проветриваемыми чердачными пространствами в мансардах. Заимствуя планировочные решения, мы часто забываем, что основаны они на выверенных и отточенных годами технологиях и опыте эксплуатации. В результате, увидев просторный зимний дом, где использован каждый квадратный метр пространства, российский прораб изрекает: «Так строить нельзя, дом будет не протопить».

Примечание

Что же касается деревянных домов в самой Финляндии, то, несмотря на суровые зимы, там смело строят отнюдь не избушки-пятистенки, а просторные коттеджи с высокими потолками. Стены у таких домов тоже далеко не полуметровой толщины. Теплопотери сводятся к минимуму за счет качественных и тщательно подобранных материалов, однокамерных стеклопакетов с дополнительным «ветровым» стеклом, тщательной заделки всех углов и сопряжений.

Сегодня российские чиновники часто предлагают застраивать сельские районы, заимствуя финские домостроительные технологии и методики. Однако с того момента, когда жилищные проблемы в Финляндии решались за счет частных самозастройщиков, которые, вооружившись специально разработанными для них проектами и брошюрами с методическими указаниями, строили для своих семей дома по технологии «платформа», прошло полвека. За это время деревянное домостроение стало в Финляндии и успешно реализованным национальным проектом, и высокоразвитой индустрией.

Законодатели деревянной моды

Деревянный дом справедливо считается у нас самым теплым и экологичным — прочитать об этом можно в рекламном буклете любой строительной фирмы. Повторяться не будем. Между тем дома из дерева бывают разными. В России есть мастера, владеющие секретами ручной рубки, позволяющими сделать дом теплым, красивым и «живым». Но это товар уникальный, штучный, как произведение авторского ателье.

Финляндия ориентируется на промышленное производство сборных деревянных домов, причем над постоянной модернизацией этой продукции работает целая армия архитекторов, дизайнеров, инженеров разного профиля. У домостроителей и лесопромышленников есть свои, и к слову, весьма влиятельные, профессиональные ассоциации. Ежегодные выставки-ярмарки, экспонаты которых после окончания сезона становятся частными домами и заполняют новые кварталы индивидуальной застройки, выявляют модные архитектурные решения и тенденции. Финляндия — признанный законодатель мод в области деревянного домостроения.

При этом условия, в которых работает «законодатель мод», легкими не назовешь: требования к теплосбережению, охране окружающей среды, заготовкам леса и качеству продукции постоянно ужесточаются. Даже терпеливые и основательные финны начинают поругивать собственную бюрократию и европейских чиновников. В частности, с 2010 года дом из клееного или профилированного бруса толщиной меньше 270 мм и не имеющий дополнительного утепления в Финляндии просто не примут в эксплуатацию для постоянного проживания (а у нас даже в коттеджных поселках бизнес-класса встречаются дома из калиброванного бревна диаметром 180 мм). Таким образом, европейским домостроителям поставили очередную планку.

В таком традиционном деле, как деревянное домостроение, тоже используются новейшие технологии. Сжигать для их отопления кубометры дров в Европе уже давно стало плохим тоном. Подавляющее большинство частных домов сегодня с тепловыми насосами и геотермальным отоплением. Массовое распространение тепловых насосов стало настоящим прорывом, сравнимым разве что с тотальным отказом от карбюраторных автомобильных двигателей. Хотя еще три года назад домовладельцы Финляндии считали насосные установки и скважины непомерно дорогим удовольствием. Другая составляющая современного финского дома — экологичные утеплители из переработанной до практически «пищевого» состояния целлюлозы. Материалы на основе минеральной ваты и вспененных пенополистиролов стремительно сдают свои позиции. Но об этом дальше.

Собственно говоря, в гости к представителям крупной домостроительной компании Финляндии мы и отправились для того, чтобы изучить основные секреты теплого и эргономичного финского дома.

Лидеры без заборов

На фабрике Rantasalmi Oy работают семьдесят человек, а ее территория занимает всего 16 га — по нашим меркам, это совсем небольшое предприятие. Однако и производственных площадей, и штата сотрудников, как оказывается, вполне достаточно для того, чтобы оно стабильно входило в пятерку крупнейших в Финляндии, экспортирующих свою продукцию на все континенты. Среди менеджеров есть настоящие полиглоты: знают не только основные европейские языки. С японскими заказчиками здесь общаются на японском, с русскими — на русском.

Без представителей и проектов Rantasalmi Oy не обходится ни одна значимая европейская строительная выставка. Не забывают в компании и о земляках: ее владелец Пертти Кархинен с гордостью показал нам ледовый дворец, который построен предприятием в Рантасалми, что называется, в родной деревне с населением чуть больше 4 тыс. человек. Это спортивный объект международного класса, и в нем уже проходили соревнования по хоккею среди молодежных сборных европейских стран и их заокеанских сверстников (сам Кархинен — страстный хоккейный болельщик).

