Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Русская масленица, деревянный телец и огонь-баба

Отдых в Лен.области / 31.03.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Если бы кому-то сегодня пришло в голову написать поэму «Кому на Руси жить хорошо», страницами, изображающими положительных героев, непременно стали бы те, что посвящены обитателям деревни Никола-Ленивец в Калужской области. Они и на самом деле хорошо живут: не то чтобы всех богаче, но зато как-то одухотворенно и празднично.

Виной всему Николай Полисский — художник, закончивший в свое время питерскую «Муху», единственный митек, живущий в Москве, и вот уже 10 лет как основатель проекта «Никола-Ленивец». Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», проходящий два раза в год, в феврале 2009 года был приурочен к Масленице и стал продолжением летнего фестиваля «Ноев ковчег».

Главные герои февральского фестиваля появились на свет в результате художественного замысла Василия Щетинина (проект «Позолоченный телец»), Константина Ларина и журнала DOMUS (проект «Огонь-баба») и архитектурного бюро «Рождественка» (акция «Жена Ноя»). Воплощался замысел в жизнь усилиями тех самых мужичков, которым впору стать положительными героями современной поэмы о крестьянской жизни.

Когда в свое время Николай Полисский, идейный вдохновитель всего ныне происходящего на фестивале «Архстояние» и вокруг него, искал место, чтобы основать деревню художников, необычные названия деревень были одним из критериев выбора. Никола-Ленивец и Звизжи подошли идеально, хотя в первой деревне в те времена остался всего лишь один местный житель. Легенды о происхождении этих названий тесно связаны с борьбой против татарского ига. Например, Звизжи будто бы нарекли так потому, что некогда на крутом берегу реки Угры богатырь русский булатным мечом истязал свинью, которая визжала как резаная. Целью такого злодейства было устрашение врагов-татар, расположившихся на другом берегу.

Рассказ про Николу-Ленивца менее кровожаден. Однажды, накануне праздника Николая Угодника враг вероломно напал на русское поселение. Дружинники сдали его без боя, чтобы сохранить войско. Радуясь легкой победе, враг взялся пировать и, как следствие, обленился. Тем временем наши собрали силы в кулак и в Николин день прогнали врага обратно за реку. А еще позднее здесь произошло событие, считающееся и поныне окончанием татарского ига, — известное стояние на реке Угре: в 1480 году два войска простояли месяц на разных берегах реки Угры, смотрели, смотрели друг на друга и разошлись. Словом, места знатные, есть о чем посудачить тем, кто живет здесь сегодня, если наскучит им обсуждать актуальное искусство, процветающее в этих двух деревнях в рамках проекта художника Полисского.

Чего только не повидали берега реки Угры за последние десять лет! Толпой сбегали к воде вылепленные мужиками снеговики, боле двух сотен числом; разномастной стаей прилетали сюда деревянные грачи, нарушившие, к слову сказать, своим полетом и сложившиеся столетиями сроки птичьих миграций, и законы гравитации (в параллельном измерении, именуемом искусством, все иначе!). А в прошлом году приплыли сюда ноевы ковчеги, да так и остались стоять на площадке, где обычно и проходит мероприятие. Не запугаешь теперь здешних мужичков — сядут да уплывут…

Февральское «Архстояние» собрало невиданное доселе число народу — со слов очевидца, чудом нашедшего место для парковки, приехало сюда Масленицу попраздновать в высокохудожественной обстановке около 10 тысяч человек. Философская подоплека этого зимнего события была изложена его устроителями: «Действо является продолжением летнего фестиваля «Ноев ковчег», который отвечал идее взаимоотношений человека и природной стихии. Зимний фестиваль призван осветить идею взаимодействия человека и цивилизации. Актуальность современной ситуации в мире можно обозначить как переломно-переходную. Меняются ориентиры: экономические, социальные, геополитические. Начинается нечто новое в жизни человечества. Дата проведения фестиваля связана с еще одним событием — праздником Масленицы. Сжигаемое чучело зимы в архаичной русской традиции символизирует уничтожение негативных явлений холодной поры. Как и великий потоп, огонь связан с последующим зарождением нового жизненного цикла».

Неизвестно, что подумали мужички, прочитав это идейное обоснование художественного явления, но в самом явлении участвовали активно. Плодом их деятельности под руководством архитектора Василия Щетинина стал деревянный телец. Как говорит сам Василий, это их ответ быку с Уолл-стрит (Wall Street Bull), символу агрессивного финансового процветания. Деревянный бык лишен агрессии, он воплощает терпение, близость к корням, сохранность и тыл. Это и корабль-ковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизма), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром венчают скульптуру мощные позолоченные рога.

Еще один масленичный проект «Огонь-баба» создан архитектором Константином Лариным и журналом DOMUS. Задумывалась баба как существо праздничное, радостное — символ проводов зимы. На деле так оно и вышло, особенно это прочувствовали те, кто не поленился несколько раз подряд исчезнуть у нее под подолом и появиться потом на верхушке горки, откуда им предстояло весело скатиться вниз — в лучших русских традициях. «Баба», масштабная, как все русское, вместительная, огромная, послужила и еще одной традиции, а именно разжиганию костра. В финале праздника ее сожгли, порадовавшись ярким языкам высокого пламени.

А вот акция «Жена Ноя», разработанная архитектурным бюро «Рождественка», прошла не совсем так, как задумывали художники. По их планам большая полиэтиленовая скульптура жены Ноя должна была подняться в небо, а затем распасться на множество различных стилизованных пар людей и зверушек. Такова задуманная интерпретация библейского сюжета применительно к традиционному русскому празднику Масленицы, пришедшему еще из языческой культуры. Однако что-то не сработало в механизме, запускающем распад бабы, и стилизованные парочки так и не появились на свет. Однако полет библейской женщины все же имел место быть и сам по себе народ порадовал.

Мужики же местные, напрямую причастные к происходящему, всему этому действу со всеми вместе порадовались, блинов поели и стали мысленно готовиться к новому фестивалю, летнему — время-то летит быстро, особенно если жить радостно…

В избранном В избранное
1319
Предложения