Рационализм, который не мешает финнам быть дружелюбными и гостеприимными, начинается непосредственно у въезда на территорию фабрики. Хотелось бы написать «у проходной», но ни проходной, ни ворот, ни даже забора нет и в помине. Через территорию фабрики, прямо между офисом и производственными цехами проходит внутрипоселковая дорога. По ней изредка проезжают автомобили. Руководитель российского экспортного направления Rantasalmi Oy Наталия Лойкканен говорит, что, когда финские домостроители приезжают в петербургские предместья, их поражают не только размах наших коттеджей, но и фундаментальные ограждения частных территорий, которые порой явно дороже, чем постройки за ними. В Рантасалми, как, впрочем, и в Савонлинне, заборов практически нет: финны, по всей видимости, считают их излишеством.

Фабрике Rantasalmi Oy недавно исполнилось шестьдесят лет. В холле заводского офиса висит выполненный в технике резьбы по дереву портрет худощавого человека в огромных по моде сорокалетней давности очках с роговой оправой — основателя и первого владельца Осмо Руотсалайнена. Он был экономистом, сразу после войны, переехал из финской столицы в глубинку и в 1946 году открыл пилораму. Расчет на выгодное расположение предприятия — рядом железная дорога, линия электропередач, незамерзающий Сайменский канал — оказался верным. Кроме традиционных пиломатериалов, предлагали сборные сауны. В 1958 году небольшой домик-баня, сделанный с финской основательностью, имел неожиданно громкий успех на строительной выставке в Брюсселе, привлек массового европейского заказчика и определил направление развития. С этого момента финский дом пошел на экспорт.

Сам хозяин жил в небольшом домике на территории самой фабрики. После его смерти в 1975 году предприятием управляло Объединение лесной промышленности Финляндии. Нынешний владелец, Пертти Кархинен, пришел на предприятие в 1995 году в качестве управляющего, и перед ним стояла задача создания высокотехнологичного домостроительного производства, «заточенного» на экспорт продукции. Одно из решений, предопределившее успех предприятия на последнее десятилетие, — разработанная в Рантасалми еще в семидесятые годы прошлого века и имеющая множество европейских патентов и сертификатов технология «экорекс».

Только древесина, и ничего, кроме древесины

Упомянутая выше технология — это гордость домостроителей из Рантасалми (кроме домов по «экорекс», завод выпускает и дома из массивного и клееного бруса разных сечений). Но если еще два-три года назад она просто позволяла построить недорогой и теплый деревянный дом, то сегодня, после ужесточения требований к энергосбережению в ЕС, стала весьма востребованной. Стеновой «сэндвич», созданный по технологии «экорекс» являет собой наружную стену из бруса толщиной 70 мм, к которой изнутри крепится деревянный каркас, а внутренняя плоскость по желанию заказчика обшивается деревянными стеновыми панелями «под брус» (таким образом получается стена из бруса с теплой сердцевиной) либо плитными материалами под чистовую отделку (сегодня, когда многие европейские, в том числе финские, потребители устали от сплошного дерева в интерьере, такой вариант заказывают все чаще). Ячейки каркаса заполняются целлюлозным волокном (то есть, по сути, той же древесиной), прошедшим специальную обработку. Секрет заключается в том, что оно не гниет и не поддерживает горение, в нем не заводятся мыши и насекомые, но при этом материал отвечает самым строгим нормам экологической безопасности, что подтверждено всеми необходимыми финскими и общими для стран Евросоюза сертификатами. Как следствие, стена дома, построенного по технологии «экорекс», идеальна по тепло- и звукоизоляции, а также абсолютно гипоаллергенна (это преимущество уже ощутили на себе заказчики, в том числе российские, домашние которых остро реагируют даже на составы, применяемые при строительстве из клееного бруса). «Экорекс» Rantasalmi Oy в настоящее время является единственной строительной конструкцией в Финляндии, которой дано право использовать знак сотрудничества с обществом «Аллергия и астма».

На первый взгляд дом, построенный по такой технологии, в технологическом отношении ближе к каркасному (в отличие от строения из цельного бруса, он не подвержен усадке). Однако разработчики утверждают, что речь в данном случае идет о полноценном деревянном доме: утепляющая прослойка по составу близка к сердцевине дерева. А в «каркасниках» в качестве утеплителя обычно используют материалы на основе минеральной ваты или вспененных пенополистиролов. Таким образом, стены выполнены только из древесного волокна. Это главное, что отличает подобную конструкцию, наследующую все преимущества рубленого и каркасного домов.

«Экорекс» — это не просто «сэндвич»-панель на основе продуктов переработки натуральной древесины. Это еще и особая технология заделки углов (если проект требует, используются специальные угловые вставки, имитирующие рубку), а также утепления всех точек сопряжения и подкровельного пространства. Согласно технологии «экорекс», вначале возводятся стены и крыша (кровля может быть из любого приглянувшегося заказчику материала), затем прокладываются все инженерные коммуникации, потом посредством специального «пылесоса» производится утепление стен и подкровельного пространства целлюлозной композицией и в завершение внутренняя отделка помещений.

Одна из особенностей современного финского коттеджа — теплая, но легкая «шапка», сохраняющая дорогое и дефицитное тепло. К утеплению подкровельного пространства финны подходят с педантизмом: если стандартная толщина наружной стены «экорекс» — 235 мм (к слову, она обеспечивает в два раза меньшие теплопотери, нежели ее основной конкурент — клееный брус такой же толщины), то кровельный пирог требует почти двукратного увеличения расхода целлюлозы. Такая крыша, с точки зрения финнов, не только хорошо хранит тепло зимой, но и не допускает перегрева мансарды летом.

Финско-японский и финско-русский дом

С точки зрения представителей Rantasalmi, которых мы попросили описать традиционный финский коттедж, получился примерно такой вариант: дом площадью 120–150 кв. м (один–полтора этажа), под хорошо утепленной кровельной «шапкой», с уклоном ската кровли 20,50. В городской черте дома по технологии «экорекс», как правило, возводятся без декоративных рубленых углов. У типичного финского дома большие окна и непременно большая терраса. Часто прямо с этой террасы можно попасть в сауну (какой же финский дом без сауны?!). В отделке помещений преобладают деревянные поверхности, монотонность которых разбивают поверхностями, отделанными плиткой или обоями (все-таки иногда взгляд должен отдыхать от окружающего со всех сторон дерева). Зато полы в финских домах в основном дощатые или паркетные. Большое внимание уделяется энергосберегающим свойствам, поэтому в качестве отопления в последние годы используется в основном геотермальное — с тепловым насосом. «Умный дом» в Финляндии давно перестал быть экзотикой — практически у каждого хозяина есть компьютеризированная система охраны, широкополосный доступ в Интернет, автоматическая система управления всем инженерным оборудованием. Гаражей финны уже почти не строят, зато всегда предусматривают навес для машины во дворе.

Общаясь с заказчиками, представляющими разные страны и континенты, менеджеры фабрики примечают национальные особенности и местные предпочтения. Такие наблюдения помогают предложить каждому заказчику именно такой дом, который он мог бы назвать не только «настоящим финским», но и своим. В частности, по словам Наталии Лойкканен, в Японию в основном экспортируются двухэтажные дома из клееного бруса площадью 150–200 кв. м, строгих прямых форм, без каких бы то ни было излишеств. Учитывается и то обстоятельство, что на стройплощадке в Стране восходящего солнца, скорее всего, будет минимум места для размещения материалов и работы строительной техники: огораживая стройплощадку, японцы экономят каждый квадратный метр.

Одна из особенностей «финско-японского» дома — максимальное использование дерева, из которого выполняют не только наружные стены, но и основные видимые конструкции интерьера. Для Японии деревянный дом — признак весьма и весьма преуспевающего домовладельца. Традиционные финские сауны японцы не жалуют, зато у них всегда есть ванные комнаты. Печь или камин в японском доме редки: дров в стране днем с огнем не сыщешь, а на их сжигаение в некоторых районах требуется специальное разрешение. Вместо традиционных для Европы холла или гостиной предусматривается помещение без мебели (татами). В нем может быть устроена молитвенная комната или комната для приема почетных гостей.

Немецким заказчикам финны предлагают средние по размерам одно- или двухэтажные дома, чаще до 160 кв. м, с хорошо продуманными планировками, без лишних комнат: рачительные немцы не терпят пустующих и неиспользуемых помещений. Зато редкий дом обходится без щедро остекленной веранды, которая используется в качестве зимнего сада. Еще немцы предпочитают довольно крутые крыши (самый «ходовой» вариант — 340), натуральную черепицу, большие террасы и балконы и широкие двустворчатые остекленные двери. В интерьерах доминируют массивные потолочные балки. При этом в доме обязательно есть хотя бы одна уютная комнатка, оклеенная классическими обоями.

Вкусы французских заказчиков в общем и целом совпадают с предпочтениями немецких, разве что во Франции котируются крыши с большими свесами. Внутренняя отделка — обои или непритязательные стеновые панели.

Интересы Rantasalmi Oy в России представляет компания «Усадьба», сотрудники которой стремятся приспособить финские дома к пожеланиям российских потребителей. По словам Дмитрия Ильина, директора по маркетингу ООО «Усадьба», российские клиенты не так тяготеют к рационализму, как европейские, и, если судить по характеру заказов, их пока меньше затронул мировой экономический кризис. Россияне по-прежнему предпочитают весьма и весьма просторные двухэтажные дома — 200–300 кв. м, большие террасы и веранды, сложные конструкции кровли, просторные спальни с балконами. Чаще всего российский клиент «Рантасалми» не довольствуется скромной сауной, поскольку для него баня — это целый оздоровительный комплекс. А в гостиной (которая обязательно со вторым светом) непременно должен быть массивный камин. В целом же, по мнению Дмитрия Ильина, для россиян, даже в трудные времена не привыкших экономить на площадях и пространствах, технология «экорекс», позволяющая снизить затраты по сравнению со строительством из массивной древесины, оказывается доступным и во всех отношениях привлекательным решением.

В избранном В избранное
19739
Предложения